1.Сравнение арабской и римской нумерации. -Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – (Слайд 11) -Сколько их? (Их 10) -Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр) (Слайд 12) -Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ) (Слайд 13) - Ребята, обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0! 2.Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами. - Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами. - Сейчас будем работать в парах. Для записи чисел используйте цветные карандаши. (Работа в парах) -Как бы вы записали число 2? (Надо взять 2 карандаша: II) -А число3? (Выложим 3 карандаша: III) -Подумайте, как записать число 4? -Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя! (Слайд 13) - Запись числа основана на математических действиях: вычитании и сложении. - Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I. - Выложите из карандашей цифру V. От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V. (Слайд 14) - Как бы вы записали число 6? (Выкладываем цифру V. К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.) (Слайд 15) Аналогично записываем числа 7, 8, 9, 10. У детей на партах числа из карандашей: I II III IV V VI VII VIII IX X - Итак, ещё раз повторим правила записи чисел римскими цифрами. (Больше трёх одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении). - Запишем римскими цифрами числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой! (Слайд 16) (Дети по очереди выходят к доске и записывают числа, остальные выкладывают числа из карандашей – работают в парах.) 10, 19, 20, 16, 28. - Вернёмся к числам на карточках, которые мы видели в начале урока. На обратной стороне карточек буквы. Прочитайте числа и расшифруйте слово. Если вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждёт во второй половине урока. (Обучающиеся, воспитанники по очереди выходят к интерактивной доске, читают числа и переворачивают карточки. Должно получиться слово: ЭКСКУРСИЯ - Ребята сейчас нас ждет интересная экскурсия по Древнему Риму. (Видеофильм). - Кто услышал числа в этом фильме? Назовите их. Запишем эти числа римскими цифрами. (Работа в тетрадях). V.Физ.минутка. Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть! А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте. Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе. VI.Закрепление изученного. 1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр. Работа у доски. стр. № - Также можно взять буклеты. Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете. I | 1 | X | 10 | II | 2 | XX | 20 | III | 3 | XXX | 30 | IV | 4 | | | V | 5 | | | VI | 6 | | | VII | 7 | | | VIII | 8 | | | IX | 9 | | | 2. Самостоятельная работа по карточкам. (Дети самостоятельно вписывают в текст римские числа.) Здравствуй, мой друг ________ ! Вам пишут ученики ______ века. Мы учимся в ______ классе. Сегодня ______ числа ________месяца на уроке математики математики мы изучали ________________________________. Проверка (Слайд 17.) 3. Игра «Мой день рождения». Обучающимся, воспитанникам предлагаю назвать число и месяц своего рождения. Ответы выслушиваются. Совместно вспоминаем порядок месяцев. Затем предлагаю каждому ученику самостоятельно записать число и номер месяца своего дня рождения, с помощью римских цифр, в тетрадь. VII. Итоги урока: Познавательный итог: - Что мы сегодня изучили? - Чем занимались сегодня? - Расскажите, для чего необходимо знать римские цифры. Эмоциональный итог: - Чем понравилось заниматься? - Что ещё будем делать? - Чем не будем больше заниматься? - Оцените, как вы сегодня учились? Оцениваю индивидуально деятельность обучающихся, воспитанников. VIII. Домашнее задание Выучить римские цифры по памятке. Выполнить задание из учебника . - Спасибо! - Урок окончен. |