Урок информатики
Тема:Метод координат. (ФГОС)
Класс:5
Форма проведения: опрос, беседа, практическая работа.
Цели и задачи:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
- объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации;
- закрепить знания учащихся о методе координат;
- подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Предметные результаты:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Познавательный блокУУД:
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель)
- знаково-символические действия выполняют функции:
- отображение учебного материала;
- выделение существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования обобщенных знаний;
- виды знаково-символических действий;
- кодирование/декодирование;
- моделирование.
- умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
ХОД УРОКА
- Организационный момент(1 мин)
- Визуальная проверка домашнего задания: Проверка подготовки к уроку. Включить презентацию«Формы представления информации. Метод координат», зачитать 1 слайд. Попросить учащихся поднять тетради, учебники вверх и показать, что они готовы к уроку.
- Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.
(Слайд 2) (3 мин): фронтальный опрос по ключевым словам §7.
- Код.
- Кодирование.
- Координата.
- Графический и числовой способ – Декартова система координат.
- Координата точки.
- Способы кодирования информации.
Переход на 2 слайд. «На прошлом занятии мы с вами изучали тему кодирование информации, познакомились с координатами точки и программой «Координатная плоскость». Посмотрите на слайд и давайте вспомним основные ключевые слова прошлой темы урока. Что такое код? Кодирование? Зачем люди кодируют информацию? Определение информации? Виды информации? Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
А зачем кодировать информацию? Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее.
Переход на 3 слайд.Координата, что это? Где вы встречались с этим понятием?
Подсказка на 4 слайде.Примеры координат можно увидеть на 5 слайде.Но мы так и не ответили на вопрос «Что такое координата?».Выйдите в сеть интернет и найдите что такое координата, используйте поисковую систему яндекс и электронную библиотеку википедия.Что мы напишем в поисковой строке? «координата Википедия». Найдите определение координаты в математике, геометрии, географии. Особое внимание уделить определение координаты в геометрии. Найдите координаты города Благовещенска. Перейдите на первую вкладку поисковой системы».
Переход к теме урока.
«На этом слайде(переход на 6 слайд) вы видите рисунок человека. Кто это? Чем он знаменит? Его работа в области математики даст нам и тему сегодняшнего урока. Я вам говорил про него на прошлом занятии (французский математик Рене Декарт). Найдите в сети Интернет ответы на вопросы, которые вы видите на 7 слайде.Сколько лет он прожил? После выполнения задания, выйти из сети».
Работа с презентацией.
Что предложил Рене Декарт?
Действительно он предложил для определения координат точки на плоскости использовать два луча, один назвал ось ОХ, а второй ось ОУ. Переход на 8 слайд. В результате получились четыре четверти. Переход на 9 слайд. Мы с вами будем работать только в первой четверти. Запишем в тетради число и тему урока. Переход на 10 слайд.
-Где применяется метод координат? (Слайд 11).Ответ – для определения координат точек на плоскости.
Сформулируем цель сегодняшнего урока. Чему вы должны научиться? Ответ – уметь определять координаты точек на координатной плоскости и строить рисунки по данным координатам.
- В математике вы познакомились с координатным лучом ОХ. Сколько координат имеет точка на луче? А в системе координат каждая точка имеет две координаты.
- Какую координату записывать первой? А какую второй? Назовите координаты вершин предложенных фигур? Переход на слайд 12,13.
- Объяснение темы урока.
Вспомним, как мы строили на прошлом уроке рисунок по точкам.
Переход на слайд 14 - 18. К доске 2 человека. Один указывает координаты точки указкой, второй проверяет с помощью управляющих кнопок .
Работа с интерактивной доской. Переход на слайд 19.А теперь задание. Выйти к доске и выбрать верные координаты точки. Переход на слайды 20 - 24. Молодцы! Как вы поняли материал? Есть ли у кого какие затруднения? Как вы оценивает свои знания? Переход на слайд 25. Предварительные итоги. Переход на слайд 26. - Закрепление темы «Метод координат».(8 мин). Практическая работа.
Работа по вариантам, через одного. Откройте программу «Координатная плоскость». Назначаю помощников по рядам. Им можно вставать без разрешения учителя и помогать одноклассникам. После выполнения одного задания проводим физкультминутку. - Физминутка (3 мин).(Слайд 27).
- Инструктаж домашнего задания. Переход на слайды 28.
§7 стр.50 - 52. Создать рисунок в декартовой системе координат. - Дополнительно. Выполнить задание 3 по карточке. Дифференцированное задание. «Ребята, в какой четверти мы сегодня работали? Предлагаю познакомиться и с другими четвертями. Установите точки с координатами…
А теперь откройте режим №2 и откройте файл «Парусник». Попробуйте выполнить задание на компьютере. - Подведение итогов практической работы.Выставление оценок по итогам практической работы. (2 мин)
- Рефлексия. Переход на слайд 30,31.
Какая координата на плоскости записывается первой? Какой способ для запоминания вам понравился больше?Закончите предложения:
1. Я доволен (-льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…
2. Я не доволен(-льна) тем, что сегодня… (слайд 12) (2 мин)
11. Лесенка успеха. Итоги урока. Переход на слайд 32, 33.
Технические средства обучения:
- магнитная доска
- рабочее место учителя;
- проектор;
- интерактивная доска;
- рабочие места ученика с подключением к сети Интернет
Методическая литература:
- «Информатика. ФГОС», Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы», Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Газета «Лаборатория знаний», выпуск 9, сентябрь 2012. http://gazeta.lbz.ru
- Поисковая система Yandex.ru
- Электронный Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова Д.Н., (Р)2002, IDDK, © 2003 ЭТС, © 2002 Мультимедиа-издательство "Адепт"
Презентацию можно скачать в отдельном файле.