kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии на уроках математики

 

      Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционных школ нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции у учащихся коррекционных школ резко снижены. Поэтому для успешного овладения математическими знаниями необходимо постоянно пробуждать их интерес к учебным занятиям, увлекать, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

       С этой целью необходимо использовать разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекать красочный дидактический материал, наглядные пособия, технические средства обучения. «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание» (Л.С.Выготский). Для того, чтобы такой сложный для учащихся предмет, как математика, стал для школьников интересен, широко применяются игровые технологии.  Понятие «игровые технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и направлять игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые должны выступать как средство побуждения, стимулировать учащихся к учебной деятельности.

       Игровые технологии обеспечивают единство эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательной игры в серьезный труд учащихся. А.С.Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

       В специальной школе VIIIвида на уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Если ребенок заинтересован работой, положительно настроен, то эффективность урока заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует больших усилий, длительного времени и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму. Дидактическая игра – это одно из эффективных средств развития интереса  к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

       Включение в урок дидактической игры , которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для умственно отсталого ребенка переход к новой серьезной учебной работе.

       Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счете,  решают задачи, обогащают свои пространственные, количественные и временные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Вроде бы внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку. Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике. Это особенно ценно для коррекционной школы, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

        Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, т.к.она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности усваивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактической игры.

       Дидактическая игра позволяет давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника. Игра, где предполагается коллективное участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить.

       Подбор дидактических игр для обучения умственно отсталых детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в игре умственно отсталых школьников, интерес к различным играм, возможности участия в игре.

       Дидактические игры можно использовать на различных этапах обучения. Коллективные игры в классе можно разделить по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие ,обобщающие. Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней , приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

       Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

- наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;

- выразительность проведения игры;

- включение педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

       В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.

  1. Ролевая игра.

«Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Рыбалка», «Эстафета», «Зашифрованный   ответ».  

  1.  Деловая игра.

«Строители», «Магазин», «Светофор», «Почта».

  1.    Урок-сказка,  урок-квн, урок-путешествие, урок-смотр знаний и др.

Рассмотрим некоторые занимательные задания, которые позволяют расширять кругозор, узнавать интересные факты из других областей знаний и получать эту информацию посредством математики.

Новогодние  праздники отмечают во многих странах. Новогодним сказочным персонажам дети пишут письма с просьбами и заветными желаниями. Эти добрые волшебники в различных странах называются по-разному. В России- это Дедушка Мороз, в Италии- добрая волшебница Ла Бефана, в Америке-Санта Клаус. Узнайте, как называют доброго рождественского волшебника во Франции. Для этого зачеркните в таблицах все равные числа и буквы с ними связанные. Из оставшихся букв получите имя главного новогоднего волшебника во Франции.

3/6

1/2

6, 25

0,2

7 2/5

1 3/5

0,5

1/8

0, 25

6 1/4

П

К

С

Э

И

Р

У

Я

Х

З

 

2/5

1, 35

1/4

0, 125

3, 6

0,4

0,02

7,4

11,5

5/11

Г

Н

Ж

Ч

О

Щ

Ы

Е

Л

Ь

Ответ: имя доброго новогоднего волшебника во Франции

________________________________________________________________________________

 

Замените десятичные дроби несократимыми обыкновенными дробями:

0,8=______ Н

0,6=______Л

0,12=_____Т

0,24=_____Ы

0,75=_____К

0,35=_____Е

0,34=_____С

0,125=____У

Используя ответы заполните пропуски и прочитайте текст:

17/50

3/5

3/4

3/4

1/8

3/5

7/20

4/5

3/25

6/25

  - это растения, которые произрастают в пустынях и полупустынях жарких стран. Они приспособились к жизни в таких условиях за счет накопления большого количества влаги в сочных стеблях или листьях.

Значение игровых форм и методов обучения велико. Они повышают интерес в изучении математики, способствуют общему развитию ребенка, расширяют его кругозор, обогащают словарь, речь, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)                                                                                                                                                              

 

              

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«игровые технологии на уроках математики »

Тимина Ирина Алексеевна,

учитель математики

ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида, г.Кольчугино Владимирской области



Игровые технологии на уроках математики


Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционных школ нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции у учащихся коррекционных школ резко снижены.

Поэтому для успешного овладения математическими знаниями необходимо постоянно пробуждать их интерес к учебным занятиям, увлекать, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

С этой целью необходимо использовать разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекать красочный дидактический материал, наглядные пособия, технические средства обучения. «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание» (Л.С.Выготский). Для того, чтобы такой сложный для учащихся предмет, как математика, стал для школьников интересен, широко применяются игровые технологии.

Понятие «игровые технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и направлять игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые должны выступать как средство побуждения, стимулировать учащихся к учебной деятельности.

Игровые технологии обеспечивают единство эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательной игры в серьезный труд учащихся. А.С.Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

В специальной школе VIIIвида на уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Если ребенок заинтересован работой, положительно настроен, то эффективность урока заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует больших усилий, длительного времени и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму. Дидактическая игра – это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

Включение в урок дидактической игры , которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для умственно отсталого ребенка переход к новой серьезной учебной работе.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, решают задачи, обогащают свои пространственные, количественные и временные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Вроде бы внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку. Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике. Это особенно ценно для коррекционной школы, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, т.к.она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности усваивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактической игры.

Дидактическая игра позволяет давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника. Игра, где предполагается коллективное участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить.

Подбор дидактических игр для обучения умственно отсталых детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в игре умственно отсталых школьников, интерес к различным играм, возможности участия в игре.

Дидактические игры можно использовать на различных этапах обучения. Коллективные игры в классе можно разделить по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие ,обобщающие. Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней , приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

- наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;

- выразительность проведения игры;

- включение педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.

  1. Ролевая игра.

«Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Рыбалка», «Эстафета», «Зашифрованный ответ».

  1. Деловая игра.

«Строители», «Магазин», «Светофор», «Почта».

  1. Урок-сказка, урок-квн, урок-путешествие, урок-смотр знаний и др.

Рассмотрим некоторые занимательные задания, которые позволяют расширять кругозор, узнавать интересные факты из других областей знаний и получать эту информацию посредством математики.

Новогодние праздники отмечают во многих странах. Новогодним сказочным персонажам дети пишут письма с просьбами и заветными желаниями. Эти добрые волшебники в различных странах называются по-разному. В России- это Дедушка Мороз, в Италии- добрая волшебница Ла Бефана, в Америке-Санта Клаус. Узнайте, как называют доброго рождественского волшебника во Франции. Для этого зачеркните в таблицах все равные числа и буквы с ними связанные. Из оставшихся букв получите имя главного новогоднего волшебника во Франции.

3/6

½

6,25

0,2

7 2/5

1 3/5

0,5

1/8

0,25

6 ¼

П

К

С

Э

И

Р

У

Я

Х

З



2/5

1,35

¼

0,125

3,6

0,4

0,02

7,4

11,5

5/11

Г

Н

Ж

Ч

О

Щ

Э

Е

Л

Ь

Ответ: имя доброго новогоднего волшебника во Франции

________________________________________________________________________________


Замените десятичные дроби несократимыми обыкновенными дробями:

0,8=______ Н

0,6=______Л

0,12=_____Т

0,24=_____Ы

0,75=_____К

0,35=_____Е

0,34=_____С

0,125=____У

Используя ответы заполните пропуски и прочитайте текст:

17/50

3/5

3/4

3/4

1/8

3/5

7/20

4/5

3/25

6/25












- это растения, которые произрастают в пустынях и полупустынях жарких стран. Они приспособились к жизни в таких условиях за счет накопления большого количества влаги в сочных стеблях или листьях.


Значение игровых форм и методов обучения велико. Они повышают интерес в изучении математики, способствуют общему развитию ребенка, расширяют его кругозор, обогащают словарь, речь, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
игровые технологии на уроках математики

Автор: Тимина Ирина Алексеевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Использование игровых технологий на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(61) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "229717"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441837550"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "285314"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145231"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Доклад на тему"Игровые технологии на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-na-tiemu-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446006740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства