kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 8 классе "Уравнения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

: -  Обобщить знания учащихся  об уравнениях, продолжить формирование навыков     

               решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений;

             - способствовать воспитанию всесторонне развитой личности, воспитанию

                этических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

Интеграция: математика – химия – физика – русская литература.

Оборудование: портреты О. Хайяма, Ф. Виета, Р. Декарта, Евклида, Н. И. Лобачевского, карта Среднего Востока (ХI век).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе "Уравнения". »

Тема: Уравнения.

(Интегрированный урок алгебры в 8 классе)

Цели: - Обобщить знания учащихся об уравнениях, продолжить формирование навыков

решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений;

- способствовать воспитанию всесторонне развитой личности, воспитанию

этических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

Интеграция: математика – химия – физика – русская литература.

Оборудование: портреты О. Хайяма, Ф. Виета, Р. Декарта, Евклида, Н. И. Лобачевского, карта Среднего Востока (ХI век).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Прежде чем начать урок, я предлагаю вам послушать стихотворения и разгадать секрет нашего урока – его тему.

1-й ученик. Посвящение математике.

Строга, логична, величава,

Пряма в решеньях, как стрела,

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрекла.

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!

2-й ученик. В жизни часто нам приходится

Разные решать задачи

Нахождения чего-то и сравнения.

Помогают в этом уравнения.

3-й ученик. По праву достойна

В стихах быть воспета

О свойствах корней Теорема Виета

Что лучше, скажи,

Постоянства такого,

Умножишь ты корни –

И дробь уж готова!

В числителе – С,

В знаменатели – А,

А сумма корней

Тоже дроби равна,

Хоть с минусом дробь,

Разве в этом беда?!

В числителе – В,

В знаменателе – А.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет об…..(уравнениях).

Мы с вами попробуем обобщить свои знания о тех уравнениях, с которыми мы уже знакомы.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Что называется уравнением?

  2. Что называется корнем уравнения?

  3. Какие виды уравнений мы уже умеем решать?

1). Работа над линейными уравнениями.

- Вспомним всё, что мы знаем о линейных уравнениях. (Ответы учеников)

Уравнение вида ax = b, где a и b – некоторые числа, а х – переменная, называется линейным. Линейное уравнение может иметь один корень, если а ǂ 0; ни одного корня, если а = 0 и b ǂ 0; и бесчисленное множество корней, если а = 0 и b = 0.

Алгоритм решения уравнений, сводимых к линейным:

  1. Раскрыть скобки.

  2. Перенести слагаемые с переменной в одну сторону, а числа – в другую, изменив при этом знак.

  3. Найти корень уравнения, предварительно приведя подобные слагаемые.

Учащимся предлагается решить следующие уравнения:

а) 6х + 5(2х – 7) = 5х + 9;

б) 3(х – 5) = 3х + 8;

в) 8 + 2(2х – 9) = 4х – 10.

2). Работа над квадратными уравнениями.

Уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где а, b, с – некоторые числа (а ǂ 0), х – переменная, называется квадратным.

- Для решения квадратного уравнения находим дискриминант D: D = b2 – 4ас.

Если D ˃ 0, то уравнение имеет 2 корня; если D = 0, то один корень; если D ˂ 0, то уравнение корней не имеет.

- b ± √ D

Корни уравнения находим по формуле: х1,2 = -------------- .


Учитель. Если в уравнении а = 1, то уравнение называется приведенным.

- Для решения приведенных квадратных уравнений часто пользуются теоремой Виета: «Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену».

Иногда квадратные уравнения можно решать, пользуясь такими свойствами коэффициентов: если а + b + с = 0, то корни уравнения х1 =1 и х2 = с/а; если а – b + с = 0, то

х1 = - 1, х2 = - с/а.

Учащимся устно предлагается решить уравнения:

а) х2 – 7х + 12 = 0; б) 5 х2 – 11х + 6 = 0; в) 3 х2 + 7х + 4 = 0; г) 2 х2 – 7х = 0.

Учитель. Первым, кто описал решение линейных уравнений, был Муххамед аль-Хорезми, написавший трактат «Ал-джебра и ал-мукабала». В переводе на современный язык прием ал-джебра означает перенесение слагаемых из одной части уравнения в другую, ал-мукабала – приведение подобных слагаемых.

Способы решения квадратных уравнений содержатся у вавилонян, Евклида и Диофанта.

А чтобы быстрее запомнить формулу корней квадратного уравнения, можно выучить стихотворение: Чтобы найти количество корней,

Дискриминант ты вычислить сумей.

Нужно только очень постараться:

b в квадрат минус 4ас.

Быстро мы теперь ответ находим:

Минус b плюс-минус D под корнем

Делим на 2а – и будь таков!

Уравнения ответ готов!

3) Работа над дробно-рациональными уравнениями.

Учитель. Напомню алгоритм решения таких уравнений на примере:

х – 3 1 х + 5

--------- + ---- = -----------;

х- 5 х х(х – 5)

Решение. 1. Переносим все слагаемые в левую часть, изменив при этом знаки:



х – 3 1 х + 5

--------- + ---- - ----------- = 0;

х- 5 х х(х – 5)

2. Приводим дроби к общему знаменателю:

х – 3х + х – 5 – х - 5

------------------------------- = 0;

Х(х – 5)

3.Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель ǂ 0. Составим и решим систему:

х2 – 3х – 10 = 0; х1 =5;

х ǂ 0; =˃ х2 = - 2;

х ǂ 5, х ǂ 0;

х ǂ 5.

4.Исключаем из решений те значения переменной, которые обращают знаменатель в ноль.

Ответ: х = - 2.

Учитель.

Для чего нужно уметь решать различные уравнения? (Ответы учащихся)

- Правильно, чтобы с их помощью решать задачи. Но они оказывают помощь при решении задач не только в алгебре, но и в других науках, например в химии и физике.

Задача. Рассмотрим уравнение реакции соединения магния с сульфатной кислотой. Из химии вам известно, что в результате реакции выделяется водород.

2,4 x

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

22,4 12,4

Решение. По основному свойству пропорции получим: 22,4х = 2,4 ∙ 12,4 =˃ х = (2,4 ∙ 12,4)/22,4 ≈ 1,3 (л).

Корень уравнения х = 1,3, а с точки зрения химии мы нашли объем выделившегося водорода.

- какое уравнение нам пришлось решать? (Линейное)

Задача. Тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с, летит и под действием силы тяжести падает вниз. Через сколько секунд оно окажется на высоте 60 м?

Решение. Если не учитывать сопротивление воздуха, то высота может быть найдена по формуле: h = v0t – gt2/2;

60 = 40t - 5 t2;

t 2 - 8 t + 12 = 0.

Ответ: t1 = 2; t2 = 6.

- По теореме Виета нашли 2 корня уравнения. Что мы нашли с точки зрения физики?

(Тело оказывается на заданной высоте дважды: через 2 с и через 6 с после бросания.)

- В этой задаче нам пришлось решать квадратное уравнение.

И, наконец, задача из жизни. (Любая задача на движение или совместную работу.)

Задача. Баржа была разгружена с помощью двух подъемных кранов в течение 1,5 ч, причем 1 кран приступил к работе на 7 ч позже 2 крана. Известно, что 1 кран, работая один, может разгрузить баржу на 5 ч быстрее, чем 2 кран, работая отдельно. За сколько времени может разгрузить баржу каждый кран, работая отдельно?

Решение. Пусть за х ч может разгрузить баржу 1 кран, а за (х + 5) ч – 2 кран. 1/х – производительность 1 крана, 1/(х + 5) – производительность 2 крана.

8/х – часть работы сделанная 1 краном, 15/(х + 5) – часть работы, сделанная 2 краном.

Т.к. , работая вместе, они выполнили всю работу, то составим уравнение:

8 15

----- + ---------- = 1;

х х + 5

8х + 40 + 15х – х2 – 5х = ), если х(х + 5) ǂ 0.

х2 – 18х – 40 = 0

х1 = 20, х2 = - 2.

- 2 не удовлетворяет условию, значит. За 20 ч выполнит работу 1 кран, за 20 + 5 = 25 – выполнит работу 2 кран.

Ответ: 20 ч, 25 ч.

- Эту задачу мы решили с помощью дробно-рационального уравнения.

Но все разнообразие уравнений не исчерпывается только этими тремя видами уравнений, которые мы уже научились решать.

Для математиков, уже умевших после вавилонян, Евклида и аль-Хорезми решать линейные и квадратные уравнения третьей степени. Это желание понятно: ведь кубы – это объемы, их надо уметь вычислять. Решение простейших кубических уравнений, особенно если в них удачно подобраны коэффициенты, не представляет труда.

- Попробуйте найти корень уравнения 3х3 – 24 = 0.

Учащиеся решают уравнение.

- Ограничиваются ли все виды уравнений третьей степени только такими или могут встречаться ещё какие-то, а для их решения понадобятся какие-то другие приемы решения?

Первым. Кто отчетливо поставил этот вопрос и так же отчетливо дал ответ на него, был замечательный таджикский ученый и поэт Омар Хайям. О способах решения кубических уравнений мы поговорим позже, а сейчас просто попытаемся создать портрет человека, предложившего один из таких способов (геометрический), - портрет Омара Хайяма.

Родился Омар Хайям в 1048 году, почти 1000 лет назад, в городе Нишапуре, к югу от Ашхабада. Жил и работал Самарканде, Бухаре, Исхафане и других городах Средней Азии и Ирана (все называемые города можно показать на карте).Полное имя этого человека состоит из многих слов: Гиясаддин Абуль Фахт Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури, столько же, а может и больше, граней у его таланта. В молодости он увлекался астрономией и математикой, позже в нем пробудился интерес к географии, философии, поэзии. Первое его сочинение «Трудности арифметики» до нас не дошло. Но мы знакомы с одним из важнейших его трудов – сочинением «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы».

Эта книга содержала почти всю совокупность алгеброических знаний того времени. В ней дается классификация уравнений и излагается решение уравнений 1-й, 2-й и 3-й степеней, утверждается, что алгебра – наука об определении неизвестный с помощью уравнений. Это первое дошедшее до нас определение алгебры как науки. Алгебра Хайяма число словесная. Основным способом решения он считает геометрическое построение искомого корня В этом смысл идеи Хайяма

В 1077 г Хайям закончил работу над еще одним математическим трудом («Трактат об истолковании темных положений у Евклида»), содержащим оригинальную теорию параллельных прямых. Идеи, содержащиеся в этой книге, созвучны идеям Н. И. Лобачевского (это уже ХIХ век(.

Благодаря покровительству одного из министров, Хайям становится придворным астрономом и советником Мелик-шаха. Ему предоставлена крупнейшая обсерватория Ближнего Востока.

Хайям произвел реформу календаря, сделав его не лунным. А солнечным. Этот календарь отличается от современного всего на 7 с.

Многие восточные правители приглашали О. Хайяма стать придворным ученым.

В современном мире Омар Хайям известен как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший, объединенных в сборник «Рубайят».

Рубаи – один из самых сложных жанровых таджикско-персидской литературы. Объем рубаи – 4 строки, 3 из которых рифмуются между собой.

Маленькая книжечка его стихов живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну. Будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье. Хотя современники поэта считали его занятие рубаями несерьезным, его стихи мы читаем и сейчас.

Ваш возраст – возраст вопросов и ответов, вопросов. На которые вы не всегда можете найти ответы. Мудрый поэт поможет вам найти их. С высоты прожитых лет он даст мудрые советы, потому что имеет на это право. Право это выстрадано жизнью – трудной, полной испытаний. Он испытал взлеты при одних правителях и опалу, гонения при других. 10-15 лет он провел в уединении, общаясь только с книгой и размышляя.

Чтение рубаи.

  1. Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если слов он своих не бросает на ветер –

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

  1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало:

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть.

И лучше будь один, чем рядом с кем попало.

  1. Живи праведно, будь тем доволен, что есть,

Живи вольно, храни свободу, и честь.

Не горюй , не завидуй тому, кто богаче.

Кто беднее тебя, тех на свете не счесть

  1. И с другом, и с врагом ты должен быть хорош.

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга, наживешь врага ты,

Врага обнимешь – друга обретешь!

- Итак, кем же был Омар Хайям?

Омар Хайям – математик.

О параллельных он закончил труд.

Пройдут года, столетия пройдут,

И скажут люди:

- Первым был Хайям,

Он истину приблизил первым к нам.

Омар Хайям – астроном.

Он солнечный составил календарь.

Подобного не знали люди встарь.

На 7 с он нашего точней,

Но много ль было в нем счастливых дней.

Омар Хайям – философ.

Меня философом враги мои зовут.

Однако, видит бог, ошибочен их суд.

Ничтожней многих я: ведь мне ничто неясно.

Неясно даже то, зачем и кто я тут.

Омар Хайям – поэт.

Одни о ереси и вере спор ведут,

Других сомнения ученые гнетут.

Но вот выходит страж и громко возглашает:

«Путь истинный, глупцы, лежит ни там, ни тут».

  1. Подведение итогов урока.

- Мы обобщили знания об уравнениях, рассмотрели применение уравнений в других науках и в очередной раз убедились, что математика, как и любая другая наука, не развивается сама по себе, все открытия в ней творят люди. Так, например, свой вклад в развитие учения об уравнениях внесли Евклид и Диофант, аль-Хорезми и О. Хайям, Виет и другие ученые. И люди эти не замкнуты лишь на математике, они были высоко образованны и всесторонне развиты, к чему должен стремиться каждый человек.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок в 8 классе "Уравнения".

Автор: Степанюк Ирина Степановна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Краткосрочный план урока "Линейное уравнение с одной переменной""
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnyi_plan_uroka_lineinoe_uravnenie_s_odnoi_peremennoi"
    ["file_id"] => string(6) "504377"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553430707"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока математики " Уравнение""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-matiematiki-uravnieniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "297284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456160415"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация урока "Квадратные уравнения""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiiaurokakvadratnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "320254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461054026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Квадратные уравнения" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-kvadratnyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137416"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417349746"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Химические уравнения" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-khimichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183310"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425819888"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства