kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Логика" для учащихся 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с понятием логика и ее составляющими: комбинаторика, классификация, сравнение, анализ, синтез;
  • Развитие математического мышления и логической речи уч-ся, воображения, умения делать выводы, высказывать чувства и мысли; расширять кругозор уч-ся, умение видеть знакомое в незнакомом; формирование научного мировоззрения;
  • Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания.

Оформление доски:

Если мозг не засевать зерном,

То он зарастет чертополохом.

Дж.Герберт, поэт 17 в.

 

Логика

 

 

комбинаторика         классификация          сравнение             анализ      синтез

 




 

 

 

 

 

                                              Творческое мышление

 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Сообщение темы урока, запись названия темы в тетрадь.

Одним из главных понятий математике является логика, которая включает в себя комбинаторику, классификацию,  сравнение, анализ  и  синтез. Наша задача: познакомиться с каждым из этих понятий и рассмотреть примеры использования их в жизни.

    II.  Комбинаторика - это перебор возможных вариантов.

Задание 1 (двое учащихся работают у доски).

Составьте способом перебора возможных вариантов все возможные двузначные числа из цифр:

а)  5,   6,   7;                 б) 7,   8,   9.

Рассмотрим использование перебора возможных вариантов в жизненных ситуациях.

 

Задание 2 (один  учащийся  работает у доски).

Ваши родители приобрели путевку в Грецию. До Греции можно добраться, используя один из трех видов транспорта: самолет, теплоход или автобус. Составьте все возможные варианты использования данных видов транспорта.

Для простоты введем следующие обозначения: А – автобус, С – самолет, Т – теплоход.

 

Задание 3  (один  учащийся  работает у доски).

На выходные вы собираетесь с родителями в гости к родственникам , живущим в городах О, Г и Н. перечислите все возможные последовательности посещения родственников. Какие из этих вариантов наиболее удобны?

 

Задание 4

Четверо мальчиков, которым присвоены номера: 1, 2, 3 и 4, работают у доски. Эти мальчики,  приходя утром в школу, пожимают друг другу руки в знак приветствия. Определите, сколько различных рукопожатий сделает каждый мальчик утром.

Задание 5

Анаграммыэто слова, получаемые перестановкой букв в данном слове. Расшифруйте записи (задания на больших карточках вывешены на доску):

  РТИ;  СЛЮП;  ГРУК;     СОЛИЧ;  МУСАМ.

[ТРИ – ПЛЮС – КРУГ – ЧИСЛО - СУММА]

Составьте анаграммы слов(четыре уч-ся работают у доски): СЕЛ,  КОТ,  ВЕС,  СОК.

 

   III. Классификация- это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков.

 

Задание 6 (устная работа)

Определите, по какому признаку следующие объекты разделены на классы. Дайте название для каждого класса.

Кот;                               Цветок;                     Ель;                             Апельсин;

собака;                          дерево;                     сосна;                           яблоко;

тигр.                              трава.                        береза.                         Мандарин.

[животные]                  [растения]                [деревья]                       [фрукты]

 

Выделите в каждом столбце лишний объект. Объясните, почему вы так сделали. Например, апельсин и мандарин – слова мужского рода, а яблоко – среднего рода; кот и собака – домашние животные, а тигр – дикое.

 

Задание 7

 Определите,  по какому принципу составлен каждый из следующих рядов чисел. Продолжите эти ряды:

                                         2, 4, 6, 8, ….

                                         1, 5, 9, 13, …..

                                         5, 10, 15, 20, …

                                         1, 2, 3, мяу, 5, 6, 7, мяу, …

 

IV.  Сравнение – это мысленное установление сходства или различия.

Подумайте и скажите, где и когда в жизни вам приходится сравнивать. Какие прилагательные при этом используются?

Сравнение в математике.

 

Задание 8 (по одному ученику от каждого варианта работают у доски). Сравните числа(по вариантам).

В-1.  562 и 325, 9000 и  9886,  1876 и 1089.

В-2.  5,75 и 57,5;  34,06 и  34,007;  534,0  и 54,987.

В-3

 

Задание 9

Сравните  две несравнимые, казалось бы, на первый взгляд вещи: напишите пять сходств и пять различий слов калоша и корабль.

 

V. Анализ – это расчленение целого на части, переход от общего к частному.(рассуждаем все вместе)

 

Задание 10

Запишите шаги (этапы), которые необходимо осуществить для того, чтобы компьютер (все названные ребятами этапы записываются в тетради).

Общее: купить компьютер.

  • Что для этого надо?          [деньги]
  • Как получить деньги?    

                              [заработать или украсть, или накопить, или получить наследство]

  • Что из перечисленного наиболее реально?   [заработать деньги]
  • Что надо сделать для того, чтобы заработать деньги?

                                                                                          [работать на хорошей работе]

  • Как найти хорошую работу? …

Задавая ученикам ряд подобных вопросов, вы приходите к частному: надо хорошо учиться.

(Предложить ученикам самостоятельно проанализировать, как сделать состояние на торговле недвижимостью.)

 

VI. Синтез – мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему.

Задание 11.(два варианта)

В-1. Вы выиграли миллион долларов. Найдите в этом пять отрицательных моментов.

В-2. У вас случился пожар. Найдите в этом пять положительных моментов.

 

VII. Подведение итогов урока.

Творческое мышление.

Подвести итог урока.

 

Задание на дом.

Человек, который может анализировать, сравнивать, синтезировать, классифицировать и составлять различные комбинации, обладает творческим мышлением. Дела многих фирм во многом  зависят от рекламы, вернее, от людей, которые разрабатывают рекламу продукции, а если точнее, то от этого, насколько развито их творческое мышление. Домашнее задание позволит проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

В-1.  Придумайте рекламу дневника с двойками.

В-2.  Придумайте рекламу ручки, в которой закончилась паста.

В-3.  Придумайте рекламу сломанному карандашу.

В-4.  Придумайте рекламу скомканному листу бумаги.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Логика" для учащихся 6 класса »

ТЕМА: «ЛОГИКА» 6 КЛАСС

Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с понятием логика и ее составляющими: комбинаторика, классификация, сравнение, анализ, синтез;

  • Развитие математического мышления и логической речи уч-ся, воображения, умения делать выводы, высказывать чувства и мысли; расширять кругозор уч-ся, умение видеть знакомое в незнакомом; формирование научного мировоззрения;

  • Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания.

Оформление доски:

Если мозг не засевать зерном,

То он зарастет чертополохом.

Дж.Герберт, поэт 17 в.


Логика



комбинаторика классификация сравнение анализ синтез




Творческое мышление


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Сообщение темы урока, запись названия темы в тетрадь.

Одним из главных понятий математике является логика, которая включает в себя комбинаторику, классификацию, сравнение, анализ и синтез. Наша задача: познакомиться с каждым из этих понятий и рассмотреть примеры использования их в жизни.

II. Комбинаторика - это перебор возможных вариантов.

Задание 1 (двое учащихся работают у доски).

Составьте способом перебора возможных вариантов все возможные двузначные числа из цифр:

а) 5, 6, 7; б) 7, 8, 9.

Рассмотрим использование перебора возможных вариантов в жизненных ситуациях.


Задание 2 (один учащийся работает у доски).

Ваши родители приобрели путевку в Грецию. До Греции можно добраться, используя один из трех видов транспорта: самолет, теплоход или автобус. Составьте все возможные варианты использования данных видов транспорта.

Для простоты введем следующие обозначения: А – автобус, С – самолет, Т – теплоход.


Задание 3 (один учащийся работает у доски).

На выходные вы собираетесь с родителями в гости к родственникам , живущим в городах О, Г и Н. перечислите все возможные последовательности посещения родственников. Какие из этих вариантов наиболее удобны?


Задание 4

Четверо мальчиков, которым присвоены номера: 1, 2, 3 и 4, работают у доски. Эти мальчики, приходя утром в школу, пожимают друг другу руки в знак приветствия. Определите, сколько различных рукопожатий сделает каждый мальчик утром.

Задание 5

Анаграммыэто слова, получаемые перестановкой букв в данном слове. Расшифруйте записи (задания на больших карточках вывешены на доску):

РТИ; СЛЮП; ГРУК; СОЛИЧ; МУСАМ.

[ТРИ – ПЛЮС – КРУГ – ЧИСЛО - СУММА]

Составьте анаграммы слов(четыре уч-ся работают у доски): СЕЛ, КОТ, ВЕС, СОК.


III. Классификация- это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков.


Задание 6 (устная работа)

Определите, по какому признаку следующие объекты разделены на классы. Дайте название для каждого класса.

Кот; Цветок; Ель; Апельсин;

собака; дерево; сосна; яблоко;

тигр. трава. береза. Мандарин.

[животные] [растения] [деревья] [фрукты]


Выделите в каждом столбце лишний объект. Объясните, почему вы так сделали. Например, апельсин и мандарин – слова мужского рода, а яблоко – среднего рода; кот и собака – домашние животные, а тигр – дикое.


Задание 7

Определите, по какому принципу составлен каждый из следующих рядов чисел. Продолжите эти ряды:

2, 4, 6, 8, ….

1, 5, 9, 13, …..

5, 10, 15, 20, …

1, 2, 3, мяу, 5, 6, 7, мяу, …


IV. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия.

Подумайте и скажите, где и когда в жизни вам приходится сравнивать. Какие прилагательные при этом используются?

Сравнение в математике.

Задание 8 (по одному ученику от каждого варианта работают у доски). Сравните числа(по вариантам).

В-1. 562 и 325, 9000 и 9886, 1876 и 1089.

В-2. 5,75 и 57,5; 34,06 и 34,007; 534,0 и 54,987.

В-3.


Задание 9

Сравните две несравнимые, казалось бы, на первый взгляд вещи: напишите пять сходств и пять различий слов калоша и корабль.


V. Анализ – это расчленение целого на части, переход от общего к частному.(рассуждаем все вместе)


Задание 10

Запишите шаги (этапы), которые необходимо осуществить для того, чтобы компьютер (все названные ребятами этапы записываются в тетради).

Общее: купить компьютер.

  • Что для этого надо? [деньги]

  • Как получить деньги?

[заработать или украсть, или накопить, или получить наследство]

  • Что из перечисленного наиболее реально? [заработать деньги]

  • Что надо сделать для того, чтобы заработать деньги?

[работать на хорошей работе]

  • Как найти хорошую работу? …

Задавая ученикам ряд подобных вопросов, вы приходите к частному: надо хорошо учиться.

(Предложить ученикам самостоятельно проанализировать, как сделать состояние на торговле недвижимостью.)


VI. Синтез – мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему.

Задание 11.(два варианта)

В-1. Вы выиграли миллион долларов. Найдите в этом пять отрицательных моментов.

В-2. У вас случился пожар. Найдите в этом пять положительных моментов.


VII. Подведение итогов урока.

Творческое мышление.

Подвести итог урока.


Задание на дом.

Человек, который может анализировать, сравнивать, синтезировать, классифицировать и составлять различные комбинации, обладает творческим мышлением. Дела многих фирм во многом зависят от рекламы, вернее, от людей, которые разрабатывают рекламу продукции, а если точнее, то от этого, насколько развито их творческое мышление. Домашнее задание позволит проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

В-1. Придумайте рекламу дневника с двойками.

В-2. Придумайте рекламу ручки, в которой закончилась паста.

В-3. Придумайте рекламу сломанному карандашу.

В-4. Придумайте рекламу скомканному листу бумаги.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок на тему: "Логика" для учащихся 6 класса

Автор: Кожагулова Айшолпан Алибековна

Дата: 27.08.2014

Номер свидетельства: 113082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3x КЛАССАХ    ПО ТЕМЕ: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» "
    ["seo_title"] => string(95) "tiekhnologichieskaia-karta-uroka-angliiskogo-iazyka-v-3x-klassakh-po-tiemie-novogodnii-prazdnik"
    ["file_id"] => string(6) "166027"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895340"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4x КЛАССАХ  ПО ТЕМЕ: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» "
    ["seo_title"] => string(95) "tiekhnologichieskaia-karta-uroka-angliiskogo-iazyka-v-4x-klassakh-po-tiemie-novogodnii-prazdnik"
    ["file_id"] => string(6) "166042"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422896175"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Мастер-класс по теме "Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала" "
    ["seo_title"] => string(138) "mastier-klass-po-tiemie-loghiko-smyslovoie-modielirovaniie-kak-effiektivnoie-usloviie-intieghratsii-sodierzhaniia-uchiebnogho-matieriala-1"
    ["file_id"] => string(6) "203263"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429448672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-programma-po-priedmietu-litieratura-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "230886"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442299081"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок-игра по английскому языку для 6 класса "A Magic Road" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-ighra-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-6-klassa-a-magic-road"
    ["file_id"] => string(6) "129711"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415737471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства