Кругосветное путешествие по теме «Действия с десятичными дробями» |
Урок для 5 класса |
|
|
|
16 апреля |
г |
|
Тема урока:«Действия с десятичными дробями».
Цели урока:
Повторить и закрепить правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей; правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.; закрепить навыки решения задач на нахождение средней скорости движения в игровой форме с применением групповых методов обучения.
Выявить степень усвоения учащимися изученного материала, устранить пробелы в знаниях, подготовить к контрольной работе.
Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Десятичные дроби» и «Среднее арифметическое»; прививать навыки устного счёта, аккуратность ведения записей в тетради.
Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса, логического мышления, внимания, активности на уроке.
Воспитывать взаимопонимание, уверенность в себе, умение работать в группе.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Форма проведения урока:урок-путешествие.
Оборудование:
компьютер, экран, проектор;
карточки для самостоятельной работы группы;
слайды.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Всем говорю я: «Здравствуйте!
С добрым утром друзья!
День наступил прекрасный
Потому что в нём Вы и Я!»
Сегодня мы отправляемся с вами в кругосветное путешествие по Чёрному морю и целью нашего урока является обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с десятичными дробями».
Задача, конечно, совсем не простая.
Играя учить и учиться играя,
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
2. Проверка домашнего задания.На экране вы видите наш корабль, который уже готов к отплытию. Но перед тем как зайти на
борт, я проверю ваши билеты, т.е домашнее задание. (Слайд 3) Сверьтесь с доской, так ли вы выполнили своё домашнее задание. На доске вы видите три смайлика:
У меня так же. У меня допущена Я совсем не
1 ошибка справился.
На каждой парте есть цветная липкаяполоска. Выберите и приклейте полоску к тому смайлику, который соответствует вашей выполненной работе.
- Молодцы ребята! А теперь я приглашаю всех вас подняться на борт корабля и занять свои каюты.
3. Распределение по группам.
- На доске вокруг нашего кораблика расположены различные разноцветные морские фигурки: рыбки, кораллы, морской конёк, морская звезда, жемчужины, дельфины. Выберите себе одну более понравившуюся и сядьте по группам соответствующим виду фигурки (или цвету).
- Ну а теперь я рада сообщить вам, что мы отплываем от порта и познакомить вас с картой маршрута: (Слайд 4)
1. Остров «Теоретический»
2. Остров «Вычислительный»
3. «Бухта Задач»
4. «Остров Сокровищ»
4. Актуализация опорных знаний.
- Пока наш корабль медленно скользит по морской воде, приближаясь к первому острову, я предлагаю вам устный счёт.
1) 2,5+1,3= 5) 2,85 – 1,5= 9) 7,5:3=
2) 1,4-0,7= 6) 0,5 : 2 = 10) 2-0,3=
3) 0,3• 6= 7) 0,18 : 0,6= 11) 0,4+0,3=
4) 3,6: 2= 8) 0,1 : 0,01 = 12) 4,2: 0,7=
13)250 : 100=
- Молодцы ребята, вы очень быстро и хорошо умеете считать. И незаметно для нас с вами мы прибыли на Остров «Теоретический».
5. Остров «Теоретический».
- По мере того, как вы будите отвечать на вопрос, справа будет высвечиваться правильный ответ. А внизу будет появляться наше следующее действие, т.к. каждому ответу соответствует своя буква.
1) Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо 2) Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? 3) Чтобы разделить десятичные дроби, надо 4) Как найти среднюю скорость движения? 5) Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо: дробь на 100, надо: | Ё) перенести запятую на два знака вправо. В) выполнить умножение не обращая внимание на запятые; отделить запятой столько цифр, сколько их после запятой в обоих множителях. Е) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; выполнить деление на натуральное число. Д) перенести запятую на два знака влево. П) Сумму чисел разделить на количество слагаемых. Р) весь путь разделить на всё время движения. |
- Так что же мы будем делать дальше? Правильно ребята мы отправимся вперёд навстречу приключениям.
6. Остров «Вычислительный».
- А тем временем мы пристали с вами к следующему острову. Этот остров славится интересными насекомыми, которые живут на дереве. Что это за насекомые, вы узнаете, выполнив следующее задание:Задание 1
1) у + 3,54 = 8,2 ___
2) х – 5,2 = 4,9 ____
3) 12,1 – (а - 5,74) = 1,7 ___
4) (3,5 – m) * 6 = 1,2 ___
5) 8b – 3,2 = 5,6 ___
6) 41,2у – 28,7у = 1 ___
7) (р + 2,4) : 8 = 2,3 ____
а | ч | у | б | к | о | м | с | и | е |
10,1 | 1,1 | 4,6 | 4,66 | 0,08 | 3,3 | 0,8 | 1,6 | 16 | 3,03 |
Ключ: БАБОЧКИ
Задание 2
- Молодцы ребята, действительно на этом острове есть замечательные бабочки, которые, как и птицы, улетают на зимовку из Северной Америки в Южную, преодолевая расстояние более трёх тысяч километров. Чтобы узнать название этих бабочек выполните вычисления в тетради и впишите в кружки буквы, соответствующие ответам на раздаточном материале.(Слайд 11)
1)495,6 : 0,7 = 2) 80,64 : 0,8 = 3) 167,4 : 0,62 = 4) 1,332 : 0,036 = 5) 0,18 * 0,25 = 6) 7,3 * 0,019 = | |
Сотни и тысячи этих бабочек, разместившись на ветках деревьев, создают впечатление пёстрой листвы и цветов.
МОНАРХ
Физкультминутка.(Слайд 12)
(Ученики повторяют движения за ученицей)
К океану мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывём как дельфин.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.
7. «Бухта Задач».
Задача 1. От двух пристаней, расстояние между которыми 34,68 км, одновременно навстречу друг другу отправились две лодки. Скорость первой лодки равна 4,8 км/ч, а скорость второй – 5,4 км/ч. Через сколько часов они встретятся? (Слайд 13, 14)
Решение. (Слайд 15)
1) 5,4 + 4,8 = 10,2 (км в час) – общая скорость;
2) 34,68 : 10,2 = 3,4 (ч) – время встречи лодок.
Ответ: 3,4 ч.
Задача. Яхта плыла 3,2 ч штилем со скоростью 90 км/ч, затем 1,5 ч попутным ветром со скоростью 45 км/ч, затем налетел шквальный ветер и она стала двигаться 0,3 ч со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения яхты на всём пути.(Слайд 16)
Решение: (Слайд 17)
1) 90 ∙ 3,2 + 45 ∙ 1,5 + 30 ∙ 0,3 = 288 + 67,5 + 9 = 364,5 (км) – весь путь
2) 3,2 + 1,5 + 0,3 = 5 (ч) – время
3) 364,5 : 5 = 72,9 (км/ч) средняя скорость движения
Ответ: 72,9 км/ч
7. «Остров Сокровищ».(Слайд 20)
- Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы прибыли на остров Сокровищ.
- Что для вас является главным сокровищем на уроке? (оценка)
На столе у каждой группы конверт с медальками: золотые - 5, серебряные - 4, медные - 3. Выберите себе ту, которая на ваш взгляд, и взгляд всей группы соответствует вашей работе на уроке.Обсудите этот выбор и поставьте себе оценку за урок и за аккуратно выполненные записи в тетради.
- Поднимите руку у кого золотые медальки; серебряные; медные. А есть те учащиеся, которые не смогли оценить себя?
8. Итог урока и домашнее задание. (Слайд 21)
Какие основные правила, мы сегодня с вами повторили?
Так как же умножить десятичные дроби?
Как разделить десятичные дроби?
Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Как найти среднюю скорость движения?
Как складывают десятичные дроби?
Как вычитают десятичные дроби?
Домашнее задание: повторить основные правила по теме «Действия с десятичными дробями» и «Среднее арифметическое».
9. Рефлексия. (Слайд 22)
Обратите внимание на доске 3 весёлых и не очень весёлых смайлика. Дайте свою оценку уроку и на полях в тетради попробуйте изобразить это таким же смайликом.
Я надеюсь, наше путешествие вам понравилось, и скучать было некогда. Сегодня вы оценивали свою работу совместно в группе, и ваша оценка выставлена объективно. А я благодарю вас за урок. Всего хорошего. До свидания.