Тема урока:Координатная плоскость.
Цель: закрепление знаний учащихся по теме «Координатная плоскость, координаты», умение переносить знания в новую ситуацию, проверка уровня усвоения теоретического материала посредством тестового задания
Тип урока: урок закрепления, проверки уровня усвоения знаний.
Задачи урока – обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий: координатная плоскость, точка и её координаты на плоскости;
-содействовать в ходе урока формированию у школьников чувства патриотизма, коллективизма, умения взаимодействовать;
- развивать у школьников самостоятельность, используя творческие задания.
Формы фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы и приёмы: частично – поисковый, наглядный, практический
Ход урока.
- Организационный момент.Здравствуйте, ребята!
Парты составлены попарно на 5 групп. На каждой – листы
I четверть,II четверть,III четверть,IV четверть.
Для пятой группы названия нет (учащиеся должны сами, определить, по какому принципу составлена их группа). На столе разложить карточки, дети поочередно вытягивают карточки и садятся на свои места.
Учащимся предлагается карточки с координатами точек вида (-1;3), (1;11), (-5;-45),(45;-1) (в каждой группе по 3 ученика). Учащимся пятой группы(4человека, наиболее сильные учащиеся) необходимо раздать карточки типа (1;0), (0;-4), (-5;0), (0;-11) (соответственно их группа имеет название: «точки, лежащие на координатных осях»)
После определения учащихся в группы необходимо задать вопрос: «Почему вы вместе?»
- мы точки I четверти;
- мы точки II четверти;
- мы точки III четверти;
- мы точки IV четверти;
- мы точки, лежащие на координатных осях.
(ставим в листы +)
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников).
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал, известный учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».(Слайд 1).
Пусть эти слова станут девизом нашего урока. А, теперь ребята, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую плодотворную работу.(Слайд 2) Я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий и точных построений.
- Актуализация опорных знаний.
- Устная работа
Я предлагаю начать наш урок с оценки знаний .
На столах в каждой группе лежит лист с заданиями на устную работу. Учащимся предлагается обсудить вопросы и ответы на них в группе, а затем учитель работает фронтально с классом.
Вопросы:(Слайд 3)
1.Как называются две координатные прямые в системе координат?
(оси)
2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости?
(перпендикулярно)
3. Как называется точка пересечения координатных осей?
(начало)
4. Как называется вертикальная ось? Ось…
(ординат)
5. Как называется горизонтальная ось? Ось…
(абсцисс)
6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости?
( координаты)
7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость?
(четверти)
(ставим в листы +)
В речи взрослых вы могли слышать такую фразу:
“Оставьте мне ваши координаты”. Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются, в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти.Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.(слайды4-8)
Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места).Те, кто играли в “морской бой”, пользовались соответствующей системой координат. Каждая клетка, которой на игровом поле определяется буквой и цифрой,т.е. координатами.Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске обозначаются латинскими буквами.Такого рода “клеточные” координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах.(по слайдам назвать координаты)
На географии вы знакомились с системой географических координат (долгота и широта). С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.
3.Контроль понимания изученного.
Итак, ребята! Кто определил и скажет тему нашего урока? Каковы цели и задачи?(открыли тетради записали число и тему урокаслайд9)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по применению координат и координатной плоскости.
1.Практическая работа(слайд10) (читать задание)
На острове Сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован. Пред смертью капитан решил оставить для потомков зашифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу и место где он спрятан. Поскольку старый пират получил в своё время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат и выбрал единичный отрезок. В общем, сделал всё как положено.
Чтобы определить, в каком месте находится клад, вам необходимо выполнить следующее задание:
- Определить, что является ориентиром для местонахождения клада.
Для этого выполните рисунок по заданным координатам точек.
1 группа: 1 линия: (-2;1),(-3;3),(-4;5)
2 линия; (-2;3), (-3;4), (-4;5)
3 линия; (-1;4),(-2;5), (-3;5),(-4;5)
4 линия (-1;6),(-3;6),(-4;5)
5 линия; (-7;5),(-6;6), (-5;6), (-4;5)
6 линия; (-7;3), (-6;4), (-5;5), (-4;5)
2 группа: 1 линия: (0;-2),(0;0),(2;2),(3;5)
2 линия; (-1;2), (0;3), (3;5)
3 линия; (-2;2),(0;4), (1;5),(3;5)
4 линия (3;2),(5;3),(3;5)
5 линия; (6;0), (6;4), (4,6),(3,5)
6 линия; (-1;4), (1,6), (3;5)