Тема: Выражения а+7; а-7.
Цель: Познакомить с буквенными выражениями а+7, а-7.
Задачи: Сформировать знания о числовых и буквенных выражениях; умения записывать задуманное число буквой, находить значение буквенного выражения, если известно его значение; закрепить навык составления краткой записи к задаче, умения решать, сравнивать задачи, закрепить навыки счета; Развивать: речь, память, логическое мышление. Воспитывать культуру поведения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: учебник, ряд чисел, рисунки с геометрическими фигурами, рисунки для физминутки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся на урок.
2. Сообщение целей урока.
II – Работа над пройденным материалом.
1.Устные упражнения и практические работы
1) Индивидуальная работа( у доски 4 чел-ка)
А) Найди значения буквенных выражений.
а+6, если а=0;3;2;4;1 а-6, если а=6;8;10;9;7
б) С числами 5,2,7 и 4,3,7 составить и записать две суммы и разности.
В) Работа по карточкам (4 уч-ся)
-1. Вставь пропущенные числа и знаки действий
7*?=3 10*?=8
?*2=6 9*?=6
8*?=10 10*?=5
-2. Измерь длину отрезка. Начерти отрезок на 3см короче данного.
2) Фронтальный опрос.
А) Назовите пропущенные числа
1 сл. 5 7 4 7 2
2 сл. 4 2 3 3 6
Знач. Сум. 8 10 9 5
б) Задачи в стихах.
Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шестеро – под кочкой.
Сколько лягушат всего,
Только быстро, точно? (2+6=8)
Ветер дунул, лист сорвал
И еще один упал,
А потом упало 5.
Кто их может сосчитать? (1+1+5=7)
В зоопарке он стоял.
Обезьянок все считал.
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре спинки грели,
Сосчитать вы их успели? (2+3+4=9)
В) Задачи на логику.
- Ира и Катя поделили между собой 7 яблок. Ира сказала, что у нее столько же яблок, сколько и у Кати. Верно ли сказала Ира? (НЕТ) А по сколько яблок может быть у них?(3 и 4)
- В корзине сидят котята. У всех котят по 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?(6)
- Кобра длиннее гадюки, гадюка длиннее ужа. Кто самый длинный? Кто самый короткий?
(Самая длинная –гадюка, самый короткий – уж).
Какие из этих змей опасные? Почему? Какие не опасные?
Г) Посчитайте на рисунках сколько треугольников, кругов, прямоугольников.
Д) Разгадайте математические ребусы.(7я, восемь)
Е) Назовите пословицы с цифрой 7.
(Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.) Объясните смысл пословиц.
Объяснить смысл пословицы «Семеро одного не ждут» : решает всегда большинство. Решение в любой ситуации принимается всегда, исходя из интересов большинства.
Объяснить смысл пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь» : перед тем, как что-то делать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело выйдет хорошо.
III – Повторение пройденного.
1. Оформление работы: запись числа, классной работы.
2. Мин чистописания (цифра 7). Дайте характеристику числа 7.
3. Назовите компоненты сложения, вычитания.
а+4 5+2 5-а 3+7 а+7 9-4 а-7 8+1
Назови числовые выражения. Буквенные. Назови суммы, разности.
В каком случае, мы можем найти значение числового выражения? (если будем знать а=….) Какие буквенные выражения мы еще не решали?
Y – Новая тема.
ТЕМА УРОКА: ВЫРАЖЕНИЯ а+7, а-7
1. Заполни таблицу. а+7 при а= 0,1, 2, 3.
а-7 при а= 7, 8, 9, 10.
В каком случае можно найти значение буквенных выражений?
IY –Физ. минутка.
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До семи считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
Y - Закрепление знаний.
Работа по учебнику
- № 2 Самостоятельная работа. Записать разность 7 и а, если а= 7;0.
Проверка.
- №3 Прочитай. Реши задачи. Сравни задачи.
Условие: 1) Бананов – 6 шт. 2) Бананов – 6 шт.
Яблок -4 шт. Яблок -4 шт
Всего -? ф Яблок -?
Решение: 6+4=10 (ф)
Ответ: всего 10 фруктов. Что нужно сделать, чтобы задание превратить в задачу? Измените вопрос задачи.
Бананов - 6 шт.
Яблок – 4 шт. На ? больше
6-4=2(б.)
Ответ: на 2 банана больше.
- - Задание в зеленой рамке. Вставь пропущенные числа.
Допиши по 2 выражения с значениями 7, 8 и 6.
- Примеры с окошком( на листе). Игра « Цепочка» 8 + 2 - 5 + 4 – 3 + 2 -7
YI - Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке?
YII – Д/зс.162 №4