Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
села Орловки Буденновского района»
Урок математики в 5 классе
Тема урока: Умножение десятичных
дробей.
учитель математики
I квалификационной категории
Чудненко Лариса Васильевна
2012-2013 уч. год
Тема урока. Умножение десятичных дробей.
Цели урока:
повторить правило умножения десятичной дроби на натуральное число
вывести правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь
закрепить материал с помощью решения различных упражнений
расширять кругозор учащихся
развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: Урок – путешествия.
Технология: Игровая
Оборудование: презентация, медиапроектор.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
-Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Начинаем урок математики.
Откройте тетради по математике, запишите в них сегодняшнее число, классная работа и тему урока « Десятичные дроби».
2. Мотивация урока
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его.
Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Это будет урок-сказка. Все мы знаем, что обычно сказки имеют счастливый конец. Сегодня всё будет зависеть от нас. Вы знаете сказки об Иване-царевиче и Василисе Премудрой. Известно, что спас наш герой свою любимую от Кощея Бессмертного, поженились они, и родилась у них дочка – умница-красавица Анастасия Прекрасная. Стали они жить-поживать и добра наживать. В годовщину своей свадьбы, на день Святого Валентина уехали Иван и Василиса вдвоем на Мальдивские острова. Чтобы их никто не беспокоил, они не взяли с собой мобильный телефон, а в это время случилась беда, ребята: Кощей Бессмертный похитил их дочку Настеньку. И вот освобождать её придётся нам с вами.
3.Устный счёт
1)« Когда Кощей похитил девочку, то от радости устроил пир. Пригласил Соловья-разбойника и Змея Горыныча. Выпили они 40-ведерную бочку кваса. Кощей выпил 9 вёдер, Соловей-разбойник-7 вёдер. А остальное досталось Змею Горынычу. Сколько ведер кваса выпила каждая голова Горыныча?». (40-(9+7)):3=(40-16):3=24:3=8
2)Путь предстоит неблизкий. К Насте ведет дорога. Найти правильный путь нам поможет тест.( выполняют в тетрадях)
А)2,812;
Р)6,512;
К)5,512.
Разность чисел 3,85 и 2,1 равна
Е)1,75;
А)3,64;
Р)3,84.
0,76 * 0,7598. Между числами вместо * надо поставить знак:
К)«»;
Е)«
А)«=».
Округлите 9,96 до десятых, получим
Р)9,0;
К)9,9;
А)10,0.
При правильных ответах:
3)Ребята, наверное, нам нужно добраться до реки. Мы узнаем, как это сделать, если выполним следующее задание.
За 3 часа теплоход прошёл 9,9 км. Вычислите скорость теплохода.
Раздается телефонный звонок по сотовому телефону.
Звонит Баба-Яга. Она поругалась с Кощеем и хочет нам помочь в освобождении девочки. Только для этого мы должны решить ей 3 задачи. Решим?
1)игра «Собери правило»
Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:
выполнить действия сложения и вычитания, не обращая внимания на запятую;
в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;
уравнять число знаков после запятой;
записать дроби так, чтобы запятая оказалась под запятой.
2)Впиши знак действия
8,8 10 = 88
3,3 100 = 0,033
10,5 10 = 1,05
0,36 100 = 36
3)работа “Думайте и соображайте”
Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме, “ Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Расставьте в следующих равенствах запятые:1,5 4,2:3=14
0,102 456,8:10=4568
4.Изучение нового материала
Скоро мы будем у дворца, где-то здесь спрятана Настенька. Перед нами ещё одна задача от Бабы-Яги: скорость моего полёта на метле равна 46,1 км/ч, какое расстояние я пролечу за 0,1 часа?
Если 0,1=, то она пролетит в 10 раз меньше, чем за 1 час
4,6:10=0,46 км
Как найти расстояние, зная скорость и время?
4,6۠۬ Результат деления десятичной дроби 0,46 на 10 и умножения на 0,1 одинаков.
Значит, чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01, 0,001 достаточно её разделить на 10,100,1000.
Дети формулируют правило умножения на 0,1;0,01; … (учебник стр. 214 ещё раз читают самостоятельно)
Правило: Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
2,4*0,1 6595,9*0,001
982,2*0,01 77,09*0,01
-Ой, смотрите, а вот сообщение (sms) пришло! Пишет Баба-Яга: «Коль надо вам какой забор отпереть и Настю освободить, произнесите вслух периметр и площадь дворца и вы узнаете код от ворот дворца».
Дворец имеет форму прямоугольника.
а=2,8 км
b=1,5 км
Найдём периметр и площадь. Р= 2• (а+b)
Р= 2• ( 1,5+2,8)=8,6 (км)
S = a•b
S = 1,5км •2,8 км = 1500 м• 2800м=4200000 кв.м= 4,2 кв.км
С какой трудностью вы столкнулись?
- Умножать десятичные дроби на десятичные дроби.
Итак, цель нашего урока научиться умножать десятичную дробь на десятичную дробь»
Мы нашли с вами площадь, переводя одну единицу длины в другую. Как вы думаете, как можно умножить десятичную дробь на десятичную не выполняя перевода из одной единицы в другую?
574 12 1148 574 6888 | 574 1,2 1148 574 688,8 | 57,4 1,2 1148 574 68,88 | 57,4 0,12 1148 574 6,888 |
Как можно сформулировать правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь? ( учебник стр.214. ещё раз читают самостоятельно)
Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо:
1. Перемножить их не обращая внимания на запятые;
2. Отделить запятой в произведении столько цифр СПРАВА, сколько их стоит после запятой в ОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.
5.Закрепление изученного материала
А теперь закрепим наше правило:( 2 ученика по 2 примера, комментируя)
27,4 • 0,63 = 17,262
6,25•4,8=30
85,8•3,2=274,56
12,6•7,8=98,28
И последнее задание от Бабы-Яги: произнесите вслух корни уравнений: мигом все исполнится: Настя будет освобождена».
Решаем уравнения:
1) х:2,5=100 2)(х-3,2):4,5=3,2
Проговариваем корни уравнения вслух.
6.Итог урока телеграмма от Настеньки
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые! Спасибо, что освободили меня от злого Кощея!
Ребята, скажите, а какие задания нам пришлось сегодня выполнить?
С какими числами мы работали?
Какие правила нам помогали в решении заданий?
д/з п.36 №1391(1 ст), №1397(2 ст), №1394
7. Рефлексия. Упражнение «Микрофон».Вопросы ученикам об уроке:
Чему мы научились на уроке?
Что понравилось, не понравилось больше всего?
Что хотелось бы еще проводить на следующих уроках?
! - Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
!?- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
? - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
Правило 1.
Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
Правило 2.
Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо:
1. Перемножить их не обращая внимания на запятые;
2. Отделить запятой в произведении столько цифр СПРАВА, сколько их стоит после запятой в ОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.
Правило 1.
Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
Правило 2.
Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо:
1. Перемножить их не обращая внимания на запятые;
2. Отделить запятой в произведении столько цифр СПРАВА, сколько их стоит после запятой в ОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.
Правило 1.
Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
Правило 2.
Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо:
1. Перемножить их не обращая внимания на запятые;
2. Отделить запятой в произведении столько цифр СПРАВА, сколько их стоит после запятой в ОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.
! | ! | ! | ! | ! |
!? | !? | !? | !? | !? |
? | ? | ? | ? | ? |
! | ! | ! | ! | ! |
! ? | !? | ! ? | ! ? | ?! |
? | ? | ? | ? | ? |