- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты самоконтроля, самопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
проблемный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование:.компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся, комплект транспортиров по числу учащихся в классе.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организации | Создать благоприятный психологический настрой на работу | На доске записано: «Человека всегда окружали линии: линия горизонта, береговая линия, линия изгиба реки» | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Саморегуляция действий при работе в новой обстановке, с новым коллективом и новым учителем. |
Актуализации знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Знакомство с учебником Учебник и его некоторые особенности (листаем учебник): читаем введение; оглавление и ответы; каждой главе – свои краски; сквозные рубрики: «Интересно(см., например, с. 65), «Подведем итоги»; знаки на страницах учебника и их смысл: теоретические развороты – «Восклицательный знак», «Лупа», «Скрепка»; развороты с упражнениями – «Кнопка» 9см., например, с. 29); сквозная рубрика «Неверно» (см, например, с.29); | Знакомит учащихся с новым учебником, с новыми видами заданий. | Изучают учебник и дополнительные учебные пособия. | прогнозировать, сравнивать и анализировать, наблюдать и опровергать неверные решения |
Целеполагания и мотивации | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | На экране дата и запись «Классная работа. Разнообразный мир линий»» | Впервые человек взял в руки кусок угля и провел им по стене пещеры еще в глубокой древности. Он изобразил контуры предметов, животных, объектов природы. Из чего состоят эти рисунки? Цель урока - Сегодня мы узнаем, о том, что линии бывают замкнутые и незамкнутые, самопересекающиеся и без самопересечений, что такое внутренняя и внешняя области - Откройте тетради, запишите число и тему урока. | -из линий Записывают в тетради число и тему урока. | Прогнозирование, рефлексия |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: разнообразный мир линий. | На экране появляется виртуальная лаборатория «Линии», учитель рисует замкнутую и незамкнутую линии. Флеш –демонстрация 4 «ЛИНИИ» На экране интерактивная модель «Внутренняя и внешняя области» Фелш-демонстрация 1 «Виды линий» Флеш-демонстрация 2 «Внутренняя и внешняя области» Флеш-демонстрация 3 «Внутренняя и внешняя области» | Виды линий: фото (1.1) Линии можно проводить от руки , а можно с помощью различных инструментов: линейки, циркуля, лекала. Все точки одинаковы, и одна точка от другой ничем не отличаются. А мир линий разнообразен. (рис.1.2) - Давайте поработаем с учебником страница 9 Линии делятся также на самопересекающиеся и линии без самопересечений На рисунке 1.3 изображена замкнутая линия без самопересечений. Она делит плоскость на две области – внутреннюю и внешнюю. Сама линия служит границей этих областей. Чтобы из одной области попасть в другую, надо пересечь ее границу. Начертите в тетради замкнутую линию, закрасьте внутреннюю область синим цветом, а внешнюю - красным | Устно отвечают на вопросы интерактивного упражнения 001 Упражнения из учебника №1,2. Ребята читают о происхождении слова «линия». Отвечают на вопрос №3 ст.10 учебника. Ребята рассматривают рис.1.4 Политическая карта Африки и смотрят на ИД Флеш-демонстрацию 3 «Внутренняя и внешняя области» Ребята выполняют упражнение | Анализ данных, постоение речевых конструкций, формирование математической речи |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Разнообразный мир линий». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | | Выполняем упражнения из У. №6,8,9 | Ребята выполняют в тетради, один человек комментирует решение с места. | Познавательные: Ориентироваться в электронном учебнике Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы |
Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. | На экране: презентация «Релаксация», слайды с изображением воды и морских животных с музыкальным сопровождением | физкультминутка: упражнения : наклоны, взмахи руками. Клетчатая бумага – это удобный «инструмент» для вычерчивания линий; он помогает видеть характерные точки линии, выработать алгоритм изображения. Рисуем на клетчатой бумаге упр. Учебник №10 на воспроизведение рисунка всегда нужно начинать с анализа, который лучше выполнять с карандашом в руке. Спираль (№10) можно «прочитать»: одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки влево, и т.д.; теперь легко будет ее воспроизвести. Сначала это нужно сделать «от руки», тонко очерченным простым карандашом, а потом при желании провести ярче уже намеченные линии с помощью линейки. (Можно все делать «от руки», без инструментов). Упр. №11 Рассматривая овал (№11), можно провести на рисунке в учебнике тонким карандашом горизонтальную и вертикальную прямые, которые делят его на равные части ( оси симметрии). Они определят центр овала. Ит. Д..
| Выполняют упражнения Выполняют самостоятельно в тетради - | Позитивное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач, умения эмоционального общения Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования и интерпретации отрезками, точками, геом. фигурами |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | На экране через 5 минут после начала работы появляются правильные ответы для самопроверки. | Тетрадь – тренажер стр. 15 Выполняем тест задание №1 | Выполняют задания на листочках, проверяют по заготовке на ИД. Оценивают успешность своей работы. | |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | | Вопросы: -Как вы назовете линию 6 -На сколько областей она делит плоскость? -Опишите линии 3-7, используя термины, с которыми вы сегодня познакомились. Сегодня на уроке вы работали продуктивно. | Отвечают на вопросы. | Конструктивное общение , сравнение на основе объективных проявлений действий личности в качестве поступков, высказываний. Сопоставление внешней оценки учителя и самроценки Сопоставление и сравнение личных успехов с чужими. |
Информирования о домашней работе | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | По Учебнику п. 1.упр.№ 4-5 Т-Т № 1,3,7 Для желающих: Эл. Интерактивные упражнения 003-2 и 003-3. | Записывают задание в дневники | Планирование и прогнозирование, самоопределение через выбор |
Рефлексии | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | - Сегодня все работали хорошо. - Оцените свое состояние на сегодняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая на уроке. Все ли было вам понятно. - Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тетрадях один из вариантов «смайлика». Спасибо за урок. | Изображают в конце записей | навыки рефлексии, умения выражать настроение, анализировать его изменение в течении урока |