Город Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12
Учитель математики
Бабич Ольга Степановна
УРОК № 1 ПО ТЕМЕ «СВОЙСТВА ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ»
КЛАСС: 8
ПРЕДМЕТ: геометрия
ТЕМА: «Четырехугольники»
УМК: Геометрия. 7-9 кл. для общеобразоват.учреждений /[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.].
-М.: Просвещение, 2013
ТИП УРОКА: открытие новых знаний
ЦЕЛЬ: сформировать понятие «трапеция», определить виды трапеции по характерным признакам, «открыть» свойства трапеции, учиться применять полученные знания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных взаимоотношений и взаимного уважения.
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; принимать решение в проблемной ситуации; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные: самостоятельно анализировать и планировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; формулировать определения трапеции, давать определение понятиям прямоугольной и равнобедренной трапеции; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения; формировать умение анализировать объекты и делать выводы.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, осуществлять коррекцию; планировать общие способы работы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
- . Организационный момент.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием воли своей мысли, а не памятью»
«В математике следует помнить не формулы, о процесс мышления» (В. Пернанов)
Проверка готовности к уроку.
Вводный диалог. (Слайд 1.)
«Самое важное в каждом деле - пересилить момент, когда вам не хочется работать»
Как вы понимаете это выказывания?
Согласны ли вы с его высказыванием?
- Конечно, ведь воля человека, умения мобилизовать себя для дела - предусматривает положительный результат.
Итак, настроимся работать на положительный результат.
Готовность к уроку.
Личные суждения и высказывания
(Можно начать из иного высказываний; предложен выбор)
Коммуникативные,
регулятивные,
личностные
«Гений состоит из 1% вдохновения и 99% терпения» (Томас Эдисон)
- . Актуализация знаний
1.Проверка домашней подготовки учащихся.
-Какой четырехугольник называют - параллелограмм?
Перечислите свойства параллелограмма.
2. Найдите величины углов, обозначенных на чертежах как Х и У. (Слайд 2)
- Как вы думаете, у всех ли четырехугольников противоположные стороны параллельны? (Выслушиваются ответы учеников).
-А может ли существовать четырехугольник, у которого только одна пара сторон параллельна?
- А как такие четырехугольники называются? (Ученики могут ответить, а могут и не ответить)
Дают определение.
Перечисляют свойства (сторон, углов, диагоналей)
- работа в парах – взаимоконтроль. (Слайд 3)
Решение, озвученное учащимися, запись в тетрадях.
а) (х+х+10)=180, х=85; б) у+у-10=180, у=95.
Коммуникативные,
регулятивные,
познавательные.
III. Открытие новых знаний
Задание по готовому рисунку (слайд 2,3).
1. Закрасьте фигуру, чтобы получился четырехугольник.
Полученные четырехугольники параллелограммы?
2. Определите, все ли четырехугольники на рисунке - параллелограммы. (Слайд 4.)
Почему?
3. а) На какие фигуры делится четырехугольник АВСD?
б) в треугольнике АВС найдите величину угла В.(Слайд 5.)
в) Найдите углы параллелограмма ВСDЕ.
Четырехугольники, у которых только 2 стороны параллельны – называют трапецией.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особым видом четырехугольника – трапецией, изучим свойства трапеции, научимся их применять.
УЭ-1.
1).Откройте учебники на странице 103.
Прочитайте текст, выучите определение трапеции;
2) рассмотрите рисунки 161,162;
3) изобразите трапецию в тетради, подпишите ее элементы (боковые стороны, основания).
4) укажите виды трапеции, начертите и подпишите названия вида трапеции.
Слайд 7.
IV. Первичное закрепление темы (осмысление)
Проверка усвоения новых знаний:
1) дайте определение трапеции;
2) как называются трапеции на рис. А) и Б)
А). Б)
3. Найдите на рисунке (рис. 3) трапеции. Есть ли среди них прямоугольные трапеции? Сколько?
4. Найдите трапеции на картинке «Замок». (Слайд 9.)
Чем отличаются трапеции на рисунке?
- нет …
2 стороны (боковые) – не параллельны, что противоречит определению параллелограмма.
- Третий четырехугольник - не является параллелограммом;
- 2 стороны (боковые) – не параллельны, что противоречит определению параллелограмма
-Параллелограмм и треугольник.
- 50 градусов;
- устно решают задачу по рисунку, применяя свойства параллелограмма.
- На рисунке 2 укажите – трапеции.
- заметили ли вы, какие-нибудь особенности,
Слайд 6,7,8 – демонстрируются учащимися (готовит учитель заранее) для более наглядного представления и формирования «образа» трапеции. Служит опорой при защите изученного УЭ-1.
Слайд 6.
Слайд 8.
Учащиеся дают определение, указывают элементы трапеции, видовые признаки трапеций.
- находят разные трапеции, уточняют их виды, «мозговой штурм» помогает при затруднениях найти несколько трапеций на рисунке.
Слайд 9.
Коммуникативные,
«Мы вместе»
регулятивные,
«Я могу»
Познавательные,
«Я учусь».
Прогнозирование — предвосхищение результата
Коммуникативные,
регулятивные,
личностные, познавательные
«Ищу и нахожу»
«Изображаю и фиксирую»
«Читаю, говорю, понимаю»
«Мыслю логически»
«Решаю проблему»
Регулятивные
«Понимаю и действую»
«Контролирую ситуацию»
«Учусь оценивать»
( контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
- . Закрепление темы (применение новых знаний)
Учимся применять новые знания. (Слайд 10).
УЭ-2.
Решаем задачи на готовых чертежах (устно):
1). 2)
Найти углы трапеции.
В решении и обосновании задач подводим к выводу:
Равны ли углы при основании р/б трапеции?
Равны ли диагонали р/б трапеции?
Если диагонали трапеции равны, то трапеция… (равнобедренная).
Слайд 11.
Учащиеся решают задачи в ходе фронтальной беседы. Слайд 11. Это резюме. Записываем выводы в тетрадь.
Коммуникативные
личностные,
познавательные,
VI. Итоги урока
Треугольник сунул нос в реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего, как теперь зовут его?
Какая фигура называется трапецией?
Какие виды трапеции вы узнали?
Что можно сказать о диагоналях равнобедренной трапеции?
Чему равна сумма углов при боковой стороне трапеции?
Какими будут углы при основании равнобедренной трапеции?
Рабочая тетрадь по геометрии 8 кл. стр.16-18 (2 варианта)
Задания №1а,б;2а,б; 6а (найти 6 элементов по рисунку).
Итоги самостоятельной работы (взаимопроверка).
Ответы на слайде 12.
На оценочном листе оцените свою работу.
За каждый правильно выполненный алгоритм «+», а не правильно выполненный «-»
1а
1б
2а
2б
6а (2элемента)
6а
(6 элементов)
Оценка
+
+
+
+
+
+
Умница
+
+
+
+
+
Хорошо
+
+
+
+
Справился
- ТРАПЕЦИЯ
Самостоятельно выполняют задания.
- Пользоваться учебником;
- Спрашивать у друга;
- пользоваться конспектом в тетради.
Д/З: Учить определение и свойства трапеции с.103, (учебник + тетрадь); задачи №392(а), 388, 386.
Индив. задания: № 397 (а), 398- задачи на построение трапеции (для разбора на следующем уроке со всем классом).
Регулятивные
личностные, познавательные, логические
общеучебные (универсальные)
(саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
(рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)