КГУ «Маяковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Открытый урок
Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Алгебра 9 «Б» класс
Урок подготовила и провела:
учитель математики
Кутенко Т.В.
Январь 2015 год
с.Первомайское
Открытый урок по алгебре
Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Класс: 9 «Б»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель:
Обобщить и систематизировать знания по арифметической и геометрической прогрессии;
2.Способствовать развитию навыков применения основных формул в ходе решения задач;
3. Воспитать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ватманы, цветные маркеры, рабочее поле для каждого ученика, листы ответов.
Структура урока:
Этапы урока | Содержание работы | Продолжительность, мин | Задачи, решаемые на этапах урока |
Вводный | Оргмомент | 3 |
|
Установочный Актуализация знаний: | Фронтальный опрос определений Основные формулы прогрессии Определение прогрессий по слайдам Решение задач (работа в парах) | 1 1 2 4 | Коррекция ЗУН. Мотивация дальнейшей деятельности. Закрепление знаний. Определение последовательности промежуточных этапов с учетом конечного результата. |
Основной Роль прогрессий в повседневной жизни | Работа в группах. Решение задач (мини-исследование) Отчеты групп Выступления учащихся |
4 1 10 | Создание условий эффективной и рациональной деятельности учащихся и учителя. Развитие интереса к математике. Формирование коммуникативных действий: общение, умение вступать в диалог, инициативное сотрудничество. Моделирование с целью выяснения общих законов. |
Контролирующий | Самостоятельная работа Проверка самостоятельной работы | 7-8 1 | Создание условий для индивидуальной работы. Выявление уровня учебных достижений. Коррекция ЗУН |
Итоговый | Рефлексия. Домашнее задание | 3 | Рефлексия способов и условий действия, полученных результатов |
РЕЗЕРВ: Задачи на концентрацию внимания
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами открытый урок. У нас присутствуют гости. Поэтому для того, чтобы снять напряжение и не волноваться, я предлагаю начать наш урок с высказывания:
«Человек страшится только того, чего не знает. Знанием побеждается страх» (слайд №2)
Учитель: Я желаю вам сегодня максимально проявить знания!
Учитель: Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Последовательности». (слайд №1) На уроках познакомились с возрастающими, убывающими, ограниченными, неограниченными последовательностями, но особое внимание удели двум последовательностям, каким?
Ученик: Арифметическая и геометрическая последовательности.
Учитель: этим последовательностям дали имена и сказали о них: «Прогрессии».
Что означает слово «Прогрессия»? (слайд №3)
Ученик: Движение вперед.
Учитель: Сегодня мы будем двигаться вперед и убедимся, что раздел математики «Прогрессии» является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и окружающего нас Мира.
Актуализация знаний учащихся.
1. Ответим устно на вопросы:
- Какую прогрессию называют арифметической?
- Какую прогрессию называют геометрической?
- Как найти разность арифметической прогрессии?
- Как найти знаменатель геометрической прогрессии?
- Назовите формулу n -го члена арифметической прогрессии. Что в формуле обозначает n?
-Назовите формулу n -го члена геометрической прогрессии.
2. Давайте вспомним формулы. Посмотрите на слайд и соотнесите формулы в нужные столбцы. (слайд №5 )
Арифметическая прогрессия: an=a1+d(n-1); an=kn+b; Sn= (a1+an)n\2; d=an+1-an
Геометрическая прогрессия: Sn=bnq-b1\q-1 ; q=bn-1\bn; an=a1qn-1
3. Перед вами несколько числовых последовательностей. Выберите те, которые являются арифметической прогрессией и найдите ее разность; те, которые являются геометрической прогрессией и найдите ее знаменатель. Для этого заполните небольшую таблицу в бланках ответов. (Дается время 2мин.). (слайд №6)
Арифметическая последовательность | Геометрическая последовательность |
-2; 0;2; … | -4; -8; -16;… |
8; 6; 4;… | 7; 14;28;… |
-2; 0; 2; 4;……
-4; -8; -16;……
7; 14; 28; 56;…
8; 6; 4;…….
Сверяем свои ответы и оцениваем себя. (Слайд №7).
4. Решение задач . Работа в парах.(слайды № 8,9)
А) Поезд отойдя от станции равномерно увеличивал скорость на 50 м в минуту. Какова была скорость поезда в конце 21 минуты ? (эта задача на арифметическую или геометрическую прогрессию?)
Решение: а21=а1+d(n-1)==50+50*20=1050м
Б) Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день её время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1час 45минут ?
Дано: a1=15 Решение: an=a1+(n-1)d
d=10 an=a1+nd-d
an=105 nd=an-a1+d
Найти: n
10n=105-15+10
10n=100
n=10
Обобщение и систематизация знаний.
Исследовательская работа. Работа в группах.
Учитель: Когда мы начинали изучать геометрическую прогрессию, я вам рассказывала легенду об изобретении шахматной доски. Но мы не решали эту задачу. Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование и решим эту задачу. Работаем в группах. Решение оформляем на ватманах. (приложение 2) (слайды 10-13)
Учитель: А сейчас мы немного передохнем, и послушаем выступления ваших одноклассников о том, действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни?
Выступления учащихся (Презентации Вики Бородулиной, Карины Достьяровой и Мадины Башпеновой)
Учитель: Вы убедились, что раздел математики «Прогрессии» являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры?
Учитель: Сейчас вам необходимо показать свои знания по этой теме и выполнить индивидуальную самостоятельную работу. (7-8мин.)
Самостоятельная работа (тесты) с последующей проверкой (слайд №15-17)
Учитель: Самостоятельная работа пройдет под девизом
«Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения» Т. Эдисон (слайд №14)
Прогрессии.
I вариант
Найдите разность арифметической прогрессии (сn), если с5 =7, а с7 =13
А) 2
Б) 3
В) -2
Г) другой ответ
Чему равна сумма первых пяти членов геометрической прогрессии (bn),
если b1 = l, а знаменатель равен -2?
А) 11
Б) -17
В) 17
Г) другой ответ
Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии (an),
если a1 =6, a5 = - 6.
А) 30
Б) 5
В) 0
Г) 1
Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn),
если b10 = l0, а b12 = 40?
А) 2
Б) ±2
В) 4
Г) 15
В арифметической прогрессии (сn) разность равна -0,3, а с1=8. Найдите все натуральные n, при которых выполняется неравенство: сn 4,6?
А) n
Б) n
В) n
Г) n
Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии (an),
если a1 =3, a2 = 0,3 .
А)
Б)
В)
Г) 1
В арифметической прогрессии (an), найдите a7, если a3 + a11 =20.
А) 5
Б) 10
В) 20
Г) другой ответ
Проверочная работа (тест)
Б
А
В
Б
Г
Б
Б
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
-Что мы сегодня на уроке с вами повторили?
-Что нового узнали? (Обсуждение)
Завершить наш урок хочу такими словами: (слайд № 18)
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Домашнее задание. Подготовить исследовательскую работу по теме: Что выгоднее? (1000000 тенге прямо сейчас или 1тиын ежедневно удваивающийся в течение 30 дней? ) (слайд 19)
Результаты исследовательской деятельности представить в виде:
-буклета;
-презентации.
Выставление оценок. Весь урок учащиеся выставляют себе оценки за каждый этап в оценочных листах, затем считают результаты и оглашают их.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочее поле
Учени___ 9 «Б» класса____________________________________
Заполнить таблицу
1.-2; 0;2; 4;…
2.-4; -8; -16;…
3.7; 14;28;56;…
4.8; 6; 4;…
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
| |
| |
Решение задач.
А) Поезд отойдя от станции равномерно увеличивал скорость на 50 м в минуту. Какова была скорость поезда в конце 21 минуты ? (эта задача на арифметическую или геометрическую прогрессию?)
Решение:
Ответ:
Б) Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день её время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1час 45минут.
Решение:
Ответ:
Задача :
Самостоятельная работа. (тест)
Прогрессии.
I вариант
Найдите разность арифметической прогрессии (сn), если с5 =7, а с7 =13
А | Б | В | Г |
2 | 3 | -2 | другой ответ |
Чему равна сумма первых пяти членов геометрической прогрессии (bn), если b1 = l, а знаменатель равен -2?
А | Б | В | Г |
11 | -17 | 17 | другой ответ |
Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии (an), если a1 =6, a5 = - 6.
4. Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b10 = l0, а b12 = 40?
В арифметической прогрессии (сn) разность равна -0,3, а с1=8. Найдите все натуральные n, при которых выполняется неравенство: сn 4,6?
Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии (an), если a1 =3,
a2 = 0,3 .
В арифметической прогрессии (an), найдите a7, если a3 + a11 =20.
А | Б | В | Г |
5 | 10 | 20 | другой ответ |
Оценочный лист
Ф.И. ученика_________________________________________________
№ задания | Своя оценка | Оценка учителя |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Оценочный лист
Ф.И. ученика_________________________________________________
№ задания | Своя оценка | Оценка учителя |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Оценочный лист
Ф.И. ученика_________________________________________________
№ задания | Своя оценка | Оценка учителя |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |