Повторительно-обобщающий урок по теме:  « Арифметическая и геометрическая прогрессии»  
    
Цели: 
- Повторить и обобщить знания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия». 
 - Расширить знания. 
 - Совершенствовать навыки решения задач. 
 - Установить уровень знаний и умений по теме.  
 
    
    
 Учет результатов работы  
 
Этапы: 
 
Этапы: 
Оценка 
или 
кол-во баллов 
Прогнозируемая оценка по теме 
Оценка 
или 
кол-во баллов 
Прогнозируемая оценка по теме 
5 
I. Проверка теории 
I. Проверка теории 
  
II . Экспресс - опрос 
II . Экспресс - опрос 
  10 
  
III . Тест – прогноз 
III . Тест – прогноз 
  6 
  3 
 Дополнительные баллы 
 Дополнительные баллы 
  
 Всего баллов за урок 
  4 
 Всего баллов за урок 
  
  23 
Оценка за урок 
Оценка за урок 
  
    
I. Проверка теории 
Арифметическая прогрессия 
1. Определение 
(реккурентная формула) 
Геометрическая прогрессия 
2. Формула n- ого члена 
3. Сумма первых n членов 
прогрессии 
4. Свойства 
    
Заполненная таблица 
Арифметическая прогрессия 
1. Определение 
(реккурентная формула) 
2. Формула n- ого члена 
Геометрическая прогрессия 
3. Сумма первых n членов 
прогрессии 
4. Свойства 
    
 
Этапы: 
Оценка 
или 
кол-во баллов 
Прогнозируемая оценка по теме 
5 
I. Проверка теории 
10 
II . Экспресс - опрос 
  
III . Тест – прогноз 
  
Дополнительные баллы 
  
 Всего баллов за урок 
  
Оценка за урок 
    
 
    
Связь прогрессий 
a n =a n-1 +d 
а n =a n-1 · q 
a n =a 1 · q n -1 
a n =a 1 +d(n-1) 
    
Прогрессио – это … 
    
II. Экспресс-опрос 
 
Вариант 1. 
 
I . Дано ( b n  ) : ⅓; 1;… - геометрическая прогрессия. 
1. Найдите знаменатель прогрессии. 
2. Найдите четвертый член прогрессии. 
3. Найдите сумму 4-х первых членов прогрессии. 
4. Найдите сумму всех членов геометрической прогрессии, если b 1 =48, q = - ½. 
 
II . Дано ( a n  ) : 10; 7; … - арифметическая прогрессия. 
1. Найдите разность прогрессии. 
2. Найдите десятый член прогрессии. 
3. Найдите сумму 10-и первых членов прогрессии. 
Вариант 2. 
 
I . Дано ( b n  ) : ½; 1; … - геометрическая прогрессия 
1. Найдите знаменатель прогрессии. 
2. Найдите пятый член прогрессии. 
3. Найдите сумму 5-и первых членов прогрессии. 
4. Найдите сумму всех членов геометрической прогрессии, если b 1 =36, q = - ½. 
 
II . Дано ( a n  ) : 15; 10 ; … - арифметическая прогрессия. 
1. Найдите разность прогрессии. 
2. Найдите двенадцатый член прогрессии. 
3. Найдите сумму 12-и первых членов прогрессии. 
- Вариант 2.  I . Дано ( b n  ) : ½; 1; … - геометрическая прогрессия 1. Найдите знаменатель прогрессии. 2. Найдите пятый член прогрессии. 3. Найдите сумму 5-и первых членов прогрессии. 4. Найдите сумму всех членов геометрической прогрессии, если b 1 =36, q = - ½.  II . Дано ( a n  ) : 15; 10 ; … - арифметическая прогрессия. 1. Найдите разность прогрессии. 2. Найдите двенадцатый член прогрессии. 3. Найдите сумму 12-и первых членов прогрессии. 
 
    
Ключ к расшифровке 
  1 вариант 
9 
32 
в 
ж 
⅓ 
м 
-17 
п 
3 
д 
8 
л 
-35 
е 
17 
н 
13⅓ 
и 
-3 
в 
2  вариант 
8 
-150 
н 
д 
15,5 
и 
2 
е 
4 
т 
-5 
р 
-40 
ё 
72 
м 
24 
е 
½ 
с 
 1  вариант 
2 вариант 
д 
в 
1 
1 
и 
2 
2 
ж 
3 
3 
е 
4 
4 
1 
н 
1 
и 
2 
2 
е 
3 
3 
4 
4 
1  вариант 
2 вариант 
в 
1 
1 
п 
2 
2 
е 
3 
р 
3 
е 
1 
1 
2 
2 
д 
3 
3 
    
 
Этапы: 
Оценка 
или 
кол-во баллов 
Прогнозируемая оценка по теме 
5 
I. Проверка теории 
10 
II . Экспресс - опрос 
  6 
III . Тест – прогноз 
  
IV . Дополнительные баллы 
  
 Всего баллов за урок 
  
Оценка за урок 
    
Прогрессио –  движение вперед!  
- будешь как я! 
    
А знаете ли вы, что… 
- В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко 2 тысячелетию до нашей эры, встречаются примеры арифметической и геометрической прогрессий. В основном это были задачи о разделе наследства, о распределении продуктов, в общем, задачи, связанные с запросами хозяйственной жизни и общественной практики. 
 - 5 век до н.э. – древние греки знают формулы суммы натуральных и четных натуральных последовательных чисел. 
 - 5 век н.э. – в Китае и Индии ученые знают формулу n -ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии. 
 - Упоминание о геометрической прогрессии в легенде об изобретателе шахмат.       
 
    
Задача №1 
- Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей? 
 - Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей? 
 
    
Решение 
1. Пусть (кол-во цветов, купленных в 1-ый день), тогда (на столько юноша увеличивал каждый день кол-во купленных цветков). 
2. Найдем (кол-во цветков, купленных за две недели): 
3. Найдем количество потраченных денег на цветы: 
 (руб) 
Ответ: юноша потратил за две недели 2240 рублей. 
    
Задача №2. 
 Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. 
Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. 
Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев? 
    
Дано:  
Найти:  
Решение: 
 Ответ: 8750 рублей.  
    
 
Этапы: 
Оценка 
или 
кол-во баллов 
Прогнозируемая оценка по теме 
 5 
I. Проверка теории 
10 
II . Экспресс - опрос 
  6 
III . Тест – прогноз 
  
Дополнительные баллы 
  4 
 Всего баллов за урок 
  
Оценка за урок 
    
III. Тест-прогноз 
В геометрической прогрессии ( c n ) c 2 =8, c 4 =2. 
В геометрической прогрессии ( b n ) b 3 =3, b 5 =⅓. 
1. Найдите знаменатель прогрессии. (1балл) 
- 1. Найдите знаменатель прогрессии. (1балл) 
 
1. Найдите знаменатель прогрессии, если известно, что все ее члены положительны. (1балл) 
2. Найдите первый член этой прогрессии. (1балл) 
3. Найдите сумму 6-и первых членов прогрессии. (1балл) 
- 1. Найдите знаменатель прогрессии, если известно, что все ее члены положительны. (1балл)  2. Найдите первый член этой прогрессии. (1балл)  3. Найдите сумму 6-и первых членов прогрессии. (1балл)  
 
2. Найдите первый член прогрессии, если известно, что члены последовательности с нечетными номерами – отрицательны, а с четными номерами – положительны. (1балл) 
3. Найдите сумму 6-и первых членов прогрессии. (1балл ) 
 
-  2. Найдите первый член прогрессии, если известно, что члены последовательности с нечетными номерами – отрицательны, а с четными номерами – положительны. (1балл)  3. Найдите сумму 6-и первых членов прогрессии. (1балл )  
 
    
Тест-прогноз. Ответы: 
№ задачи 
1. 
I вариант 
2. 
II вариант 
3. 
-16 
-10,5 
27 
    
Решение первой задачи 
Дано: (с n ) – геом. прогрессия 
с 2 = 8; с 4 = 2 
Найти: q 
Решение: 
с 4 = с 2 * q 2 
q 2 = c 4 / c 2 
q 2 = 2/8 = ¼ 
q 1 = ½ 
q 2 = - ½ 
 
Дано: ( b n ) – геом. прогрессия 
b 3 = 3 ; b 5 = ⅓  
Найти : q ,  если все члены ( b n ) положительны 
Решение: 
b 5 = b 3 * q 2 
q 2 = b 5 / b 3 
q 2 = ⅓  :  3 = 1/9 
q 1 = ⅓  
q 2 = -  ⅓  
т.к. все члены ( b n ) положительны, то q =  ⅓  
    
Решение второй задачи 
Дано: (с n ) – геом. прогрессия 
с 2 = 8; q 1 = ½ ; q 2 = - ½ 
Найти: с 1 
Решение: 
1 ) .Т.к. члены (с n ) имеют разные знаки, то 
q = - ½ 
2 ) . с 2 = с 1  *q 
с 1 = с 2  :  q 
с 1 = 8 :  (-½) = -16  
Дано: ( b n ) – геом. прогрессия 
b 3 = 3 ; q = ⅓ ; 
Найти: b 1 
Решение: 
b 3 = b 1  *q 2 
b 1 = b 3 :  q 2 
b 1 = 3 :  ( ⅓  ) 2 = 3  : 1/9 = 27 
 
    
Решение третьей задачи  вариант 1 
Дано: (с n  ) – геом. прогрессия 
с 1 = -16; q = - ½ 
Найти: S 6 
Решение: 
    
Решение третьей задачи  вариант 2 
Дано: ( b n ) – геом. 
прогрессия 
b 1 =  27; q = ⅓ ; 
Найти: S 6 
Решение: 
    
 
Этапы: 
Оценка 
или 
кол-во баллов 
Прогнозируемая оценка по теме 
5 
I. Проверка теории 
10 
II . Экспресс - опрос 
 6 
III . Тест – прогноз 
  3 
Дополнительные баллы 
4 
 Всего баллов за урок 
  2 3 
Оценка за урок 
? 
    
Итоги  Критерии оценки 
Кол-во набранных баллов 
Оценка 
21 - 23 
«5» 
16 - 20 
«4» 
11 - 15 
«3» 
    
    
    
    
    
    
Спасибо 
за урок!