Тема урока: “Углы. Виды углов и их построение.”
Цели урока:
Проверить знания учащихся и умения применять их при решении предложенных упражнений и задач:
1.а) учащийся должны правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;
б) учащиеся должны уметь распознавать острые, тупые и прямые углы, уметь применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла).
2. Проверить умение работать с чертежными инструментами – угольником и транспортиром. Умение строить и измерять углы с помощью транспортира.
3. Оценить образно-логическое мышление уч-ся с помощью психологического теста: “Зачеркнуть “лишний” предмет…”
4. Развивать логическое мышление с помощью тестовых задач; развивать внимание учащихся, память, речь.
5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование и практические работы
Примечание: классификация углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем мире прямым углом: угол, меньший прямого, является острым, большим прямого – тупым.
Оборудование урока:
1. Чертежные инструменты:
а) угольник
б) транспортир
2. Модели углов из цветного картона.
3. Фигурки сказочных героев.
4. Карточки с индивидуальными заданиями (дифференцируемый материал по 4-ем вариантам).
5. Конверты, в которых содержатся семь углов различного вида, вырезанных из цветного картона и один чертеж
6. Спички (по три штуки каждому уч-ся)
7. Раздаточный материал для психологического теста для каждого учащегося.
8. У каждого учащегося должны быть:
a) чертежный угольник;
б) транспортир,
в) простой карандаш,
г) цветные карандаши.
9. Кодопозитивы.
План урока:
I. Организация класса:
II. Устные и индивидуальные упражнения для класса:
III. Устные упражнения.
(Устные упражнения выполняются одновременно с индивидуальными)
1. Назовите вершину и стороны каждого угла, изображенного на рис. 1: (кодопозитив)
Примечание: Назвать правильно углы, используя три и одну букву
2. Определите вид данных углов, если кодопозитив
а) угол MNP = 1/3 угла AOB;
б) угол FCK = 1/2 угла AOB
в) угол TEX = 2/3 угла AOB
Примечание:
1. Вначале определить вид и градусную меру угла AOB
Вопрос: Как называется угол AOB, и чему равна его градусная мера?
Ответ: угол AOB – развернутый угол AOB=180
2. Значит,
а) угол MNP = 1/3?180 = 60 – острый – почему? (Ответ: 0<MNP<90)
б) угол FCK = 1/2?180 = 90 – прямой – почему? (Ответ: угол FCK = 90)
в) угол TEX = 2/3?180 = 120 – тупой – почему? (Ответ: 90<TEX<180)
3. Решите задачу (кодопозитив, модели углов, фигурки героев)
Магнитная доска.
Персонажи сказок Дж. Харисса “Сказки дядюшки Римуса” начертили три угла – прямой, острый и тупой. Угол Братца Кролика больше угла Братца Медведя, но меньше угла Братца Лиса. Определите, кто из героев сказок нарисовал острый, тупой и прямой угол.
Ответ:
Бр.Кролик - прямой угол
Бр.Медведь-острый угол
Бр.Лис - тупой угол
Индивидуальные упражнения
на карточках
4 штуки.
(4 варианта)
1. Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.
Запишите вместо точек полученные результаты:
угол АВС = …; угол DEF = …; угол KST = …;
угол ROD = …; угол OMK = …; угол CMN = …; угол = …;
Запишите, какие из углов острые, прямые, тупые.
2. С помощью чертежного треугольника найдите среди углов, изображенных на чертеже, прямые углы, острые углы и тупые углы.
Вместо точек поставьте одно из слов: “острый, прямой, тупой”
угол EOK - …; угол NAP - …; угол LBM - …; угол RCT - …;
угол SDF - …; угол XUZ - …
IV. Решение упражнений
Задание № 1: (работа на доске)
Построить угол АОВ = 45
Постройте угол: (одновременно 3 уч-ся)
а) равный углу АОВ
(Записать на доске: угол MNP = углу АОВ = 45)
б) больший угла АОВ на 70
(Записать на доске: угол CNK = углу АОВ + 70 = 45 + 70 = 115)
в) меньший угла АОВ на 15
(Запись на доске: угол MON = углу АОВ – 15= 45 – 15 = 30)
Задание № 2: (работа на доске – 2 уч)
Начертите по два разных угла в тетрадях своего соседа. Предложите cоседу по парте указать вид каждого угла. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
Примечание: правильность оценивается знаком +
Задание № 3
Угол АВС – прямой, угол DEK составляет 20% от угла АВС, а величина угла MON равна среднему арифметическому углов АВС и DEK.
Найти величины каждого угла и построить с помощью транспортира.
На доске заранее заготовленная запись вида:
угол АВС – прямой ?
угол DEK – 20% угла АВС ?
угол MON - ?
Анализ решения задачи:
Вопрос: как нужно найти величину угла MON?
Ответ: угол АВС, т.к. по условию он прямой то угол АВС = 90°
Вопрос: как нужно найти величину угла MON?
Ответ: т.к. градусная мера угла MON – среднее арифметическое углов АВС и DEK, то угол MON = (угол АВС + угол DEK)?2 (внести запись в краткое условие задачи)
Решение задачи:
1) угол АВС = 90 (т.к. прямой)
2) 20% - 0,2 , значит угол DEK = 0,2?90 = 18
3) угол MON = (угол АВС + угол DEK)?2 = (90 + 18)?2= 108?2 = 54
Построить эти углы
1. угол АВС = 90
2. угол DEK = 18
3. угол MON = 54
Ответ: угол АВС = 90; угол DEK = 18; угол MON = 54
Задание №4 (конструирование) работа со спичками
а) Положи три спички так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.
Проверка на кодопозитиве:
б) Положи три спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж.
Проверка на кодопозитиве:
IV. Психологический тест
Цель: оценить образно-логическое мышление
Зачеркните “лишний” предмет в каждой рамке.
По какому признаку сгруппированы остальные предметы?
Ответ: “Лишний” предмет: а) снеговик, б) трапеция, в) дорожный знак.
Признак группировки остальных предметов:
- наличие углов,
- наличие прямых углов,
- наличие тупого угла.
V. Практическая работа по теме
“Углы. Виды углов и их построение”
Работа с конвертами.
Запись на доске:
угол 1 = 180 (как разв.)
угол 4 = 90 (как прям.)
Примечание: разложить по группам (т.е. отдельно отложить развернутые, прямые, острые, тупые углы).
Задание к моделькам:
1) Из углов 1-7 определить:
а) развернутые;
б) прямые;
в) острые;
г) тупые.
2) Определить градусную меру угла 5 и 6
угол 5 = 45
угол 6 = 125
Задание к чертежу:
Перечертите, имеющиеся на чертеже углы:
а) развернутый;
б) прямой;
в) острые;
г) тупые.
Примечание:
-используя линейку;
-используя угольник;
-используя модель №5;
-углы получаются в результате сложения углов CBD и DBE (угол CBE = угол EBD + угол DBC)
Общее задание:
Найдите, какие из данных углов на модельках равны углам, изображенным на чертежах (наложением).
Запишите, какие углы равны и определите градусные меры равных углов, используя транспортир:
угол 1 = углу АВС = 180
угол 4 = углу DBC = 90
угол 5 = углу АВЕ = 45
угол 6 = углу СВЕ = 125
VI. Задание на дом:
№ 1656; 1657 ; 1658.
VII. Итоги урока: