Игровые технологии на уроках математики
Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционных школ нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции у учащихся коррекционных школ резко снижены. Поэтому для успешного овладения математическими знаниями необходимо постоянно пробуждать их интерес к учебным занятиям, увлекать, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
С этой целью необходимо использовать разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекать красочный дидактический материал, наглядные пособия, технические средства обучения. «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание» (Л.С.Выготский). Для того, чтобы такой сложный для учащихся предмет, как математика, стал для школьников интересен, широко применяются игровые технологии. Понятие «игровые технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и направлять игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые должны выступать как средство побуждения, стимулировать учащихся к учебной деятельности.
Игровые технологии обеспечивают единство эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательной игры в серьезный труд учащихся. А.С.Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
В специальной школе VIIIвида на уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Если ребенок заинтересован работой, положительно настроен, то эффективность урока заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует больших усилий, длительного времени и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму. Дидактическая игра – это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.
Включение в урок дидактической игры , которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для умственно отсталого ребенка переход к новой серьезной учебной работе.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, решают задачи, обогащают свои пространственные, количественные и временные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Вроде бы внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку. Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике. Это особенно ценно для коррекционной школы, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.
Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, т.к.она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности усваивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактической игры.
Дидактическая игра позволяет давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника. Игра, где предполагается коллективное участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить.
Подбор дидактических игр для обучения умственно отсталых детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в игре умственно отсталых школьников, интерес к различным играм, возможности участия в игре.
Дидактические игры можно использовать на различных этапах обучения. Коллективные игры в классе можно разделить по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие ,обобщающие. Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней , приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.
Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
- наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;
- выразительность проведения игры;
- включение педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.
- Ролевая игра.
«Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Рыбалка», «Эстафета», «Зашифрованный ответ».
- Деловая игра.
«Строители», «Магазин», «Светофор», «Почта».
- Урок-сказка, урок-квн, урок-путешествие, урок-смотр знаний и др.
Рассмотрим некоторые занимательные задания, которые позволяют расширять кругозор, узнавать интересные факты из других областей знаний и получать эту информацию посредством математики.
Новогодние праздники отмечают во многих странах. Новогодним сказочным персонажам дети пишут письма с просьбами и заветными желаниями. Эти добрые волшебники в различных странах называются по-разному. В России- это Дедушка Мороз, в Италии- добрая волшебница Ла Бефана, в Америке-Санта Клаус. Узнайте, как называют доброго рождественского волшебника во Франции. Для этого зачеркните в таблицах все равные числа и буквы с ними связанные. Из оставшихся букв получите имя главного новогоднего волшебника во Франции.
3/6 |
1/2 |
6, 25 |
0,2 |
7 2/5 |
1 3/5 |
0,5 |
1/8 |
0, 25 |
6 1/4 |
П |
К |
С |
Э |
И |
Р |
У |
Я |
Х |
З |
2/5 |
1, 35 |
1/4 |
0, 125 |
3, 6 |
0,4 |
0,02 |
7,4 |
11,5 |
5/11 |
Г |
Н |
Ж |
Ч |
О |
Щ |
Ы |
Е |
Л |
Ь |
Ответ: имя доброго новогоднего волшебника во Франции
________________________________________________________________________________
Замените десятичные дроби несократимыми обыкновенными дробями:
0,8=______ Н
0,6=______Л
0,12=_____Т
0,24=_____Ы
0,75=_____К
0,35=_____Е
0,34=_____С
0,125=____У
Используя ответы заполните пропуски и прочитайте текст:
17/50
3/5
3/4
3/4
1/8
3/5
7/20
4/5
3/25
6/25
- это растения, которые произрастают в пустынях и полупустынях жарких стран. Они приспособились к жизни в таких условиях за счет накопления большого количества влаги в сочных стеблях или листьях.
Значение игровых форм и методов обучения велико. Они повышают интерес в изучении математики, способствуют общему развитию ребенка, расширяют его кругозор, обогащают словарь, речь, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)