Технологическая карта урока математики по теме «Решение комбинаторных задач» 5 класс
Алешихина Ирина Алексеевна, учитель математики МОУ «сош №9»,г. Сыктывкар
Разделы: Преподавание математики
________________________________________
Класс: 5.
Авторы УМК:
Тема урока: решение комбинаторных задач
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы. Обеспечить применение учащимися новых знаний и способов действий в разнообразных ситуациях.
Задачи урока:
Личностные: анализировать свои действия и действия одноклассников, сотрудничать со сверстниками и учителем, осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия
Предметные: научиться применять новые знания к решению задач базового уровня, учиться видеть возможность применения этих знаний.
Метапредметные: умение грамотно и логично излагать свои мысли; осмысление поставленной учебной задачи; решение задачи; умение применять правила работы в парах; контроль своих действий при решении познавательной задачи.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «решение комбинаторных задач», смайлики для рефлексии, карточки для работы в парах.
Ход урока представлен в Таблице.
Приложения к уроку: Презентация.
Используемая литература:
1.Учебник «Математика 5», авторы: Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
2. «Элементы статистики и теории вероятности»,авторы Макарычев Ю.Н.,Миндюк Н.Г.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Применяемые технологии: проблемное обучение; дифференцированное обучение; традиционное обучение;
Используемые методы обучения: устный фронтальный опрос; создание проблемной ситуации; практикум; письменный опрос.
План урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Постановка учебных задач
- Совместное исследование проблемы
- Конструирование нового способа действия
- Переход к этапу решения частных задач
- Рефлексия
Перед уроком группе учащихся дается задание инсценировать басню Крылова «Квартет».
Проказница-Мартышка, Осел, Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
"Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь".
Всем учащимся задается д/з:
1. Если использовать для символики флага 3 горизонтальные полосы и цвета синий, красный и белый, то сколько флагов может получиться?
2. Сколько четырехзначных чисел можно составить из цифр 2,0,1,5, если цифры не повторяются?
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Учитель проверяет готовность класса к уроку. Отмечает отсутствующих.
Выполняют рекомендации учителя
Р
2. Опрос желающих учащихся по результатам д/з, один из них комментирует ход решения, оформляет задачу 2 на доске.
Слайд1,2
Работа в парах по проверке домашнего задания.
Р;
П
3. Как вы справились с заданием? С помощью чего вы решили задачи?
С какими типами задач вы уже знакомы?
Эти задачи вы уже встречали? Как вы думаете, как их можно назвать?
В тетрадях запишем тему урока:
«Решение комбинаторных задач»
Слайд 3
Отвечают на вопросы учителя:
Решение задач происходит с помощью перебора.
Л
Р
К
4. Организует погружение в проблему: попробуйте решить задачу способом, подобным тому, что вы применили в решении дз.
Слайд 4
Рациональным способом решения подобных задач является правило умножения. Объясняет правило умножения.
Решение задач слайда 5,6
Решение задач слайда 7,8
Пытаются решить задачу известным способом, понимают, что нужен более рациональный способ решения.
Решают задачу новым способом.
Решают задачу, 1 ученик оформляет решение у доски.
Решают задачи в парах, проверяют ответы.
П
К
Р
5. Оказывается в жизни множество ситуаций, где применяются комбинаторные задачи.
Слайд 9
Учащиеся инсценируют басню Крылова «Квартет». Отвечают на поставленный вопрос.
П
Р
Вводит понятие «Факториал», приводит примеры решения заданий.
Слайды 10,11,12,13
Учащиеся записывают, проговаривают.
П
К
Р
Задача с шахматами (слайд 14). Задает наводящие вопросы, показывает способ решения с помощью графов.
Записывают решение.
П
К
Р
6.Закрепление материала.
Задачи слайда 15,16,17
Решают в парах, выбирают для каждой задачи один из алгоритмов решения, проверяют.
Л
П
К
7.Рефлексия.
Что нового мы узнали на уроке? С какими понятиями познакомились? Пригодится ли это в повседневной жизни? Было интересно?
Слайд 18
Вспоминают, отвечают на вопросы.
Р
Объясняет домашнее задание.
Слайд 19
Записывают домашнее задание
Р
С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.
Красный- замечательно
Желтый- хорошо
Синий- удовлетворительно.
Слайд 20
Оценивают свою деятельность на уроке
Л
Применяемые обозначения: УУД – универсальные учебные действия;
Л-личностные
Р- регулятивные
К- коммутативные
П- познавательные