? Ход урока.
- І. Организационный момент.
- Посмотрите все ль в порядке,
- Книжки, ручки и тетрадка.
- Прозвенел сейчас звонок
- Начинается урок.
- ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
- Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников).
- Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».
- В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
- ІІІ. Актуализация опорных знаний.
- Устный счет(слайд2 )
- 1. Вычислить:
- 0,8:8 18,9:9
- 0,9·0,6 15,8:100 7,4·0,1
- 2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1 20,01 23,647 0,07
- 3.Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056 в 1000 раз
- IV. Изучение нового материала.
- На доске задача: (слайд3,4 ) Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.
- Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?
- S=1225 м2
- а=49 м
- в - ?
- 1225:49=25(м)
- Ответ: 25 м
- Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).
- На доске задача: (слайд 5 ) Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.
- S=122,5 м2
- а=4,9 м
- в - ?
- Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?
- 122,5:4,9= ? (слайд6 )
- Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд7 )
- Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».
- Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)
- Как же найти длину коридора?
- Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу.
- 122,5 м2 =12250д м2 4,9 м = 49 дм
- 12250:49=250(дм)=25(м)
- Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
- Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз.
- 122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )
- Ответ: 25м.
- В случаи затруднения:
- Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
- Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз? Чем отличается первая задача от второй?
- 122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )
- Ответ: 25м.
- Поясните свой ответ с помощью рисунка? (слайд9 )
- Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.
- Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь.
- 1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число
- 2)после этого выполнить деление на натуральное число.
- №823 учебника (с комментарием на местах)
- 1,5:0,3=15:5=3
- 4,2:0,06=420:6=70
- 0,35:0,5=3,5:5=0,7
- 9:4,5=90:45=2
- 0,072:0,1=7,2:1=7,2
- 1,634:0,0001=1634:1=1634
- Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь. (слайд10 )
- ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
- 1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
- 2)после этого выполнить деление на натуральное число.
- V. Физкультминутка.
- А теперь ребята встали,
- Быстро руки вверх подняли.
- Повернулись влево, вправо
- Тихо сели, вновь за дело.
- VI. Закрепление изученного материала.
- Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует)
- 12,096:2,24=12096:224=5,4
- 1209,6 224
- 1120 5,4
- 896
- 896
- 0
- Ученикам раздается листок с заданиями. (приложение - листы с заданиями)
- Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
- 0,0444:0,6 = …4 4 4 : 6=
- а)..444 ?6
- 0 0, …
- 4
- .
- (индивидуальная работа с последующей проверкой)
- Задание 2. Исправьте ошибки (устно)
- 36,72 0,9
- 36 4,8
- 72
- 72
- 0
- Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой) (слайд11,12 )
- 16,24:0,4=……………………= 406
- 44,1: 0,63=………………….= 7
- 1155,6: 0,9=…………………= 1284
- Задание 4. (слайд13,14 )
- 1) 75:15 а) 750:15
- 2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
- 3) 7,5:0,15 в) 75:1500
- Как вы думаете, какое задание я вам предложу?
- Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем? (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу)
- VII. Итоги урока. Домашние задание.
- Заполните пропуски (устно) (слайд15 )
- Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
- 1)в …………. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько.……………………………….;
- 2)после этого выполнить ………. на …………число.
- П.46, правило, №824, 837(а, б)
- VIII. Рефлексия. (слайд16 )
- Сегодня на уроке я узнал…….
- Было интересно……….
- Теперь я могу……………
- Полученные знания мне пригодятся ………
- Как я усвоил материал:
- Зеленый – сделал для себя открытие.
- Красный - активно работал на уроке.
- Желтый – урок подарил хорошее настроение.
- Приложение
- Деление десятичной дроби на десятичную дробь
- Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
- 0,0444:0,6= … 4 4 4 : 6=
- а) …444?6
- 0 0, …
- 4
- .
- Задание 2. Исправьте ошибки
- 36,72 0,9
- 36 4,8
- 72
- 72
- 0
- Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ.
- 16,24:0,4=……………………= 406
- 44,1: 0,63=………………….= 7
- 1155,6: 0,9=…………………= 1284
- Задание 4.
- 1) 75:15 а) 750:15
- 2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
- 3) 7,5:0,15 в) 75:1500