Урок по математике 6 класс на тему "Координатная плоскость"
Урок по математике 6 класс на тему "Координатная плоскость"
Разработка открытого урока по математике в 6 классе на тему "Координатная плоскость".
Цель урока: Закрепить умение учащихся строить строить точки на координатной плоскости; определять координаты точек, построенных на координатной плоскости.
Задачи:
Обучающие: Закрепить умение учащихся строить точки на координатной плоскости и определять координаты точек, построенных на координатной плоскости.
Развивающие: Способствовать развитию логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения.
Воспитательные: Способствовать повышению мотивации учения за счет привлечения ИКТ; привитие интереса к математике по средствам включения в урок игровой и проектной технологии.
Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений.
Методы: словесный, наглядно - образный, частично - поисковый.
Просмотр содержимого документа
«Урок по математике 6 класс на тему "Координатная плоскость" »
Алматинская область
Каратальский район
с. Ескельды
учитель математики
Скирда Т.И.
СШ имени Р. Кошкарбаева с ДМЦ
Тема: Координатная плоскость.
Цель урока: Закрепить умение учащихся строить точки на координатной плоскости; определять координаты точек, построенных на координатной плоскости.
Задачи:
обучающие: закрепить умение учащихся строить точки на координатной плоскости; определять координаты точек, построенных на координатной плоскости.
развивающие: способствовать развитию логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения.
воспитательные: способствовать повышению мотивации учения за счет привлечения ИКТ; привитие интереса к математике по средствам включения в урок игровых технологий.
Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений.
Методы: словесный, наглядно - образный, частично – поисковый.
2. Постановка цели урока. Тема нашего урока «Координатная плоскость» и сегодня мы отправляемся в заочное путешествие в Африку. Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, давайте проверим нашу готовность. Оценивать свою работу на уроке вы будите в листе самооценки.
3. Актуализация опорных знаний.
Задание 1: Вставьте пропущенные слова.
1) Положение точки на плоскости можно задать ……………………. числами.
2) Проведём две ……………… прямые, пересекающиеся в ………………. координат - начало отсчёта.
3) Горизонтальную координатную прямую называют осью ……………………….. и обозначают буквой …., а вертикальную координатную прямую называют осью ………………… и обозначают буквой ….. .
4) Плоскость, на которой задана прямоугольная система координат, называют ………… плоскостью.
5) Первую координату точки называют ……………………, а вторую координату точки называют ……………………………. .
6) Оси координат разбивают плоскость на …. части, которые называют ……..……….. . Нумерация четвертей происходит ……………………… движения часовой стрелки.
Точки, имеющие координаты
7) (+; +) - принадлежат ……… четверти,
8) (-; -) - принадлежат ……… четверти,
9) (+; -) - принадлежат ……… четверти,
10) (-; +) - принадлежат ……… четверти.
Задание 2. На карточке изображены пары пересекающихся координатных прямых. Какие из этих пар образуют координатную плоскость?
Задание 3. «Рассели жильцов». В какой четверти располагаются точки: A (-2; 4) - … четверть, B (2; 3) - … четверть, C (-5; 0) – ось …..…. , D (4; 1) - … четверть, E (0; -6) – ось ……….…. .
4. Работа, направленная на закрепление ранее изученного материала.
До африканского континента можно долететь на самолете или доплыть на корабле. Кто желает своими руками построить самолет, корабль или неизвестный вид транспорта, на котором отправится в путешествие?
Приглашаются 3 ученика.
Задание «Самолет». Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом: (6;4), (4;1), (1;1), (2;2), (0;4), (-3;1), (-7;1), (-9;-1), (-3;-1), (1;-3), (3,-3), (1;-1), (7;-1), (7; 4).
Задание «Корабль». Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом: (-7;-2), (-9;1), (-3;1), (-3;5), (-1;5), (-1;1), (0;1), (0;4), (2;4), (2;1), (9;1), (7;-2).
А сейчас каждый из вас сможет купить билет на тот транспорт, на котором доберется до берегов жаркой Африки. Выдаются карточки, на которых написаны точки с координатами, соединив точки отрезками, получатся буквы «С» - самолет, «К» - корабль, «А» - автостопом. Согласно купленным билетам учащиеся рассаживаются по группам.
Посмотрим, как удалось выполнить свою работу отважному капитану, смелому летчику и самому спортивному капитану. Выполненные задания обучающихся проецируются на интерактивную доску.
Всем удалось благополучно совершить перелет. Но нам предстоит «таможенная проверка багажа». Дайте ответы на следующие вопросы:
Тест.
Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?
А) координаты; Б) ординаты; В) абсциссы.
2. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?
А) одну; Б) три; В) две.
3. Как называется первое из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
А) ордината; Б) абсцисса; В) координата.
4. Как называется второе из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
После прохождения таможенного контроля просмотр видеоролика «Африка».
Продолжаем наш путь. Нам предстоит выполнить практическое задание. Внимательно прочитайте его и опишите, что вы должны будете сделать. Назвать имя точки и в скобках указать ее координаты.
- Какие рисунки изображены у вас на координатной плоскости? (Пальма. Страус.)
- Кто знает какие плоды приносит пальма? (кокосы, бананы, финики)
- Что вы знаете о страусах? (птица, а не летает; быстро бегает; зарывает голову в песок)
Я познакомлю вас с еще одним обитателем Африки – это аист. Все знают, что аист живет в средней полосе. Почему же мы встретили его в Африке? (Аисты зимуют в Африке.)
- Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы. А теперь запишите координаты точек. (работа в группах).
Пассажирам самолета Пассажирам корабля Автостоперам
Учитель контролирует и при необходимости корректирует работу учащихся.
Физминутка. Дети остаются на местах игра «Верно ли». Если утверждение верно, то хлопаем в ладоши. Если не верно, то делаем наклоны влево, вправо при этом руки на поясе.
Верно ли, что…
-надо указать пару чисел, чтобы задать положение точки на координатной плоскости (верно).
-первое число, задающее положение точки на координатной плоскости называется ординатой (не верно) -если точка лежит на оси ординат, то абсцисса этой точки равна нулю (верно)
-систему координат ввел Евклид (не верно)
Зарядка закончена, садимся за парты, продолжаем работу.
Наш путь лежит дальше. А кого встретим, узнаем, выполнив следующее практическое задание.
Пассажирам самолета
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
Учитель контролирует и по мере необходимости корректирует работу учащихся. Все выполненные работы учащихся демонстрируются и оцениваются. По ходу выполнения задания ребята будут высказывать предположения о том, какое животное у них получается.
- А что вы знаете об этих животных? (Слон самое большое животное на земле; вместо носа у него хобот и т.д. У верблюдов есть горб; они бывают одногорбые и двугорбые, очень долго могут обходиться без воды и т. д. Бегемот очень большое животное; боится жары и много времени проводит в воде и т.д.)
Проектная деятельность учащихся: группы учащихся подготовили проекты на тему «Интересные факты из жизни животных Африки».
5. Выдача домашнего задания. Степень сложности выбирают дети сами.
Какой теме был посвящен урок? (Координатная плоскость.)
Что мы делали на уроке? (Путешествовали в Африку… Строили по точкам рисунки. Определяли координаты точек.)
Как мы работали на уроке? (Самостоятельно, иногда с помощью учителя.)
Как вы оцениваете свою работу? Вы получили следующие оценки …
Дописать предложения:
Важная тема ……………………………………………………………………………………………………… Я молодец! ……………………………………………………………………………………………………….. Было интересно …………………………………………………………………………………………………... Было скучно ……………………………………………………………………………………………………… Спасибо Декарту! ………………………………………………………………………………………………... Не понял тему, …………………………………………………………………………………………………… Свой вариант………………………………………………………………………………………………………
7. Рефлексия: Если на уроке ничего вы не узнали, прикрепите на пальму «кокос», если урок был познавательным и интересным из нашей пальмы сделайте «банановое дерево».
8. Выставление оценок. Капитаны команд оценивают работу каждого участника группы.