Урок математики в 6 классе "Решение комбинаторных задач"
Урок математики в 6 классе "Решение комбинаторных задач"
Данный урок проводила в 6 классе после изучения темы "Столбчатые диаграммы". Работаю с УМК Н.Я.Виленкина. В учебнике этого автора элементы комбинаторики не выделены отдельными темами, поэтому комбинаторные задачи включаю в уроки, а в данном случае посвятила этой теме целый урок. Обучаясь по учебнику Виленкина, дети учатся заполнять и читать различные таблицы, решать задания на анализ табличных данных. Но таких упражнений недостаточно для формирования требуемых от детей этого возраста стохастических умений. Не хватает заданий, обучающих фиксировать, подсчитывать и систематизировать собираемые данные. На предыдущем уроке я рассказала как это сделать на примере анализа проверочной работы, показала как фиксируют данные (оценки, их количество) в частотной таблице и делают их наглядными с помощью диаграмм. К данному уроку каждая группа получила задание и результаты своей работы представила в виде диаграмм. Задачи. которые ученики решали на уроке, способствовали развитию внимания, математической зоркости, исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: таблицы с заданиями, раздаточный материал, таблицы с результатами практических работ, мультимедийный проектор
Ход урока:
1.Организационный этап
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: - Давайте вместе прочитаем тему урока. Зачем нужно уметь решать такие задачи? (Учащиеся отвечают). Итак, мы с вами определили те цели, которые будем преодолевать сегодня на уроке.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: - К этому уроку каждая группа провела небольшое исследование, связанное со сбором данных. Каковы ваши результаты?
1 группа с помощью таблицы (диаграммы) рассказывает о результатах работы над темой: «Исследование количества времени, затраченного учащимися класса на приготовление домашних заданий».
Учитель: - Какое время в вашем исследовании появляется с наибольшей частотой? С наименьшей?
2 группа рассказывает о результатах работы над темой «Выявление любимого предмета у учащихся класса»
Учитель: - Какова частота появления истории, математики, литературы в вашем исследовании?
3 группа работала над темой: «На какой день в этом году приходятся дни рождения учеников класса»
Учитель: - С какой относительной частотой появляется понедельник? Среда? Воскресенье? На какой день недели приходится больше всего дней рождения ребят нашего класса?
4. Актуализация знаний
Учитель: - На доске записана задача.
Составил ее великий русский математик, фамилию которого вы узнаете, вы узнаете, решив примеры, которые записаны на карточках. Каждому правильному ответу соответствует буква в таблице: (слайд 1)
Учащиеся называют фамилию математика ( Магницкий).
5. Решение задач.
Учитель: - Леонтий Федосеевич Магницкий создал первый русский учебник математики. А теперь попробуем решить одну из его задач (слайд 2): «Спросил некто учителя: - Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына. Учитель ответил: - Если придет учеников еще столько же, сколько есть, и полстолько, и четверть столько, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Сколько хе учеников у этого учителя?
(Ребята в тетрадях решают задачу. Затем говорят свои ответы. Один из учеников показывает решение на доске, остальные проверяют)
х+х+0,5х+0,25х+1=100 х=36
Учитель: - Молодцы! Вы показали, что умеете мыслить, сообразительны. Но чтобы успешно учиться математике, нужно иметь еще развитое воображение. Я буду называть какой-нибудь объект, а вы будете показывать те фигуры, которые имеют с ним какие-то сходные признаки.
(На партах у каждого ученика – набор геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, круг, угол, треугольник, ромб).
В процессе данного упражнения учащиеся отвечают, почему они показали ту или иную фигуру.
Учитель: - А теперь проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблицу: (слайд 3) . - Какой фигуры не хватает? Нарисуйте ее. (Учащиеся анализируют, рисуют в тетрадях). – Как вы определили, что не хватает именно этой фигуры?
- И еще одно задание на выявление общих свойств, признаков объектов:
- Почему этот ряд лишний? По какому признаку имеют сходство 1 и 3 ряд? Допишите еще по 2 числа в каждом ряду.
Учитель: - Ребята, а теперь попробуйте представить себя в роли завуча школы. Вам нужно составить расписание уроков для первоклассников на понедельник. В этот день у них 3 урока: русский язык, математика, физкультура. ( Учащиеся в тетради составляют различные комбинации:
Р р м м ф ф
М ф р ф р м
Ф м ф р м р )
- Сколькими способами вы сможете составить расписание уроков на этот день?
Учитель: - К комбинаторным задачам относятся также задачи на составление из частей целого объекта с заданными свойствами. В древности китайцы увлеклись игрой, которую они называли «Танграм». Они разрезали квадрат на 7 частей и составляли из них различные фигуры. При этом в каждой фигуре должны быть использованы все семь частей танграма. Предлагаю и вам поиграть. Попробуйте сложить одну из фигурок, которые вы видите? ( слайд 4).
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите высказывания об уроке. 1.Самым интересным на уроке для меня было …. 2.Я научился (научилась) …. 3.Я хотел(а) бы еще узнать…..