Тема: Координатная плоскость.
Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся.
Развивающие – развитие коммуникативной деятельности учащихся, развитие логического мышления, активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру, развитие интереса учащихся к предмету посредством нетрадиционной формы ведения урока. Развитие математически грамотной речи, кругозора учащихся.
Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения. Воспитание чувства сопереживания и взаимовыручки, чувства ответственности друг за друга. Воспитание аккуратности при выполнении построений.
Оборудование: Девиз урока, рисунки, фигуры (танки, самолёты, корабли), карточки с заданием.
Ход урока.
1 . Организационный момент.
Ребята послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2 . Сообщение темы и определение целей урока.
- Обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой (координатной оси), и составляющих её элементах.
3 . Фронтальный опрос.
а) Что такое координатная прямая или координатная ось?
(Прямые Х и У)
б) Что такое начало координат?
(Точка пересечения прямых Х и У)
в) Какую прямую мы называем осью абсцисс?
(Координатную прямую Х)
г) Какую прямую мы называем осью ординат?
( Координатную прямую У)
д) Что называют системой координат на плоскости?
(Две взаимно перпендикулярные прямые Х и У образуют прямоугольную систему координат)
4. Исторические сведения. Координаты (от латинского СО - совместно и ORDINATES- упорядоченный, определённый) числа, заданием которых определяется положение точки на плоскости, впервые вошли в употребление, как астрономические и географические координаты - широта и долгота. В 14 в. Никола Орем (французский математик) координаты на плоскости, используемые для построения графиков, называл – широтой и долготой то, что теперь называют абсциссой и ординатой. Систематически координаты стали применяться к вопросам геометрии в 17 в.. Заслуга введения метода координат принадлежит Рене Декарту, так же французскому математику. Поэтому координатную плоскость, с которой мы познакомились, часто называют Декартовой.
- Дорогие ребята!
- Наш урок посвящен празднику 9 мая. И в армии не обойтись без использования системы координат. Сегодня на нашем уроке произойдут настоящие «боевые» действия. – И так вперёд к победе!
5 . Устная работа.
Вызываются 3 человека от ряда.
Игра «Поражение цели».
На доске рисуется система координат. Крепятся фигуры (танки, самолёты, корабли).
Правила игры: чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Первая команда уничтожает вражеские самолёты, вторая – танки, третья – корабли. Указкой показывается фигура, выбранный «наводчик» называет её координаты, а «орудийный расчёт» - остальные ученики данной команды – «стреляют». Тот, кто согласен с названными «наводчиком» координатами, поднимает правую руку, а кто не согласен – левую. Цель считается поражённой, если все члены команды дадут правильный ответ (фигура снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигура остаётся на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».
6 . Ребята, пока мы обстреливали наши цели, боеприпасы у нас кончились. Но вот, гонец доставил пакет, в котором говорится вот о чём: «Груз сбросят ночью в квадрат АВСД:
А (-3 ; -4), В (-3 ; 1), С (2 ; 1), Д ( ; ), координаты точки «Д» размыты. Надо определить координаты точки Д, построить квадрат, найти его площадь и периметр.
- Выполнить работу у доски.
Ответ: Д (2; -4)
S = 5 • 5 =25; Р = 5 • 4 =20.
- Груз доставлен. Давайте узнаем его вес? Работу выполняем в тетрадях.
7 . Задача о весе груза: В первом ящике снарядов было в 2 раза больше, чем во втором. Если во второй ящик добавить 8 снарядов, а из первого взять 40, то количество снарядов будет одинаково. Сколько снарядов было в каждом ящике первоначально?
Ответ: 48 снарядов во втором ящике, 96 – в первом.
- Ребята! Теперь задача для разведчиков. Определите координаты огневой точки врага. Выполнить работу на заготовленных листках.
8. «Шифровка».
1) Мы находимся в начале координат;
2) Идём по оси