Урок математики
Тема: Таблица умножения и деления на 5
Цели: Ознакомить с таблицей умножения и деления на 5; формировать умение работать с таблицей Пифагора, решать задачи и уравнения;
Развивать вычислительные навыки, мышление, память, внимание, мелкую моторику;
Воспитывать интерес к изучению математики, прилежание, самостоятельность.
Оборудование: карточки для запоминания таблицы умножения, задачи в картинках; плакаты «Таблица умножения 5 и на 5», Таблица Пифагора (с учебным уголком к ней)
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I Организация класса
Проверка готовности детей к уроку
II Проверка домашнего задания
Проверка задачи.
Каков был вопрос задачи? Сколько действий? Как решить задачу выражением? Кто решил задачу другим способом? Прочитайте ответ задачи.
Проверка решения примеров
В каких примерах получили ответ 10? Назовите наибольший ответ в примерах. Какой ответ самый маленький? Прочтите пример, который мы ещё не проверили.
III Актуализация знаний
1. Устный счёт
Игра «Кто быстрее?»
Проводится по рядам: от каждого ряда по 5 учеников выходят к доске, по команде учителя пишут ответы. Победителем становится тот ряд, который сделал меньше всего ошибок и справился быстрее. Допущенную ошибку исправляют ученики «своего» ряда.
14 : 2 =
21 : 3 =
4 × 4 =
20 : 4 =
8 × 3 =
18 : 3 =
9 × 3 =
24 : 4 =
16 : 2 =
7× 4 =
18 : 2 =
3 × 6 =
16 : 4 =
12 : 3 =
8 × 4 =
Работа с карточками для запоминания таблицы умножения.
Карточки готовятся дифференцированно для учащихся, запоминающих таблицу плохо, у каждого ребёнка – на проверку той таблицы, которую он знает плохо.
2. Задачи в картинках
3. самоопределение к изучению нового?
Сравните полученные результаты: 2 × 5 и 5 × 2; 3 × 5 и 5 × 3; 4 × 5 и 5 × 4. Что помогло быстро решить? Какой закон математики вы использовали?
IV Изучение темы урока
1. Объяснение темы урока
Работа с плакатами «Таблица умножения 5 и на 5»
Почему примеры 2×5, 3×5, 4×5 и 5×2, 5×3, 5×4 записаны синим цветом, а остальные – красным?
Почему не записаны примеры 1×5 и 10×5; 5×1 и 5×10 не написаны?
Как разделить на 5? Решите, пользуясь плакатом:
30 : 5 40 : 5 45 : 9 25 : 5
30 : 6 35 : 5 35 : 7 45 : 5
Работа с таблицей Пифагора и учебным уголком
Ученики работают в паре: один второму задаёт пример на умножение или деление. Второй показывает по таблице, как найти ответ, отделяя уголком нужную колонку и строку
2. Работа с учебником
Формирование вычислительных навыков: стр. 40 № 1, 2
V Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 – сесть и встать,
Руками помахать.
6, 7, 8 – усталость сбросим.
9, 10 - пошагаем -
И отлично всё решаем!
VI Закрепление изученного
1. Работа над задачами
Стр. 40 № 3
- Чтение задачи.
- Анализ: О чём говорится в задаче? Сколько ткани было? Для чего использовали ткань? Сколько израсходовали на костюмы? Можем ли узнать, сколько израсходовали на пальто? Сколько пальто пошили?
- Запись условия задачи
Костюмы – 10м
7 пальто - ?
1 пальто - ?
Сколько действий в задаче? Что узнаем в первом действии? Что узнаем во втором действии?
- Запись решения и ответа задачи
- Проверка
2. Самостоятельная работа над задачей № 4 (с.40)
- Чтение задачи
- Анализ Что надо узнать в задаче? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Запись условия самостоятельно
Взяли – 4 м.
Осталось – 12 м.
- Решение задачи
- Дополнительно (по желанию): измени вопрос так, чтобы задача решалась сложением; составь обратную задачу.
3. Решение уравнений
Х × 5 = 20 3 × Х = 18 Х : 2 = 6
Х × 2 = 6 Х + 7 = 21 Х – 7 = 21
Ученики выбирают по 3 уравнения, выполняют работу самостоятельно.
Взаимопроверка
VII Рефлексия. Итоги урока
Что на уроке вам было интереснее всего? Что вызвало затруднения? Что нового вы узнали на уроке? Что надо запомнить с сегодняшнего урока?
VIII Домашнее задание Выполнить № 5 с. 40, составить 15 примеров с умножением и делением на 5.
Литература
1. Как выучить таблицу умножения 12.08.2012г. Начальная школа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://beginnerschool.ru
2. Моро М. И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М. : Просвещение, 2016. – 112 с.