Цели урока:
- Познакомить уч-ся с понятием логика и ее составляющими: комбинаторика, классификация, сравнение, анализ, синтез;
- Развитие математического мышления и логической речи уч-ся, воображения, умения делать выводы, высказывать чувства и мысли; расширять кругозор уч-ся, умение видеть знакомое в незнакомом; формирование научного мировоззрения;
- Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания.
Оформление доски:
Если мозг не засевать зерном,
То он зарастет чертополохом.
Дж.Герберт, поэт 17 в.
Логика
комбинаторика классификация сравнение анализ синтез
Творческое мышление
ХОД УРОКА:
- Организационный момент
Сообщение темы урока, запись названия темы в тетрадь.
Одним из главных понятий математике является логика, которая включает в себя комбинаторику, классификацию, сравнение, анализ и синтез. Наша задача: познакомиться с каждым из этих понятий и рассмотреть примеры использования их в жизни.
II. Комбинаторика - это перебор возможных вариантов.
Задание 1 (двое учащихся работают у доски).
Составьте способом перебора возможных вариантов все возможные двузначные числа из цифр:
а) 5, 6, 7; б) 7, 8, 9.
Рассмотрим использование перебора возможных вариантов в жизненных ситуациях.
Задание 2 (один учащийся работает у доски).
Ваши родители приобрели путевку в Грецию. До Греции можно добраться, используя один из трех видов транспорта: самолет, теплоход или автобус. Составьте все возможные варианты использования данных видов транспорта.
Для простоты введем следующие обозначения: А – автобус, С – самолет, Т – теплоход.
Задание 3 (один учащийся работает у доски).
На выходные вы собираетесь с родителями в гости к родственникам , живущим в городах О, Г и Н. перечислите все возможные последовательности посещения родственников. Какие из этих вариантов наиболее удобны?
Задание 4
Четверо мальчиков, которым присвоены номера: 1, 2, 3 и 4, работают у доски. Эти мальчики, приходя утром в школу, пожимают друг другу руки в знак приветствия. Определите, сколько различных рукопожатий сделает каждый мальчик утром.
Задание 5
Анаграммы – это слова, получаемые перестановкой букв в данном слове. Расшифруйте записи (задания на больших карточках вывешены на доску):
РТИ; СЛЮП; ГРУК; СОЛИЧ; МУСАМ.
[ТРИ – ПЛЮС – КРУГ – ЧИСЛО - СУММА]
Составьте анаграммы слов(четыре уч-ся работают у доски): СЕЛ, КОТ, ВЕС, СОК.
III. Классификация- это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков.
Задание 6 (устная работа)
Определите, по какому признаку следующие объекты разделены на классы. Дайте название для каждого класса.
Кот; Цветок; Ель; Апельсин;
собака; дерево; сосна; яблоко;
тигр. трава. береза. Мандарин.
[животные] [растения] [деревья] [фрукты]
Выделите в каждом столбце лишний объект. Объясните, почему вы так сделали. Например, апельсин и мандарин – слова мужского рода, а яблоко – среднего рода; кот и собака – домашние животные, а тигр – дикое.
Задание 7
Определите, по какому принципу составлен каждый из следующих рядов чисел. Продолжите эти ряды:
2, 4, 6, 8, ….
1, 5, 9, 13, …..
5, 10, 15, 20, …
1, 2, 3, мяу, 5, 6, 7, мяу, …
IV. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия.
Подумайте и скажите, где и когда в жизни вам приходится сравнивать. Какие прилагательные при этом используются?
Сравнение в математике.
Задание 8 (по одному ученику от каждого варианта работают у доски). Сравните числа(по вариантам).
В-1. 562 и 325, 9000 и 9886, 1876 и 1089.
В-2. 5,75 и 57,5; 34,06 и 34,007; 534,0 и 54,987.
В-3.
Задание 9
Сравните две несравнимые, казалось бы, на первый взгляд вещи: напишите пять сходств и пять различий слов калоша и корабль.
V. Анализ – это расчленение целого на части, переход от общего к частному.(рассуждаем все вместе)
Задание 10
Запишите шаги (этапы), которые необходимо осуществить для того, чтобы компьютер (все названные ребятами этапы записываются в тетради).
Общее: купить компьютер.
- Что для этого надо? [деньги]
- Как получить деньги?
[заработать или украсть, или накопить, или получить наследство]
- Что из перечисленного наиболее реально? [заработать деньги]
- Что надо сделать для того, чтобы заработать деньги?
[работать на хорошей работе]
- Как найти хорошую работу? …
Задавая ученикам ряд подобных вопросов, вы приходите к частному: надо хорошо учиться.
(Предложить ученикам самостоятельно проанализировать, как сделать состояние на торговле недвижимостью.)
VI. Синтез – мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему.
Задание 11.(два варианта)
В-1. Вы выиграли миллион долларов. Найдите в этом пять отрицательных моментов.
В-2. У вас случился пожар. Найдите в этом пять положительных моментов.
VII. Подведение итогов урока.
Творческое мышление.
Подвести итог урока.
Задание на дом.
Человек, который может анализировать, сравнивать, синтезировать, классифицировать и составлять различные комбинации, обладает творческим мышлением. Дела многих фирм во многом зависят от рекламы, вернее, от людей, которые разрабатывают рекламу продукции, а если точнее, то от этого, насколько развито их творческое мышление. Домашнее задание позволит проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
В-1. Придумайте рекламу дневника с двойками.
В-2. Придумайте рекламу ручки, в которой закончилась паста.
В-3. Придумайте рекламу сломанному карандашу.
В-4. Придумайте рекламу скомканному листу бумаги.