Базовый учебник: Учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов. А.С.Чесноков и С.И.Шварцбург – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 280 с..
Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика»,раздел 2 «Дробные числа и действия над ними», глава 7 «Умножение и деление десятичных дробей», п.36 «Умножение десятичных дробей»,1-й урок по календарно-тематическому плану по данной теме.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: Введение алгоритма умножения десятичных дробей. Формирование у учащихся умения выполнять умножение десятичных дробей.
Цели (задачи) урока:
- образовательные:
Работать по введению алгоритма умножения десятичных дробей и формировать у учащихся умение выполнять умножение десятичных дробей.
- воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. Учить ясно и точно выражать свои мысли и проводить рефлексию деятельности ребенка.
развивающие:
Развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность, развивать умение рационально планировать работу, осуществлять контроль за своей деятельностью и продолжить работу по развитию устной и письменной речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выполнять умножение десятичных дробей.
Решать простейшие задачи с применением умножения дробей.
Применять полученные умения для решения задач практического содержания.
Применять оценку и прикидку в ходе вычислений.
Метапредметные:
Действовать в соответствии с алгоритмом.
Видеть математическую задачу в окружающей жизни
Строить логические рассуждения.
Личностные:
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Решать простейшие творческие задания.
Формулировать. аргументировать и отстаивать своё мнение.
Формы работы учащихся: в парах, фронтальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, плакат с «деревом» и цветные листочки (зеленый, желтый, коричневый)
№п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УДД
1.
Мотивация к учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
-Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте соседу по парте хорошего рабочего настроения.
А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.
-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
Давайте запишем число в рабочей тетради
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
В паре улыбаются друг другу.
-Я желаю тебе, Алина, хорошего рабочего настроения и т.д.
Открывает тетрадь и записывает число
Улыбка с соседом по парте
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1.1Давайте вспомним. кто описал правила вычислений с десятичными дробями?
1.2 Кто дополнит? (показ портрета Аль-Коши)
Молодцы!
2) На доске записаны примеры :
1,3*76, 12,34*5; 13* 76; 5* 568; 1,3* 7,6; 5,78*10; 1,36*15; 578*10; 1,4*43 ; 14*43;
Разбейте их на 2 группы
I - умножение натуральных чисел;
II – умножение десятичных дробей на натуральное число.
3) Восстановите цепочку:
1,3*? =1,3*(76:10)=(1,3*76):10=98,8:10=?
1.1Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал- Каши.
1.2Аль- каши – знаменитый ученый 15 века, который впервые описал действия с десятичными дробями. Записывал он десятичные дроби также , как принято сейчас, но вместо запятой ставил вертикальную черточку.
В тетрадях записывает примеры, разбив их на две группы.
2) I - натуральные числа:
13*76; 5* 568; 578 *10; 14*43 .
II – десятичные дроби.
1,3*76; 12,34*5; 5,78*10; 1,4*43; 1,36 *15;
1,3*7,6=1,3*(76:10)=(1,3*76):10=98,8:10=
9,88
1,3*76, 12,34*5; 13* 76; 5* 568; 1,3* 7,6; 5,78*10; 1,36*15; 578*10; 1,4*43 ; 14*43;
1,3*? =1,3*(76:10)=(1,3*76):10=98,8:10=?
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Познавательные УУД: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .
Коммуникативное УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме .
3.Целеполагание и мотивация
Проблемная ситуация
1)в какую группу вы отнесли произведение 1,3*7,6
2)что заметили необычного?
3)какое отличие вы заметили?
4)а мы знаем как умножать две десятичные дроби?
5)какая же цель нашего урока?
6)Как вы думаете, в новом алгоритме первое действие изменится или останется без изменений?
7)тогда как мы назовем тему нашего урока?
Правильно ребята, запишем в тетради тему урока «Умножение десятичных дробей»
8)Какая же цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
9)а могли бы вы сформулировать правило умножения десятичных дробей?
1)Ни в какую
2)В примере даны две десятичные дроби
3)наличие запятых в двух множителях
4)нет
5)узнать как перемножить две десятичные дроби
Без изменений
7)тема урока «Умножение десятичных дробей»
- Изучить правило умножения десятичных дробей
9)дети пытаются сформулировать правило
Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь, надо выполнить умножение , не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях.
1,3*7,6=9,88
Знание правила умножения десятичной дроби на N.
Формулировка правила
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ,принимать решение в проблемной ситуации
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Давайте сверим наше предположение с правилом из учебника (стр.214)
1)Учитель объясняет это правило на доске на примере: 1,3*7,6
2. Выполните умножение: a)125,4 · 0,01; б)2,14 · 0,5;
3. Длина спортивного зала 8,37 м, а его ширина 18,45 м. Чему равна площадь пола? Ответ округлите до десятых долей квадратного метра.
4. Составьте задачу с использованием чисел:2,5; 13,2 и 22,5, которая бы решалась умножением десятичных дробей и предложите соседу по парте решить ее. Выбрать интересные задачи и решить их с классом.
Чтобы перемножить две десятичные дроби. надо:……..
Алгоритм
2)Дети записывают в тетрадь и действуют по алгоритму
4)работают в парах
Правило на странице 214
Практическая работа 2.1
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
5.Первичное закрепление
Организует работу обучающихся на решение базовых заданий по новому алгоритму с проговариванием
правила
Выполняют задание на умножение десятичных дробей с проговариванием установленного алгоритма (отделить запятой …)
Из учебника. № 1397(а,в,д,ж.и,к)
Регулятивные УУД :
Действовать по алгоритму. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
6. Релаксация (физкульт минутка).
Сменим деятельность
(приложение. )
Выполняет физкульт минутку
7. Организация первичного контроля
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Презентация (Слайд 2)
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Выполняют самостоятельную работу.
Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону ( Слайд 2)
Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.
Слайд№2
Регулятивные УУД :
Действовать по алгоритму. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
Получить возможность расширить кругозор по родному краю
Испытывать чувство гордости за малую Родину(задача 1 варианта)
8. Подведение итогов урока.
- Что изучали сегодня на уроке?
- Кто желает сформулировать правило умножения десятичных дробей?
- Давайте вместе проговорим правило умножения десятичных дробей
Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Отвечает на вопросы учителя.
Проговаривает правило
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне аддекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
9. Информация о домашнем задании
Задает домашнее задание. Поясняет выполнение номеров из домашнего задания, если у детей возникают вопросы по его выполнению
Записывает в дневник домашнее задание, задаёт вопросы
Прочитать п. 36, выучить правило умножения десятичных дробей на стр.214;
На «5»: № 1432; 1433, Придумать задачу, которая решалась бы выражением: 1,7·3,5+1,7·6,5
На «4»: № 1432; 1433
На «3»: № 1432.
Выбирают задание в соответствии с уровнем развитии\я.
10. Рефлексия
Предлагает приклеить листочек на «дерево» в связи с психо-эмоциональным состоянием мотивации собственной деятельности взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Понял тему урока – приклеивает зеленый листочек; недостаточно усвоил материал, то приклеивает желтый листочек; не понял тему урока совсем – приклеивает коричневый листочек
Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия
Мне очень было приятно работать с вами . Наше дерево на уроке зазеленело. Спасибо за урок!