Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели и задачи урока:
Задачи урока:
1) Повторить правило умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д.;
2) совершенствовать вычислительные навыки;
3) научиться применять правило для умножения десятичных дробей.
Обучающие цели:
выявить уровень усвоения учащимися знаний по умножению десятичных дробей в интересной для учащихся форме;
способствовать формированию умения учащихся применять знания по теме для решения задач практического характера.
Развивающие цели:
• способствовать развитию самостоятельности школьников;
• способствовать развитию познавательного интереса к математике и познавательной активности учащихся.
Воспитательные цели:
• способствовать воспитанию культуры умственного труда;
способствовать воспитанию устойчивого интереса к математике. (слайд 2)
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю»Человек огляделся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привел лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: « В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь». (слайд 3)
- В чем смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?.
(учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет ( закономерность) составления таблицы. Обсудите в группе ваши предложения.
Самоконструкция ( каждый ученик работает на листочке) и социоконструкция (работа в группах- обсуждение)
Социализация (сообщение результатов групп)
2,42 7 4,8 10 2,2 2,42
2 0,05 10 3 1,1 0,2
4,84 0,9 47,2
Таблица на умножение. Первая строка- 1 множитель, вторая строка- 2 множитель, третья строка- произведение (слайд 4)
Учитель: Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, учащиеся формулируют правило. (слайд 5,6).
- А в чем возникли сомнения? (при умножении десятичных дробей).
- Итак, возникла проблема : как умножить десятичную дробь на десятичную дробь.
Тогда сформулируйте тему урока: «Умножение десятичных дробей». (слайд 7).
Учитель: Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы. (группы придумывают и предлагают свои способы умножения десятичных дробей.
Социализация, афиширование (на доске).
Учитель: Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: Администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить классные доски, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.
- Подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну школьную доску.
Социоконструкция, социализация (измерить длину и ширину доски; вычислить площадь доски и узнать расход краски).
Учитель: Вычисляем площадь доски, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?.
Социализация и афиширование : (слайд 8).
2,2 м= 22дм; 1,1м=11дм; 22дм х 11 дм. = 242 кв.дм. = 2,42м?
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей. (Выслушиваются мнения групп).
- Прочитайте правило по учебнику, стр. 214, и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.(слайд 9).
-Послушайте стихотворение про умножение десятичных дробей (слайд 10 ).
Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько,
три, пять, шесть…
Сколько их в множителях.
Задание: рассчитайте расход краски, если на 1 м? площади расходуется 0,2 кг. краски.
Ответ округлите до десятых.
Самоконструкция и социоконструкция, афиширование
Учащиеся выполняют умножение столбиком, применяя выведенное правило.
2,42 х 0,2 = 0,484 ? 0,5 кг.
- Усложняю задачу: Определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски, если 1 кг. краски стоит 102,5 руб)
102,5 х 0,5 = 51,25 руб.
- Осталось определить, сколько денег надо заплатить, чтобы покрасить 10 школьных досок.
51, 25 х 10 = 510,5 руб. (слайд 11 ).
- Итак, вы успешно справились с заданием администрации школы, кроме того, вы составили смету на покраску классных досок в учебных кабинетах.
Рефлексия: (слайд 12 ).
? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
? Довольны ли вы результатами?
? Какие трудности испытали?
? Как их преодолевали?
? С чего бы вы предложили начать следующий урок?
Домашнее задание (слайд 13 ).
Учитель: Заканчивается урок, я предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете.
Урок я заканчиваю словами :
В труде умноженье поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим –
Умножатся наши дела.
- Спасибо за урок! (слайд 14 ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«"Умножение десятичных дробей, урок - мастерская в 5 классе, ФГОС. »