авторы УМК: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. ( 6 класс)
Учитель Селифанова Елена Валерьевна, учитель математики, МБОУ СОШ 1,
г. Белореченска
Тема урока: Координаты на плоскости.
Цели урока: продолжить закрепление материала при построении в координатной плоскости точек по заданным координатам и нахождение координат точек, контроль знаний по теме.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Назовите координаты точек, изображенных на рисунке.
2) Ответить на вопросы:
а) Где находятся точки, абсциссы которых равны 0?
б) Где находятся точки, ординаты которых равны 0?
в) В каких координатных четвертях находятся точки, абсциссы которых положительны? отрицательны?
г) В каких координатных четвертях находятся точки, ординаты которых положительны? отрицательны?
д) В каких координатных четвертях находятся точки, абсциссы которых отрицательны, а ординаты положительны?
3) Решить № 1392 устно, используя географические карты.
3. Выполнение упражнений.
1) Решить № 1395 (устно), № 1397( на доске и в тетрадях), № 1399 (самостоятельно), № 1400 (устно по рис. 118)
2) Отметьте на координатной плоскости точки А (4; 7), В (–8; 9), С (–12; –1) и D (2; –6). проведите прямые АС и ВD. Найдите координаты точки пересечения: а) прямых АС и ВD: б) Прямой АС с осью абсцисс; в) Прямой ВD с осью ординат.
3) Отметьте на координатной плоскости точки М (–3; 6), N (9; 2) и К (–11; –2). проведите лучи MN и МК. Измерьте угол NMK.
4) Для лучшего усвоения учащимися построения точек по их заданным координатам предлагается нарисовать животных на плоскости по их заданным координатам. Для этого учитель диктует координаты точек, а учащиеся (на доске и в тетрадях) отмечают точки на координатной плоскости, соседние точки соединяются отрезками. Если точки построены правильно, то в результате получится какой-нибудь рисунок, например, слон, улитка, кошка, мышка, медведь, белка, заяц или … .
Построить животных по их координатам:
а) (1; 6); (8; 5); (12;- 2); (11;- 2); (11; -2); (11; -1); (11; -4); (12; -7); (8; –7); (9; –6); (8; -4); (6; –7); (3; –7);
(4; –6); (5; –3); (3; –2); (0;-7); (-2; -7); (-1; -6); (-2; 2); (–3; -6); (–6; -6); (-5; -5); (-4; 1); (–8; 4); (–12; 5);
(-12; 6); (-10; 7); (–9; 8); (–5; 8); (-2; 6); (1; 6); (–3; -6); глаз (-9; 7).
Ответ: медведь.
б) (0; 0), (-1; 1), (–3; 1), (-2; 3), (-3; 3), (–4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; –7), (3; –8), (0; -8), (0; 0), глаз (3; 10).
Ответ: страус.
в) (0,5; -1), (0; 0), (0; 1,5), (0,5; 2), (1; 2), (1,5; 2,5), (1; 3), (0,5; 4,5), (-0,5; 5,5), (0,5; 4), (–1; 5,5), (–1; 5),
(0; 3,5), (–1; 2,5), (–3,5; 2), (-4; 0), (-4,5; 0,5), (-4,5; 0), (-3,5; -1), (-1; -1), (-1; 0,5), (0; -1), (0,5; -1), (0; 0), глаз (0,5; 3).
Ответ: заяц.
4. Самостоятельная работа.
1 вариант
(-2; 6); (-4; 5); (-3;3); (-1;3); (0;4); (0; 6); (-1; 8); (-4; 8); (-6; 6); (-6; 4); (-4; 1); (0; 1); (6; 7);
(6; 10); (6;7); (8; 7); (8;10); (8; 7); (9; 6); (9; 5); (7; 4); (5; 1); (3; -1); (-6; -1); (–8; 1); (-8; 7);
(-5; 0); (-1; 10); (2; 7); (2; 3).
Ответ: улитка.
2 вариант
(-2; 0); (-3; -1); (-3;-2); (-4;-1); (-5;-2); (-5; 0); (-7; 2); (-7; 3); (-6; 4); (-8; 3); (-6; 5); (-4; 6);
(4; 6); (5;7); (6; 6); (5;6); (5; 5); (7; 4); (8; 4); (8; 3); (7; 3); (5; 0); (5; -2); (4;-1); (3; -2);
(3; -1); (2; 0); (-2; 0). (5; 4).
Ответ: поросёнок.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ответить на вопросы п. 45 на с. 244.
6.Домашнее задание: решить № 1421, № 1424 (б); построить на координатной плоскости различные фигуры и записать их координаты.