Урок по математике на тему «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)
Урок по математике на тему «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)
Одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и осуществлять самоанализ. В первую очередь каждый учитель сам должен владеть этим умением, т. к. именно от этого зависит качество обучения. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов. Приведу пример одного из видов самоанализа, применяемых мною с целью рефлексии, позволяющий оценить сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по математике на тему «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)»
Одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и осуществлять самоанализ. В первую очередь каждый учитель сам должен владеть этим умением, т. к. именно от этого зависит качество обучения. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов. Приведу пример одного из видов самоанализа, применяемых мною с целью рефлексии, позволяющий оценить сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы.
Морфологическая карта знаний
Тема
Жизненно необходимая информация
Информация, которая встречается в других дисциплинах
Информация, которая нужна для дальнейшего изучения данной дисциплины
Доли. Обыкновенные дроби. 2 часа
Использование дробей в повседневной жизни, деление на равные части единицы
Физика, химия, география, технология идр.
Существование дробных чисел и умение их применять. Расширение понятия числа. ЕНТ, ВОУД.
Реализация замысла урока. Поэтапный анализ.
Название и цель дидактического этапа
Содержание работы на данном этапе
Формы, методы, приемы
Психолого -педагогическое обоснование выбора
Устный счет, актуализация знаний.
Привить навыки устного счета
24:6 =
35 : 5 =
64 :32=
6 ∙ 9 =
(46 +14): 5=
(4 +5) ∙ 5 =
1:6= ?
Форма фронтальная. Создание проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. Метод – словесно-наглядный, демонстрация.
Развитие положительных эмоций и интереса к теме.
Объяснение нового материала. Практическая работа.
Познакомить учащихся с понятиями доли, обыкновенной дроби и ее содержательным смыслом.
-Решение задачи: Мама купила арбуз, разрезала его на равные части и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама разрезала арбуз? Сколько частей получил каждый?
-Какую долю отрезка составляет красный отрезок, зеленый прямоугольник и часть окружности?
Практическая работа. Разделить квадрат разными способами на 4 равные части, показать половину, четверть.
Как образуются доли? –предметы, единицы измерения, целые делим на равные части.
Доля – каждая из равных частей единицы.
Какая часть фигуры закрашена?
-Обыкновенные дроби. – Что такое обыкновенная дробь? – Это доли или сумма одинаковых долей.
Числа, под чертой – знаменатель, над чертой – числитель. Что показывает числитель, знаменатель? Пишем в общем виде: , где a – числитель, b –знаменатель. - Как читать?
В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, обобщать и делать выводы.
Использование презентации с поэтапным выводом информации на экран, что дает возможность контролировать процесс усвоения знаний, поддерживать внимание и интерес учащихся.
Физпауза
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
Физминутка
Детям необходимо отдохнуть, и при этом продемонстрировать, расположение числителя и знаменателя относительно дробной черты.
Закрепление.
Работа с использованием флипчарта:
1) установить соответствие,
2) составить из слов определение,
3) записать дроби.
Словесно-наглядный с осуществлением взаимопроверки
Работа с применением флипчарта способствует развитию положительных эмоций, интереса к теме.
Обучающая самостоятельная работа
Задания на «А»
1.Прочитайте дроби
Назовите их числители и знаменатели.
2.Выполните действия:
3. 1 разделите на 5, на 15, на 100. Запишите полученные дроби и прочитайте их.
4. Запишите дроби: а) четыре седьмых, б) семь пятых, в) пять шестнадцатых, г) двадцать три пятидесятых, д) шестьдесят семисотых.
5.Заполните таблицу:
Частное
Делимое
Делитель
Дробь
Числитель
Знаменатель
3 : 5
17
19
7
12
6.Какую часть года составляют 1 месяц, 4 месяца?
7.Какую часть суток составляют 1 час, 8 часов?
8.Какую часть килограмма составляет 1 грамм, 57 г, 621 г.?
9..В классе 30 учеников. из них девочки. Сколько девочек в классе?
Задания на «В»
От города А до города В 400 км. Турист в первый день
проехал всего пути, во второй день - всего пути. Сколько ему еще надо проехать?
Задания на «С»
Из 12 одинаковых на вид колец одно несколько легче других. Как одним взвешиванием на чашечных весах без гирь найти 4 одинаковых по массе кольца?
Самостоятельная работа и контроль
Задания подобраны в соответствии с категориями таксономии Блума
1. знание «А»
2. понимание
3. применение
4. анализ «В»
5. синтез «С»
Проведение обучающей разноуровневой самостоятельной работы дает возможность каждому ученику выполнять задания в силу своих возможностей, что создает ситуацию успеха для каждого.
Подведение итогов. Д/з.
Д/3 п. 16, № 405, 409, 424
Беседа, объявление оценок
Проведение данной самостоятельной работы позволило выделить уровни усвоения материала учащимися. На уроке применяю критериальное оценивание: (формативное и суммативное)
д/з дается дифференцированно
Рефлексия.
Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
На уроке я … Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Я узнал новое…
Рефлексия деятельности.
Для понимания нужности нового материала была проведена рефлексия деятельности.
Математика, 5 класс
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби
(1-й урок)
Цель урока: Знакомство с понятиями доли, обыкновенной дроби и ее содержательным смыслом.
Задачи:
Образовательные:
- ввести понятие доли и обыкновенной дроби,
- познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, сформировать умения читать и записывать дробь,
-научить детей применять дроби при решении практических задач.
Развивающие:
-развивать математическую речь учащихся и познавательную активность учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся любовь к предмету,
-воспитывать самостоятельность.
Тип урока: изучения нового материала, первичного закрепления знаний.
Объяснение нового материала. Практическая работа. (15 мин)
Физпауза (1 мин)
Закрепление. Выполнение заданий. (6 мин)
Обучающая самостоятельная работа(15 мин)
Подведение итогов. Д/з. (3 мин)
Рефлексия (1 мин)
Ход урока
Организационный момент.
Устная работа (презентация, слайд 1,2)
Вычисли:
24:6 =
35 : 5 =
64 :32=
6 ∙ 9 =
(46 +14): 5=
(4 +5) ∙ 5 =
1:6= ?
3. Объяснение нового материала. (слайд 3-14)
Объявление темы и обучающей цели урока.
Учитель: Какой результат получится, как записать результат деления? Это и многое другое мы сегодня с вами узнаем на уроке?
Решим задачу: Мама купила арбуз, разрезала его на равные части и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама разрезала арбуз? Сколько частей получил каждый?
Какую долю отрезка составляет красный отрезок, зеленый прямоугольник и часть окружнрсти?
Практическая работа.(слайд 7-8)
На столах у каждого листы (квадраты). Делим разными способами на 4 равные части, показываем половину, четверть.
Как образуются доли? –предметы, единицы измерения, целые делим на равные части.
Доля – каждая из равных частей единицы.
Какая часть фигуры закрашена?
-Обыкновенные дроби. – Что такое обыкновенная дробь? – Это доли или сумма одинаковых долей?
Числа, под чертой – знаменатель, над чертой – числитель. Что показывает числитель, знаменатель? Пишем в общем виде: , где a – числитель, b –знаменатель. - Как читать?
Грамматика – работа по учебнику (страница 81)
Назовите дроби, какая часть фигуры закрашена?
Запись частного натуральных чисел в виде дроби.
4.Физкультминутка (слайд 15)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
5. Закрепление. Работа с использованием флипчарта
1) установить соответствие,
2) составить из слов определение,
3) записать дроби.(взаимопроверка)
6. Обучающая самостоятельная работа.
Задания на «А»
1.Прочитайте дроби
Назовите их числители и знаменатели.
2.Выполните действия:
3. 1 разделите на 5, на 15, на 100. Запишите полученные дроби и прочитайте их.
4. Запишите дроби: а) четыре седьмых, б) семь пятых, в) пять шестнадцатых, г) двадцать три пятидесятых, д) шестьдесят семисотых.
5.Заполните таблицу:
Частное
Делимое
Делитель
Дробь
Числитель
Знаменатель
3 : 5
117
19
7
12
6.Какую часть года составляют 1 месяц, 4 месяца?
8.Какую часть суток составляют 1 час, 8 часов?
9.Какую часть килограмма составляет 1 грамм, 57 г, 621 г.?
10..В классе 30 учеников. из них девочки. Сколько девочек в классе?
Задания на «В»
От города А до города В 400 км. Турист в первый день
проехал всего пути, во второй день - всего пути. Сколько ему еще надо проехать?
Задания на «С»
Из 12 одинаковых на вид колец одно несколько легче других. Как одним взвешиванием на чашечных весах без гирь найти 4 одинаковых по массе кольца?
7. Подведение итога. Д/3 п. 16, № 405, 409, 424
8. Рефлексия (слайд 18)
На уроке я … Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Я узнал новое…