Технологическая карта урока по теме "Координатная плоскость"
Предмет, класс | Математика, 7 класс |
Тема урока № урока по теме Тип урока | Координатная плоскость. Урок №1. Урок обобщения и систематизации знаний |
| |
Цели урока | Образовательные |
развитие понятия « координатная плоскость», овладение умением строить точки с заданными координатами, определять координаты по созданным рисункам. |
|
Развивающие |
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание |
Воспитательные |
развивать познавательный интерес, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность при решении задач |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Универсальные |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | компьютер, проектор, экран. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Организационный |
Задачи | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создать благоприятный психологический настрой на работу, активизировать внимание учащихся |
Длительность этапа | 1 мин. |
| |
| |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Форма организации деятельности учащихся | Включаются в деловой ритм урока. |
| |
| |
Этап 2. Повторение. Активация необходимых знаний. |
Задачи | Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Длительность этапа | 2 мин. |
| |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная работа. |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Направляющие, опрос учащихся. |
Этап 3. Целеполагание. |
Задачи | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Познакомить учащихся с ситуациями, в которых применяется понятие «Координатная плоскость». Сформулировать цель и задачи урока |
Длительность этапа | 3 мин. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация |
Форма организации деятельности учащихся | Беседа |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Обучающие |
Этап 4. Изучение нового материала. |
Задачи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: Координатная плоскость. Ознакомить учащихся с историей происхождения термина «Координаты». Ввести понятия: система координат, координатная плоскость, координаты точки. |
Длительность этапа | 5 мин. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Информационная, направляющая |
Форма организации деятельности учащихся | построение логической цепи рассуждений, самостоятельное формулирование определения понятий: система координат, координатная плоскость. |
Этап 5. Формирование способов действий |
|
| |
| Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Закрепление понятия координаты точки. |
Задачи |
Длительность этапа | 10 мин. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Информационная, направляющая, контролирующая. |
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная работа. |
Этап 6. Оздоровительный момент. |
Задачи | Укрепление здоровья учащихся, усиление работоспособности. |
Длительность этапа | 3 мин |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Направляющая |
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная. Выполнение комплекса упражнений для снятия усталости. |
Этап 7. Применение понятий и способов действий. |
Задачи | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Проверка навыков построения точек в координатной плоскости. |
Длительность этапа | 10 мин. |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, групповая |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | контролирующие |
Этап 8. Рефлексия |
Задачи | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Выявление интереса и трудностей при изучении темы. |
Длительность этапа | 3 мин. |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Беседа, фронтальный опрос |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная форма |
Этап 9. Поведение итогов урока |
Задачи | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Длительность этапа | 2 мин. |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Беседа |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная |
Этап 10. Домашнее задание |
Задачи | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Длительность этапа | 1 мин. |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Информационные |
Урок по теме: «Координатная плоскость.» 7 класс (А.Г.Мордкович).
Цели урока:
образовательные: развитие понятия « координатная плоскость», овладение умением строить прямую, удовлетворяющую уравнению с одной переменной, владеть общим приемом решения задач.
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность при решении задач
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Ход урока.
Этап 1. Организационный момент
Этап 2. Повторение.
Учитель: По рисунку на интерактивной доске определите, сколько клеток надо пройти слева направо и сколько клеток снизу вверх, чтобы из точки О попасть в точки М, К, Р, и N.
Этап 3. Целеполагание.
Слайд 2.
Учитель: Прошу вашего внимания. Я покажу вам несколько ситуаций, в них будет использоваться одно понятие, которое мы с вами будем изучать на уроке.
Учитель: Что же общего во всех ситуациях?
О каком математическом понятии идет речь?
Ответ учащихся: Координаты, система координат, координатная плоскость.
Учитель: На этом уроке мы с вами ответим на следующие вопросы:
Что такое система координат? Координатная плоскость?
Сформулируйте цель нашего урока.
Ответ учащихся: - научиться строить точки с заданными координатами;
- определять координаты по заданным рисункам.
Этап 4. Изучение нового материала.
Учитель: Система координат пронизывает всю практическую жизнь человека. Мы часто слышим такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты».
Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, по которым можно его найти.
В этом и состоит суть координат, или, как обычно говорят, система координат - правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта).
Историческая справка. (Слайд 3)
Термин «координаты» произошел от латинского слова ordinatus – «упорядоченный», а приставка со указывает на «совместность», так как координат обычно бывает две или более.
Идея координат возникла в древности. Прямоугольную сетку (палетку) использовали уже в Древнем Египте для копирования изображений. Координатный метод как метод математики был разработан независимо друг от друга выдающимися французскими математиками Пьером Ферма и Рене Декартом (XVII век).
Пьер Ферма
Этот метод был впервые подробно изложен в опубликованном в 1637 г., труде Декарта «Геометрия» и лег в основу одного из разделов математики, называемого аналитической геометрией.
Термины «абсцисса», «ордината», «координаты» были введены в 80-х годах XVII века Лейбницем.
Учитель: Что представляет из себя система координат?
Ответ учащихся: Система координат – это две взаимно –перпендикулярные координатные прямые.
Учитель: Как называются координатные прямые?
Ответ учащихся: Горизонтальную ось называют – ось абсцисс (ось х), вертикальную ось – ось ординат (ось у).
Слайд 4.
Учитель: Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
Ответ учащихся: Абсцисса и ордината точки.
Учитель: Что такое координатная плоскость?
Ответ учащихся: Плоскость на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.
Учитель: Оси разбивают координатную плоскость на четыре области, которые называются координатными четвертями. Их нумеруют против часовой стрелки.
Слайд 4.
Этап 5. Формирование способов действий.
Учитель: Не проводя построения, ответьте на вопрос, в какой координатной четверти (координатном углу) расположена точка?
М(2; 4) Ответ учащихся: в I четверти.
N(-3; 6) Ответ учащихся: во II четверти.
Р(12; -4) Ответ учащихся: в IV четверти.
К(-3; -0.5) Ответ учащихся: в IV четверти.
Учитель: Найдите координаты точек, изображенных на рисунке.
I вариант: а) А, С, М, S.
II вариант: б) R, D, K, Q.
III вариант: в) P, Y, B,F.
IV вариант: г) E, N, X, Z.
Ответ учащихся:
Слайд 5.
Учитель: Какой признак объединяет каждую группу точек?
Ответ учащихся:
I вариант: Все точки расположены в I четверти (х 0, y 0).
II вариант: Все точки расположены в III четверти (х y
III вариант: Все точки расположены в II четверти (х y 0).
IV вариант: Все точки расположены в IV четверти (х 0, y 0).
Учитель: Найдите координаты точек на рисунке.
Какой общий графический признак объединяет эти точки?
Ответ учащихся:
I вариант:
II вариант:
Слайд 5.
Учитель: Как расположены в координатной плоскости все точки, имеющие абсциссу, равную 5?
Ответ учащихся: Все точки лежат на прямой, параллельной оси у.
Учитель: Как расположены в координатной плоскости все точки, имеющие ординату, равную -3?
Ответ учащихся: Все точки лежат на прямой , параллельной оси х.
Учитель: Запишите уравнение каждой прямой.
Учащиеся: х = 5; у = - 3.
Учитель: № 6.28(а,б). Воспользовавшись рисунком, найдите:
а) координаты вершин изображенного четырехугольника;
б) координаты точек, в которых стороны четырехугольника пересекают оси координат.
Ответ учащихся: а) (-1;4); (-3;-4); (3;4); (5;-4).
б) (-2;0); (4;0); (0;4); (0;-4).
Слайд 6.
Учитель: № 6.33 и № 6.34 (выполняем, работая в парах с чередованием парт и два человека за закрытой доской для последующей проверки)
№ 6.33. Найдите координаты вершин С и D квадрата АВСD, если известны координаты
вершин А(3;1) и В(3;-4). Сколько решений имеет задача?
№ 6.34. Известны координаты двух противоположных вершин квадрата АВСD: А(2;-2) и
С(-2;2). Найдите координаты двух других вершин. Сколько решений имеет задача?
Ответ учащихся: №.6.33. С1(-2;-4); D1(-2;1) и С2(8;-4); D2(8;1). 2 решения.
№ 6.34. В(-2;2); D(2;2). 1 решение.
Этап 6. Оздоровительный момент.
Учитель. Вы потрудились отлично. Сейчас минутная пауза, делаем производственную гимнастику.
(просмотр видеоролика «Суперфизминутка» и выполнение оздоровительных упражнений)
Этап 7. Применение понятий и способов действий. (Слайды7,8)
Учитель: А теперь самостоятельная практическая работа. На координатной плоскости постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками. Какая фигура при этом получится?
I ряд: № 6.39 (а). Ответ: рис. Верблюд.
II ряд: № 6.39 (б). Ответ: рис. Страус.
III ряд: № 6.40 (б). Ответ: рис. Цапля.
Этап 8. Рефлексия. Слайд 9.
Учитель: Подводим итог нашей работы:
Была вам интересна тема урока?
Что особенного вам запомнилось?
Где могут пригодится ваши знания, полученные при изучении темы: «Координатная плоскость»?
Этап 9. Итог урока. Слайд 10.
Учитель: Записываем в «сундуке знаний» определение координатной плоскости, системы координат, координаты точки.
Этап 10. Домашнее задание. Слайд 11.
Дома учащиеся могут завершить начатую самостоятельную практическую работу.
По учебнику: № 6.35; № 6.40 (а).
Проект с презентацией по моделированию собственного рисунка из точек, построенных в системе координат.
(или альтернативное задание) проект: «Координаты в жизни человека»