открытый урок на тему: "Доля. Обыкновенная дробь" в 5 классе, предмет "математика".
Урок математики в 5-м классе "Доли. Обыкновенные дроби.
Цели:
- научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
- понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
- уметь записывать дроби.
Оборудование: компьютер, проектор, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.
Ход урока
Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику
Наш урок посвящается!
I. Введение.
Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?
2. Мотивация урока.
С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
Такие слова, как полхлеба, полчаса, треть пути, ты слышишь каждый день. Это примеры дробных чисел, с которыми нам и предстоит познакомиться.
3. Актуализация опорных знаний.
Математика – это наука, которая всегда сопровождала человечество. Она призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума». Так давайте выполним небольшую математическую разминку.
- Первое слагаемое 64, второе 29. Найти сумму.
- Уменьшите 81 в 3 раза.
- Из числа 340 вычесть число 80 и прибавить 70.
- К какому числу прибавили 44, и получили 80?
- 7000 уменьшить в 100 раз.
- 7000 уменьшить на 100.
- Запиши число 90003.
- Сколько см в 5 дм?
4. Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель показывает детям апельсин и задает вопрос.
Апельсин один, а нас в классе восемь человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому?
Ребята выдвигают версии. Когда один из ребят дает правильную версию, учитель повторяет ее.
Апельсин нужно разделить. Сколько апельсина получит каждый из вас?
Ребята выдвигают версии. Когда ребята найдут правильную версию, учитель озвучивает и закрепляет ее.
Все ребята проговаривают правильную версию.
Каждый получит дольку апельсина.
Вот эта долька от апельсина и называется дробью.
ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.
IV. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.
Вопросы к учащимся:
а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата.
Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.
5 – числитель дроби
8 – знаменатель дроби
- Что показывает знаменатель 8? (на сколько долей делят целое)
- Что показывает числитель 5? (сколько таких долей взяли)
Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.
Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?
Прочитать дроби № 358.
Записать дроби № 360.
X. Решение занимательных задач:
- У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?
- Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?
- У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну?
Домашнее задание № 361.362.363