kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" может быть полезен учителям работающим в 5-х классах. Работа содержит презентацию.Урок рассчитан на хорошо подготовленный класс и проводится при закреплении пройденного материала и включает в себя проверочную работу по данной теме. А также данный урок является уроком путешествием по Красной книге Республики Марий Эл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе»

Костина Надежда Николаевна,
учитель математики МОУ СОШ №4
г. Волжска Республики Марий Эл




Урок математики в 5 классе (закрепление)


Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».


Цели урока:

Образовательная – систематизировать и закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей.

Развивающая – способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, развивать логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать не только интерес к изучению математики, но и любовь к природе, бережное отношение к ней.


Оборудование: мультимедийные средства обучения, таблицы, тесты, индивидуальные карточки с заданиями, «Красная Книга Республики Марий Эл».


Форма проведения: урок-путешествие.


План урока:


  1. Постановка цели урока.


  1. Повторение:

  • устный счет;

  • математический диктант;


  1. Закрепление материала:

    • из истории дробей;

    • правила сложения и вычитания десятичных дробей;

    • кодированное задание на карточках (выполняют учащиеся по рядам)

    • знакомство с «Красной Книгой Республики Марий Эл» и с некоторыми животными и птицами, занесенными в эту книгу;

    • срез знаний (проверочная работа).


  1. Подведение итогов.


  1. Домашнее задание.


Ход урока.


I. Формулировка темы урока. Постановка целей урока, этапы урока.


Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь

/С.Смирнов/

Перед вами «Красная Книга Республики Марий Эл». Сегодня мы познакомимся с некоторыми представителями этой книги.

Проведем небольшую разминку:


    1. Логические упражнения:


а) Подбери нужное слово;

слагаемое – сумма,

уменьшаемое – …

произведение – …

делитель – …


б) Переставьте в словах буквы так, чтобы получилось слово – математический термин:

д в а к а т р;

б р ь о д;

н р у а е н е и в.

(квадрат, дробь, уравнение)


в) Какое число лишнее?

2,5; 8; 1,3; 18,21; 100,01. (8 т.к. оно целое)


2. Математический диктант: выполняет один ученик на доске, остальные в тетради.


  • число 4,3 увеличьте на 0,5;

  • к числу 6,215 прибавьте 0,3;

  • число 9,4 уменьшите на 0,4;

  • от числа 7,33 отнимите 0,3;

  • на сколько число 0,99 меньше 1;

  • решить уравнение:

а) х + 3,4 = 9,7

б) х – 1,12 = 6,3


II. Основная часть урока. Повторение и закрепление правил сложения и вычитания десятичных дробей, проверка знаний учащихся


1. Историческая справка: (ученик выходит и говорит)


− Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

− Действия над дробями в середине века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека попавшего в затруднительное положение, что он попал в дроби.

1585 год

Симон Стевин

− Чтобы облегчить действия с дробями были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Симон Стивен. Вот как он изобразил дроби: (таблица)




14 0 3 1 8 2 2 3

− Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 году. Его запись дроби такая: (таблица)

1579 год

Франсуа Виет

14 382





− Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей: (еще 5 таблиц)

1603 год

Иоганн Бейер


│ ││ │││

14. 3. 8. 2

1608 год

Роберт Нортон


(1) (2) (3)

14 3 8 2

1631 год

Вильям Оутред


382

14






1634 год

Пьер Эригон


14 382’’’

1651 год

Роберт Джагер


14/382






2. Ребята, давайте повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей:

(ученики рассказывают)

Звучат голоса леса, на экране появляется лес, луг, река.


Учитель: Давайте мысленно пройдёмся тёплым летним днём по лугу, берегу реки, солнечной поляне в лесу. Много можно услышать птичьих голосов, тихих, переливистых, звонких. Как они успокаивают нас! А вот шелест травы на берегу реки, и кто-то нырнул в воду.

Богат и разнообразен мир животных и птиц нашей Республики. Но есть звери и птицы, которые встречаются очень редко. Это связано с ухудшением условий существования жизни на Земле.

В последние годы растет научно-технический прогресс, развивается производство, при этом загрязняется атмосфера, реки, вырубаются леса. Всё это происходит быстро; сокращая растительный и животный мир. Чтобы избежать полного истребления некоторых видов животного мира, издаются красные книги республик и областей, куда вносят редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных.

Сегодня работая с карточками, вы узнаете о некоторых птицах и животных, которые занесены в «Красную Книгу Республики Марий Эл»


Карточка № 1 (1 ряд)


  1. 2,145 + 3,01 =

  2. 105,11 − 8,7 =

  3. Реши уравнение: 1− х = 0,89

  4. Реши уравнение: х + 15,35 = 19,4

  5. В первый день в магазине продали 12,52 м. ткани, а во второй день – 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?

  6. Масса двух арбузов 10,67кг, а масса одного – 5,29кг. Какова масса другого арбуза?

  7. Запишите число, состоящее из 3-х целых 76 тысячных.

  8. Вычислить: 51 – (0,98 + 1,75) =


2,37

3,076

5,38

0,11

5,155

4,05

96,41

32,22

К

О

Ш

С

П

Т

А

У

Ответ: Пастушок


Карточка № 2 (2 ряд)


  1. 4,9 + 10,95 =

  2. 37,5 − 8,609 =

  3. Реши уравнение: х – 27,5 = 38,1

  4. Реши уравнение: 137 – х = 42,56

  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг макулатуры, пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько макулатуры собрал 5 класс?

  6. Запишите число, состоящее из 94-х целых и 44 сотых.

  7. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/час, скорость течения реки 1,3 км/час. Найти скорость лодки против течения реки?

  8. Вычислить: 18,5 – (0,15 + 1,96) =


1,9

221,5

94,44

15,85

65,6

28,891

16,39


Е

Ш

Н

К

О

Р

П


Ответ: Кроншнеп


Карточка № 3 (3 ряд)


  1. 34,008 − 27,09 =

  2. 8,312 + 5,97 =

  3. Реши уравнение: х – 29,5 = 42,1

  4. Реши уравнение: 5,29 + х = 18,79

  5. В одном ящике 44,8 кг мандарин, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько мандарин в двух ящиках?

  6. Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2, 96 м. Найти длину второй части.

  7. Запишите обыкновенную дробь 24/1000 в виде десятичной дроби

  8. Вычислить: (37,5 8,6) – 0,5 =


14,282

71,6

87,1

6,918

13,5

28,4

0, 024

3,89

У

Ш

А

Т

К

И

Ч

Н

Ответ: Тушканчик

В результате работы с карточками на доске должны появиться слова:

пастушок, кроншнеп, тушканчик.


Учитель: Давайте поговорим об этих животных и птицах

Тушканчик – или земельный заяц – это маленький зверек с корот­кими передними и длинными задними ногами. Длина его тела 19 – 26 см. хвост 3 см. Днем он спит, ночью активен. Зимой спит в норках глубиной до 2-х метров. В 40-х годах численность этих зверьков была большая, а сейчас их осталось очень мало. В республике они обитают только на правобережье.

(на экране появляются карточки)















Пастушок – маленькая птичка, очень скрытна. Ночью на берегах водоемов и заболоченных лугах можно слышать ее резкие крики. Цвет оперенья темно-серый, бока в черно-белых полосках, лапки желтые. Сейчас в республике встречается очень редко.














Кроншнеп – крупная птица с изогнутым книзу длинным клювом, весом 700 – 929 г. Тон оперенья буровато-серый. Гнездится по болотам, берегам водоемов. Эти птицы обитают в поймах р.Волга и р.Ветлуга. Охота на них запрещена.














3. Тестовая работа по вариантам


Вариант 1.


1. Выполните действия:

а) 236,8 + 0,732

А) 237,532; Б) 23,7532; В) 236,740

б) 38,14 – 6,924

А) 30,21; Б) 31,216; В) 3,12164


2. Решить уравнения:

а) х + 0,16 = 1,6

А) 1,76; Б) 1,54; В) 0,1

б) 2,41 – у = 1,5

А) 0,91; Б) 3,91; В) 2,26

Вариант 2.


1. Выполните действия:

а) 415,3 + 1,937

А) 41,7237; Б) 417,237; В) 416,940

б) 79,18 – 3,168

А) 76,012; Б) 7,6012; В) 75,01


2. Решить уравнения:

а) х – 0,14 = 1,4

А) 0,28; Б) 1,36; В) 1,54

б) у + 4,17 = 6,7

А) 2,53; Б) 10,84; В) 1,087


III. Подведение итогов урока.


В ходе урока мы познакомились С красной книгой РМЭ и некоторыми редкими видами животных и птиц, обитающих в лесах и водоемах; закрепили свои навыки сложения и вычитания десятичных дробей и выполнили проверочную работу.


IV. Домашнее задание.


  1. Восстановить в записи примера запятые:

а) 48 + 22 = 7

б) 1 + 308 = 408

в) 045 – 545 = 4

г) 53 – 17 = 513


Рабочая тетрадь № 2, § 42, стр. 235 № 422;

Учебник «Математика 5 класс», авторы И.И.Зубарева и А.Г.Мордкович

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку (5 класс)»

Сложение и вычитание десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»

Девиз урока:

«Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»

Путешествие в природу  родного края Есть просто храм, Есть храм науки. А есть природы храм С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь  /С.Смирнов/

Путешествие в природу родного края

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь

/С.Смирнов/

Логические  упражнения     … … …  разность  множитель частное

Логические упражнения

 

разность

множитель

частное

Логические  упражнения д в а к а т р   б р ь о д  н р у а е н е и в  квадрат дробь  уравнение

Логические упражнения

д в а к а т р

б р ь о д

н р у а е н е и в

квадрат

дробь

уравнение

2,5; 8; 1,3; 18,21; 100,01.

2,5; 8; 1,3; 18,21; 100,01.

2 . Математический диктант : выполняет один ученик на доске, остальные в тетради.   число 4,3 увеличьте на 0,5; к числу 6,215 прибавьте 0,3; число 9,4 уменьшите на 0,4; от числа 7,33 отнимите 0,3; на сколько число 0,99 меньше 1; решить уравнение: а) х + 3,4 = 9,7 б) х – 1,12 = 6,3

2 . Математический диктант : выполняет один ученик на доске, остальные в тетради.

 

число 4,3 увеличьте на 0,5;

к числу 6,215 прибавьте 0,3;

число 9,4 уменьшите на 0,4;

от числа 7,33 отнимите 0,3;

на сколько число 0,99 меньше 1;

решить уравнение:

а) х + 3,4 = 9,7

б) х – 1,12 = 6,3

В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Симон Стивен. Вот как он изобразил десятичную дробь: 14 0 3 1 8 2 2 3 Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 году. Его запись дроби такая: 14 382

В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Симон Стивен. Вот как он изобразил десятичную дробь:

14 0 3 1 8 2 2 3

Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 году. Его запись дроби такая:

14 382

1608 год  Роберт Нортон    (1) (2) (3)  14 3 8 2  1631 год  Вильям Оутред  382  14 1603 год Иоганн Бейер   │ ││ │││  14. 3. 8. 2 1634 год Пьер Эригон 14 382’’’ 1651 год Роберт Джагер 14/382

1608 год

Роберт Нортон

(1) (2) (3)

14 3 8 2

1631 год

Вильям Оутред

382

14

1603 год

Иоганн Бейер

│ ││ │││

14. 3. 8. 2

1634 год

Пьер Эригон

14 382’’’

1651 год

Роберт Джагер

14/382

Карточка № 1 (1 ряд)   2,145 + 3,01 = 105,11 − 8,7 = Реши уравнение: 1− х = 0,89 Реши уравнение: х + 15,35 = 19,4 В первый день в магазине продали 12,52 м. ткани, а во второй день – 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня? Масса двух арбузов 10,67кг, а масса одного – 5,29кг. Какова масса другого арбуза? Запишите число, состоящее из 3-х целых 76 тысячных. Вычислить: 51 – (0,98 + 1,75) =   2,37 3,076 К 5,38 О 0,11 Ш 5,155 С 4,05 П 96,41 Т 32,22 А У

Карточка № 1 (1 ряд)

  • 2,145 + 3,01 =
  • 105,11 − 8,7 =
  • Реши уравнение: 1− х = 0,89
  • Реши уравнение: х + 15,35 = 19,4
  • В первый день в магазине продали 12,52 м. ткани, а во второй день – 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
  • Масса двух арбузов 10,67кг, а масса одного – 5,29кг. Какова масса другого арбуза?
  • Запишите число, состоящее из 3-х целых 76 тысячных.
  • Вычислить: 51 – (0,98 + 1,75) =

 

2,37

3,076

К

5,38

О

0,11

Ш

5,155

С

4,05

П

96,41

Т

32,22

А

У

Карточка № 2 (2 ряд)   4,9 + 10,95 = 37,5 − 8,609 = Реши уравнение: х – 27,5 = 38,1 Реши уравнение: 137 – х = 42,56 Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг макулатуры, пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько макулатуры собрал 5 класс? Запишите число, состоящее из 94-х целых и 44 сотых. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/час, скорость течения реки 1,3 км/час. Найти скорость лодки против течения реки? Вычислить: 18,5 – (0,15 + 1,96) =   1,9 Е 221,5 94,44 Ш 15,85 Н К 65,6 О 28,891 16,39 Р П

Карточка № 2 (2 ряд)

  • 4,9 + 10,95 =
  • 37,5 − 8,609 =
  • Реши уравнение: х – 27,5 = 38,1
  • Реши уравнение: 137 – х = 42,56
  • Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг макулатуры, пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько макулатуры собрал 5 класс?
  • Запишите число, состоящее из 94-х целых и 44 сотых.
  • Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/час, скорость течения реки 1,3 км/час. Найти скорость лодки против течения реки?
  • Вычислить: 18,5 – (0,15 + 1,96) =

 

1,9

Е

221,5

94,44

Ш

15,85

Н

К

65,6

О

28,891

16,39

Р

П

Карточка № 3 (3 ряд)   34,008 − 27,09 = 8,312 + 5,97 = Реши уравнение: х – 29,5 = 42,1 Реши уравнение: 5,29 + х = 18,79 В одном ящике 44,8 кг мандарин, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько мандарин в двух ящиках? Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2, 96 м. Найти длину второй части. Запишите обыкновенную дробь 24/1000 в виде десятичной дроби Вычислить: (37,5 8,6) – 0,5 =   14,282 71,6 У 87,1 Ш 6,918 А 13,5 Т 28,4 К 0,024 И 3,89 Ч Н

Карточка № 3 (3 ряд)

  • 34,008 − 27,09 =
  • 8,312 + 5,97 =
  • Реши уравнение: х – 29,5 = 42,1
  • Реши уравнение: 5,29 + х = 18,79
  • В одном ящике 44,8 кг мандарин, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько мандарин в двух ящиках?
  • Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2, 96 м. Найти длину второй части.
  • Запишите обыкновенную дробь 24/1000 в виде десятичной дроби
  • Вычислить: (37,5 8,6) – 0,5 =

 

14,282

71,6

У

87,1

Ш

6,918

А

13,5

Т

28,4

К

0,024

И

3,89

Ч

Н

6,918 14,282 Т У 71,6 13,5 Ш 87,1 К 3,89 А Н 0,024 Ч 28,4 И 13,5 К Тушканчик – или земельный  заяц – это маленький зверек  с короткими передними и  длинными задними ногами.  Длина его тела 19 – 26 см.  хвост 3 см. Днем он спит, ночью активен. Зимой спит в норках глубиной до 2-х метров. В 40-х годах численность этих зверьков была большая, а сейчас их осталось очень мало. В республике они обитают только на правобережье.

6,918

14,282

Т

У

71,6

13,5

Ш

87,1

К

3,89

А

Н

0,024

Ч

28,4

И

13,5

К

Тушканчик – или земельный заяц – это маленький зверек с короткими передними и длинными задними ногами. Длина его тела 19 – 26 см. хвост 3 см. Днем он спит, ночью активен. Зимой спит в норках глубиной до 2-х метров. В 40-х годах численность этих зверьков была большая, а сейчас их осталось очень мало. В республике они обитают только на правобережье.

15,85 28,891 К Р 65,6 94,44 О 221,5 Н 94,44 Ш Н 1,9 Е 16,39 П Кроншнеп

15,85

28,891

К

Р

65,6

94,44

О

221,5

Н

94,44

Ш

Н

1,9

Е

16,39

П

Кроншнеп

5,155 96,41 П А 0,11 4,05 С 32,22 Т 5,38 У Ш 3,076 О 2,37 К Пастушок – маленькая  птичка, очень скрытна.  Ночью на берегах водо-  ёмов и заболоченных  лугах можно слышать ее резкие крики. Цвет оперенья темно-серый, бока в черно-белых полосках, лапки желтые. Сейчас в республике встречается очень редко.

5,155

96,41

П

А

0,11

4,05

С

32,22

Т

5,38

У

Ш

3,076

О

2,37

К

Пастушок – маленькая птичка, очень скрытна. Ночью на берегах водо- ёмов и заболоченных лугах можно слышать ее резкие крики. Цвет оперенья темно-серый, бока в черно-белых полосках, лапки желтые. Сейчас в республике встречается очень редко.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок в 5 классе по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Автор: Костина Надежда Николаевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "109884"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405175404"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока математики для 5 класса Сложение и вычитание десятичных дробей "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-5-klassa-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "136056"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417021291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "177405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424628350"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок  математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»"
    ["seo_title"] => string(76) "urokmatiematikiv5klassiepotiemieslozhieniieivychitaniiediesiatichnykhdrobiei"
    ["file_id"] => string(6) "290695"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455013301"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Сложение и вычитание десятичных дробей (конспект)"
    ["seo_title"] => string(53) "slozhieniieivychitaniiediesiatichnykhdrobieikonspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "295970"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455896495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2260 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства