Оборудование: ёлка, шары, карточки с цифрами, индивидуальные карточки.
Ход урока
Организационный момент
- Скажите, какое сейчас время года?
- Признаки зимы?
- Какой сейчас месяц?
Повторение
- Давайте с вами вспомним:
- В каком случае мы называем числа однозначными, а в каком – двузначными?
- Прямой, обратный счёт до 10.
- Устно решить задачу:
На катке играли 10 ребят. 7 ребят пришли позже. Сколько всего детей было на катке?
Пальчиковая гимнастика
Поднимание пальцев от стола, не поднимая ладони;
Замочек;
Покатать ручку между ладоней.
Каллиграфическая минутка
Одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх. Продолжите узор до конца строки самостоятельно.
Введение в тему
- Ребята, скажите какой праздник, мы отмечаем в конце декабря?
- А без какого дерева не обходится этот праздник?
Сегодня к нам на урок пришла ёлочка.
Чего не хватает на нашей ёлочке, чтобы она была нарядной и красивой?
Чтобы украсить нашу ёлочку шарами, нам надо решить примеры.
На шарах написаны ответы. Учащиеся решают примеры и записывают ответы на карточках. Затем, по очереди выходят к доске, находят шар с правильным ответом и прикрепляют на ёлочку.
Самостоятельная работа учащихся.
(слабым учащимся оказывается помощь)
10+4 = 16-4=
5-5= 10+5=
10+7= 4+4=
Итак, нашу ёлочку украсили, а теперь назовите все однозначные и двузначные числа на нашей ёлочке и вспомним состав чисел:17, 15. 14.
- Ребята, шары мы повесили, чего ещё не хватает нашей ёлочке? (звёздочки)
А для этого мы должны решить ещё один пример:
10+9=
Сообщение темы и цели
И сегодня на уроке мы с вами изучим состав числа 19, научимся решать примеры и задачи с этим числом.
Физминутка
Раз поднялись, потянулись.
Два нагнулись, разогнулись.
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на место тихо сесть.
Новая тема.
- Давайте выясним, из каких чисел состоит число 19. Вспомните, на каком месте стоят единицы, а на каком – десятки?
Запишем примером:
19=10+9
Запишите пример в тетради. Из каких чисел состоит число 19 (продолжается совместная работа учителя и учащихся по составлению числа 19).
Решение задачи:
Г-10
С-9
Всего?
Решение примеров:
10+9 19-9=
19-6 19-2=
19-5 19-1=
Итог
Назовите тему нашего урока.
Вспомним состав числа 19. (Учащиеся проговаривают хором состав числа 19).