Химия 8
Тема урока: Химические уравнения
Цели урока:
образовательные – учащиеся узнают и научатся записывать уравнения химических реакций, будут знать закон сохранения массы веществ;
развивающие: формирование умения трансформировать текстовое описание химической реакции в его знаковую модель – химическое уравнение;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков (умение выслушать и принять мнение партнёра при работе, строить монологические высказывания с применением химической терминологии).
Оборудование: презентация,
индивидуальные карточки – задания,
для демонстрационного опыта – спиртовка, пробирка, сера и железо;
для проведения лабораторного опыта - спиртовка и медная проволока, спички;
ЭОР (видеоопыты).
Тип урока: комбинированный,
Методы: словесный, наглядный, практический
Ход урока:
- Организационный момент. Готовность детей к уроку.
- Психологическая разминка -1 мин
Цель разминки – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той фигурой, чье выражение отражает его настроение.
2. Химическая разминка. 2 мин.
1-е задание: прочитать формулу и назвать класс соединений
Mn2O7 HNO3 СН4 H2SO4
BaO К2О ZnCl2 LiOH AgCl
Fe(NO3)3 МgCO3 Al(OH)3 H2O Ba(OH)2
Cu(OH)2 CaCl2 CO2 FeCl3 Na2SO3
SiO2 CuO NH3 NaBr HgCl2 PH3
2-е задание: Ответить на вопросы 2 мин.
- Kакие явления называют химическими?
- Чем химические явления отличаются от физических?
- Назовите признаки химических реакций.
- Что называется химической формулой?
- Что такое индекс в формуле вещества?
3-е задание: Разгадать анаграммы. 1 мин.
Попробуйте разгадать предложенные химические анаграммы. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента или процесса. Обратите внимание на подсказку. (Карточка)
«Кциреая» – процесс
«Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом.
«Йакациль» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.
«Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.
Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»
II. Операционно-исполнительный этап. 36 мин.
1.Вводное слово. Актуализация изучаемого материала.
Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций. Как вы считаете можно ли заменить длинное словесное описание процесса химической реакции короче, схематичнее? Попробуйте это сделать для процесса: кислород взаимодействует с водородом с образованием воды.
Попробуйте предположить, о чем сегодня мы будем говорить?
Запись в тетради: Уравнения химических реакций.
А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями?
(Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)
Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.
Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.)
3.Демонстрационный опыт «Взаимодействие железа с серой».
Возьмем железо и серу в соотношении по массе 7:4. В семи частях железа находится столько же атомов, сколько в четырех частях серы. Нагреем смесь.
Что произошло?
По каким признакам мы судим, что произошла реакция?
Какие условия необходимы для проведения опыта?
Как можно записать химическую реакцию?
Для этого и существуют химические уравнения.
Составим уравнение реакции на доске и в тетради: Fе +S= FеS
Как вы считаете, почему я взяла железо и серу в соотношении 7:4?
При составлении химических уравнений следует соблюдать закон сохранения массы веществ, т.е. учитывать, что масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образующихся веществ. Попробуйте сформулировать этот закон. Как этот закон записан в учебнике? Смотрим страницу139. Формулировку закона запишем в тетрадь.
4. Л.о. Опыт. Прокаливание медной проволоки.
Теперь вы проведёте опыт. Я напоминаю вам правила по ТБ.
Задание: внесите в пламя спиртовки медную проволоку. Что вы наблюдаете?
(на проволоке появляется налёт чёрного цвета - это оксид меди(II))
Выразим этот процесс химическим уравнением 2Cu +O2 = 2CuO
Итак, что же такое уравнение химической реакции? Запись в тетрадь определения.
Химическое уравнение – это условная запись хода химической реакции с помощью формул и коэффициентов.
Запишем алгоритм составления реакций
Алгоритм написания уравнения химической реакции:
- В правой части уравнения записать формулы исходных веществ.
- Поставить стрелку.
- В левой части уравнения записать формулы продуктов реакции (получившихся веществ).
4. Уравнять (поставить коэффициенты)
5. Работа с видеофрагментом.
Посмотрите видеофрагмент и запишите просмотренные превращения с помощью химического уравнения.
Магний +кислород
Алюминий +йод
Ш. Закрепление 6 мин
Выполнение заданий на расстановку коэффициентов.
Упр.3 стр.145
IV. Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин.
Что сегодня мы узнали? Что такое химическое уравнение?
Определение настроя в конце урока (отметить настроение на карточке)
V.Задание на дом: п.27 упр. №2 стр 145 1 мин.