Просмотр содержимого документа
«Урок по математики на тему " Сложение и вычитание десятичных дробей"»
Открытый урок- закрепления и обобщения по математике на тему
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учитель: Тавунова Галина Леонидовна
Предмет: Математика
Класс: 5 класс
УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др.
Тема Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели деятельности учителя:
Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия: десятичные дроби, сложение, вычитание.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.
План урока:
Организационный момент. (1 мин).
Актуализация знаний. Устная работа.(4 мин)
Обобщение и систематизация знаний. (20 мин).
Физкультминутка. (2 мин).
Решение и примеров. (6 мин).
Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
Домашнее задание. (2 мин)
І. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Мендвт, ребята! Меня зовут Галина Леонидовна. Сегодня урок математики буду ввести я, надеюсь, наш урок будет плодотворным. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь и с таким настроением давайте приступим к уроку. Хочу, чтобы вы показали свои знания, желаю вам удачи!
Сегодня у нас необычный урок закрепления знаний, умений и навыков. Для начала я хочу узнать у вас.
- какие дроби вы изучали?
- какие действия вы с ними производили?
Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» (запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока).(слайд 1)
И цель нашего урока: систематизировать знания по данной теме(слайд 2)
А какие сказки вы знаете? А калмыцкие?(Арат, буh, керя hурвн; ах- ду дорвн; Зан чон хойр)
Сегодня мы с вами попутешествуем, а куда мы с вами отправимся, давайте отгадаем.(слайд 3)
Сорокаханная эта страна, Обетованная эта страна. После двадцати пяти лет
Не прибавлялись там года. Смерть не вступала туда. Люди не знали в этой стране Лютых морозов, чтоб холодать, Летнего зноя, чтоб увядать.
Откуда этот отрывок? (Калмыцкий народный эпос «Джангар») (слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний.
Задание 1. (Слайд 4) Выполните устно вычисления.
2 + 0,2 6,75 – 3 3,1 + 2,487 7,8 – 0,5 14,7 – 1,3
Б 2,2 У 3,75 М 5,587
Б 7,3 А 13,4
(Бумба)
(слайд 5)- картинка Бумбы
Учитель:Песни о Джангаре являются самыми излюбленными и самыми распространенными в устном народном творчестве калмыков. Содержанием песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника и главы Джангара. Страна Бумба, в которой живут герои поэмы, - это страна вечной молодости и бессмертия.Много богатырей – защитников калмыцкой земли было в этой стране. Кто знает этих богатырей? И в нашем путешествии мы их встретим.
А теперь ребята ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Задание 2.(Слайд 4) Ответьте на вопросы:
1) Как сравнить десятичные дроби?
(чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа) 2) Как сложить десятичные дроби?
(Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой, выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях) 3) Как вычесть десятичные дроби?
Задание 3. А чтобы попасть в эту страну нам надо отгадать шифр замка – это разряд числа37,051 ,в котором находится цифра 3 . (на доске)
А вот мы и встретили первого богатыря. Это Джангар. Он подготовил для нас задания.(картинка Джангар)(слайд 6)
Задание 4. Найдите равные дроби (на интерактивной доске)
0,5 0,050 0,005
0,5000
0,00050 0,50
IV. Обобщение и систематизация
А сейчас, посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежат задания. Вы должны работать по парам.
Сравните величины:
98,52 м 65,39 м
149,63 кг 150,08 кг
6,781 ч 6,718 ч
3,55 см 3,61 см
Молодцы, ребята! Справились с заданиями!(слайд 7)
Учитель: мы продолжаем наш путь! И на следующей станции нам повстречался богатырь Санал! И у него тоже есть задания для вас. (картинка Санал)
У вас на столах лежат задания разных цветов. Вам нужно выбрать цвет который вам нравится. (карточки - голубая, желтая, зеленая, красная, розовая, синяя)
Задание 6. Выполните действие: выходят три ученика
а)9,4-7,3=2,1 б) 8,1-5,46=2,64 в)14,79-5,84= 8,95
г)3,7+ =4,9 д) + 1,2=6,22 е) 5,6+ =13
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Вы не устали от столь длительного перехода? Давайте немного отдохнем. Лучший отдых – это смена деятельности.
V. Физкультминутка.(слайд 8)
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Учитель: Пора в путь! На следующей станции нас ждет богатырь Савр. И у него такое задание. (слайд 9)
Задание 7. Восстановите в записях запятые, чтобы данные равенства были верными: (интерактивная доска)
а) 57 + 23 = 8;
б) 8 + 103 = 903;
в) 34 - 28 = 312;
г) 13 – 3 = 1;
д) 105 – 42 = 63.
(слайд 10)
Учитель: молодцы ребята! Кто же ждет на следующей станции, это богатырь Хонгр. Который предлагает нам решить задачу.
Найдите периметр треугольника ABC, если АВ=2,8 см, ВС больше АВ на 0,8см, а АС=4,7 см.(Составьте обратную задачу). (слайд 11-12)
Учитель: А теперь ребята давайте закроем глаза и представим, что вы гуляете степи в стране Бумба, дует свежий теплый ветерок, принося с собой запах свежих тюльпанов, в дали скачет табун лошадей и вы счастливы!
(Слайд 13)
Учитель: Вот мы и вышли они на огромную поляну, а здесь станция самостоятельная работа, которую для нас приготовил Алтн Чееж. А для того, чтобы не терять время, поступим так. Каждый решает уравнение, а один представитель от каждого ряда решает его у доски. Будьте внимательны. Не допустите ошибки, чтобы не потерять драгоценное время. (двое решают у доски, затем проверяют.)
Задача (слайд 14)
Самостоятельная работа.
Задание 8. Решите уравнение
(х- 18,2)+3,8 = 15,6 отв: х = 30
34,2- (17,9 – у)=22 отв: х = 5,7
Учитель: Быстро справились с заданием. Молодцы! Какую тему мы сегодня закрепляли? Понравился вам урок? Запишите домашнее задание.
VІI. Итог урока.
VIII. Задание на дом. П.42; № 749; 736. (слайд 15-16)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния..
Сегодня ребята вы хорошо потрудились. На нашей поляне в Стране Бумба есть красивая поляна, вот только почему то на ней нет цветов. Ребята давайте, посадим на ней цветы. Кому понравилось на уроке, и было легко преодолеть все трудности, украсьте нашу поляну красными цветами, а кому было тяжело на уроке – желтыми.
Какие вы молодцы ребята, нашим богатырям очень понравилось, как вы украсили нашу поляну. И они хотят вас отблагодарить. (Дарю подарки)