kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 5 классе на тему: «Действия над обыкновенными дробями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 
- закрепить знания учащихся о правилах сложения, вычитания, умножения обыкновенных дробей; 
- формировать умение применять правила при решении задач и выражений 
-отработать навыки при выполнении действий с обыкновенными дробями

-учить анализировать, наблюдать и делать выводы

-развивать творческие способности, самостоятельность.

-создать условия контроля (самоконтроля), усвоения знаний и умений.

-содействовать воспитанию интереса к математике.

Ожидаемый результат: 
- учащиеся знают правила сложения, вычитания, умножения обыкновенных дробей; 
- применяют правила при решении задач и арифметических выражений 

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами историзма.

Формы общения: индивидуальная, групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе на тему: «Действия над обыкновенными дробями»»

Урок математики в 5 классе на тему: 
«Действия над обыкновенными дробями» 



Цель урока: 
- закрепить знания учащихся о правилах сложения, вычитания, умножения обыкновенных дробей; 
- формировать умение применять правила при решении задач и выражений 
-отработать навыки при выполнении действий с обыкновенными дробями

-учить анализировать, наблюдать и делать выводы

-развивать творческие способности, самостоятельность.

-создать условия контроля (самоконтроля), усвоения знаний и умений.

-содействовать воспитанию интереса к математике.

Ожидаемый результат: 
- учащиеся знают правила сложения, вычитания, умножения обыкновенных дробей; 
- применяют правила при решении задач и арифметических выражений 

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами историзма.

Формы общения: индивидуальная, групповая

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационная беседа.

  3. Актуализация опорных знаний. Устная работа. Повторение.

  4. Диагностика усвоения системы знаний, умений.

  5. Происхождение математических знаков.

  6. Подведение итогов урока. Творческое домашнее задание.

Ход урока

Орг. момент

Мотивационная беседа.

Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово “математика”. “Математика” - знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учёности. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня на уроке все ученики в классе показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в математике.

Психологический настрой на урок (ученики повторяют за учителем) 

Я хочу учиться, 
Я хочу трудиться, 
Я хочу учась трудиться 
Я хочу трудясь учиться. 

Тема урока «Действия над обыкновенными дробями». Откройте тетради запишите число, классная работа. 
Актуализация опорных знаний.

- Начнем урок с разминки (5 мин) 

Вспомним свойства обыкновенных дробей, работаем устно, используя сигнальные карточки. Я читаю предложение, в котором есть дробь, а вы, если дробь правильная, то поднимаем одну руку; если дробь неправильная, то две руки; если дробь равна 1, то  руки не поднимаете.

  • В кадушке засолили огурцы, это составляет 5/6 объема.

  • Крыша занимает 59/59 всей площади дома.

  • Из самовара пили чай, после чаепития в нем осталось 2/5 объема жидкости.

  • Девочка собирала в лесу ягоды, набрала целое лукошко, это составило 6/6.

  • Стол накрыли к праздничному обеду скатертью, которая занимает 13/10 всей поверхности стола.

  • Хозяйка прядет пряжу. 13/20 всей работы она уже выполнила.

  • Бабушка перебрала крупы больше, чем надо для приготовления каши. Это составило 16/5.

  • На постройку избы ушло 42/41планируемого количества бревен.

  • Орнамент на полотенце занимает 3/5 всей поверхности.

  • Печка – кормилица занимает 1/6 часть избы.

Молодцы, задание выполнено верно.

Решить устно.  Найдите число обратное числу: 5; 11/4;1/3; 3 ½

Задание: запишите смешанные числа в виде неправильной дроби. 

1) 3 ½= 7/2 
2) 5 ¾= 23/4 
3) 7 2/5=37/5 
4) 4 2/3= 14/3 
5) 10 1/5 = 51/5 
6) 9 4/5= 49/5 
- Поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте правильность ответов. 
( учащиеся проверяют тетради, ставят формативные оценки) 

К доске 4 ученика. Решают с комментированием.

Выбери лишнее, и объясни почему.

 



Диагностика усвоения системы знаний, умений.

Задание 1 
2/5 + 3/5= 
1/10 + 9/100= 
1/3 – 1/9= 
17/18 – 1/9= 
12 – 5 ¾= 
2 1/6 + 2 5/12= 

Задание 2 
2/3•6/7 = 
1 1/4• 1 1/3= 
3 1/3• 12 = 
Задача 
В школе 15 выпускников, 2/3 от них – девочки. Сколько девочек в школе? 

Решение: 
15 • 2/3 = 10 (д) 

Ответ: 10 девочек 
Физкультминутка. Учитель: Чтобы не болеть, по утрам надо делать зарядку. И мы давайте сделаем небольшую зарядку. (Сравнение смешанных чисел с 1). Если называются числа большие 1, то подтягиваемся, подняв руки вверх. Если числа меньше 1, то кладем головы и руки на парту. Если числа равны 1, то сидим прямо.
Работа в тетрадях.

Сейчас мы проверим ваше умение складывать, вычитать, умножать, делить обыкновенные дроби, и не только это. Вам предлагается 2 карточки. На одной карточке задания, на другой – шифр к ней. Правильный ответ в задании соответствует правильной букве. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Все решения записывайте в тетради. Решая все задания карточки, вы найдёте зашифрованное на ней слово; затем это слово записываете на доске.



Карточка №1.

Вычислить.

1. 2• 2. 20• 3. 2 +

4. Какое расстояние пройдёт автомобиль за 5/12 часа, если его скорость равна 48 км в час.

5. Реши уравнение: ·Х = 1

6. 3+2



7. Купили 20 кг картошки. Поджарили 3/10 всей картошки. Сколько килограмм не поджарили?

Карточка №1.



н

л

д

е

е

е

и

1

4

5

18

2

16

5

4

0

2

16

3

3

2

4

12

3

0

4

30

15

6

20

15, 5

4

18

5

10

8

16

20

6

1

6

5

1

5

7

18

6

9

11,5

10

14

5

Ответ : деление



Карточка №2.

Вычислить.

1. 7·1 2. ·42· 3. 7·( + 2)

4. Найти площадь прямоугольника. Если его стороны 2 м и 3м.

5. Реши уравнение: ·Х = 1

6. · + 1

7. Купили 168 мячей, этих мячей раздали детям. Сколько мячей осталось









Карточка № 2.



е

о

ц

р

н

т

п

1

2

8

7

1

7

4

7

2

3

42

2

2

4

3

5

17

2

3

9

14

9

4

5

5

7

6

18

1

10

5

2

5

16

2

6

1

3

2

1

1

27

7

156

147

66

77

98

70

58

Ответ: процент



Карточка №3.

Вычислить.

1. 3· 2. 2· 3. 3·0·

4. Скорость пешехода 3 км в час. Какое расстояние пройдёт пешеход за часа?

5. Решить уравнение: ·Х = 1

6. 2 + 7. * ·25

8. В классе 20 человек. всех учеников составляют девочки. Сколько мальчиков

в классе?











Карточка №3.





ж

о

с

н

л

е

е

и

1

2

3

1

3

21

4

2

3

3

2,5

5

1

8

9

4

3

1

0

3

4

2

6

4

2

3

3

9

3

11

2

1

5

22

4

3

2

8

6

9

24

4

2

1

4

24

20

7

8

2

21

10

10

8

5

32

24

2

16

12

8

4

Ответ: сложение

Карточки №4



Вычислить.

1. 45 - 44 2. · 3. 2+

4. Шаг дяди Стёпы 1м. Какое расстояние он пройдёт, если сделает 20 шагов?

5. · 6. 60* 7. 8*

8. Реши уравнение: ·а = 1

9. Площадь поля 75 га. В первый день засеяли всего поля. Сколько гектар осталось засеять?







Карточка №4.



Ответ: умножение





1

40

1

2

6

41

1

2

2

2

2

4

5

3

2

1

3

3

8

4

3

4

2

25

24

30

100

0,5

4

21

11

5

4

5

2

1

6

11

21

19

5

1

21

16

19

7

5

24

16

2

8

12

8

1

2

1

2

1

9

30

18

67

99

51

12

56

60

105


е

м

о

у

е

н

и

ж

н

Вы хорошо поработали. Получились у вас слова: вычитание, сложение, деление, умножение, равенство, процент и дробь. Сколько раз, складывая, вычитая, умножая и деля, вы видели перед собой математические знаки: +, -, : и ·. Задумывались ли вы о том, откуда они пришли к нам и что изначально обозначали? Цифры, знаки обозначения арифметических действий вырабатывались людьми постепенно на протяжении веков в тесной связи с развитием самой арифметики. Большинство их образовалось из рисунков, чертежей, букв и сокращённых слов. Происхождение употребляемых нами в математике знаков не всегда можно точно установить. Как появились математические знаки?

  • Слово «дробь» ввёл в 1202 году итальянский купец Фибоначчи

  • Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, учёный, математик.

  • Теорию обыкновенных дробей дал в 1585 году фламандский инженер Симон Стевин.



Процент

  • Это слово в переводе с латинского означает
    «за сотню».

  • Проценты были распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник за каждую сотню.

  • Долгое время под процентами понимались прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем их стали использовать и в науке, и в технике.





♦ Существует два мнения по поводу знака процента.

1. Знак % происходит от итальянского слова «cento» (сто), которое писали сокращённо cto. В расчётах это слово писали очень быстро и постепенно буква t перешла в наклонную черту, произошёл символ для обозначения процента.

2. Знак процента произошёл благодаря опечатке. В 1685 году в Париже была напечатана книга по арифметике, где по ошибке вместо cto наборщик набрал %. Постепенно этот знак получил всеобщее признание.



  • На протяжении тысячелетий действие деления не обозначали знаками. Его просто называли и записывали словами.

  • Индийские математики обозначали деление начальной буквой Д из названия этого действия. Например 6Д2

  • Арабы ввели для обозначения деления черту.

  • Знак двоеточия (:) для деления стали применять в конце 17 века.

Знак равенства обозначался в разные времена по – разному:

и словами и символами.

♦ Очень понятный для нас знак = ввёл в 1557 году английский математик и врач Роберт Рекорд.

♦ Этот знак вошёл во всеобщее употребление только в 18 веке, благодаря немецкому математику Вильгельму Лейбницу.

♦ В 15 – 16 веках для знака сложения использовали латинскую букву «P», начальную букву слова «плюс». 5Р6

♦ Для сложения употреблялось также латинское слово «et», обозначающее «и». Так как слово «et» приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали сначала одну букву «t» которая постепенно превратилось в знак «+».

♦ Древние египтяне обозначали сложение знаком – рисунком шагающих ног.

Существует мнение, что знаки «+» и «-» возникли в торговой практике. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он продал из бочки. Приливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер он восстановил. Так произошли знаки сложения и вычитания в 15 веке.

♦ Для обозначения вычитания в 3 веке до н.э.

в Греции использовали перевёрнутую греческую букву пси Ψ. Итальянские математики пользовались для этого буквой m, начальной буквой в слове «минус».

6М4

♦ Впервые знаки «+» и «-» в печати появляются в книге «Быстрый и красивый счёт для всего купечества». Её написал чешский математик Ян Видман в 1489 году.

О его жизни известно немного.

Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение, - мультипликация. От этого слова произошло название «мультфильм». 5М2

♦ Вильям Оутред – английский математик –в 1631 году ввёл знак умножения крестиком

♦ Точкой для обозначения умножения пользовался знаменитый немецкий математик 17 века Вильгельм Лёйбниц.

♦ В России впервые дал названия компонентам умножения Леонтий Магницкий в начале 18 века

- А теперь, ребята, на красных стикерах напишите два качества, которые вы увидели у противоположной команды, а на оранжевых, что бы вы хотели пожелать (техника формативного оценивания «Две звезды и одно пожелание») 

IV. Подведение итога 
1. Сегодня я узнал на уроке

2. Было интересно

3. Было трудно

4. Теперь я могу

5. У меня получилось

Домашнее задание: 1 вариант – составить три примера на все действия с обыкновенными дробями. 2 вариант – составить три задачи на нахождение дроби от числа.




Спасибо за урок



Оценочный лист



Ф.И.

Разминка

Устный счет

Перевод дробей

Убрать лишнее

Задание 1

Задание 2

Карточка

Дополнительные баллы

Всего





































































Задание: запишите смешанные числа в виде неправильной дроби

1)3 ½=

2) 5 ¾=

 
3) 7 2/5=

4) 4 2/3=

5) 10 1/5 =

6) 9 4/5=



Выберите лишнее и объясните почему

1 вариант

2 вариант











Задание 1 
2/5 + 3/5= 
1/10 + 9/100= 
1/3 – 1/9= 
17/18 – 1/9= 
12 – 5 ¾= 
2 1/6 + 2 5/12= 

Задание 2 
2/3•6/7 = 
1 1/4• 1 1/3= 
3 1/3• 12 = 
Задача.
В школе 15 выпускников, 2/3 от них – девочки. Сколько девочек в школе? 



















































Карточка №1.

Вычислить.

1. 2• 2. 20• 3. 2 +

4. Какое расстояние пройдёт автомобиль за 5/12 часа, если его скорость равна 48 км в час.

5. Реши уравнение: ·Х = 1

6. 3+2

7. Купили 20 кг картошки. Поджарили 3/10 всей картошки. Сколько килограмм не поджарили?

Карточка №1.



н

л

д

е

е

е

и

1

4

5

18

2

16

5

4

0

2

16

3

3

2

4

12

3

0

4

30

15

6

20

15, 5

4

18

5

10

8

16

20

6

1

6

5

1

5

7

18

6

9

11,5

10

14

5





















Карточка №2.

Вычислить.

1. 7·1 2. ·42· 3. 7·( + 2)

4. Найти площадь прямоугольника. Если его стороны 2 м и 3м.

5. Реши уравнение: ·Х = 1

6. · + 1

7. Купили 168 мячей, этих мячей раздали детям. Сколько мячей осталось



Карточка № 2.



е

о

ц

р

н

т

п

1

2

8

7

1

7

4

7

2

3

42

2

2

4

3

5

17

2

3

9

14

9

4

5

5

7

6

18

1

10

5

2

5

16

2

6

1

3

2

1

1

27

7

156

147

66

77

98

70

58



















Карточка №3.

Вычислить.

1. 3· 2. 2· 3. 3·0·

4. Скорость пешехода 3 км в час. Какое расстояние пройдёт пешеход за часа?

5. Решить уравнение: ·Х = 1

6. 2 + 7. * ·25

8. В классе 20 человек. всех учеников составляют девочки. Сколько мальчиков

в классе?

Карточка №3.





ж

о

с

н

л

е

е

и

1

2

3

1

3

21

4

2

3

3

2,5

5

1

8

9

4

3

1

0

3

4

2

6

4

2

3

3

9

3

11

2

1

5

2

4

3

2

8

6

9

24

4

2

1

4

24

20

7

8

2

21

10

10

8

5

32

24

2

16

12

8

4









Карточка №4



Вычислить.

1. 45 - 44 2. · 3. 2+

4. Шаг дяди Стёпы 1м. Какое расстояние он пройдёт, если сделает 20 шагов?

5. · 6. 60* 7. 8*

8. Реши уравнение: ·а = 1

9. Площадь поля 75 га. В первый день засеяли всего поля. Сколько гектар осталось засеять?





Карточка №4

е

м

о

у

е

н

и

ж

н

1

40

1

2

6

41

1

2

2

2

2

4

5

3

2

1

3

3

8

4

3

4

2

25

24

30

100

0,5

4

21

11

5

4

5

2

1

6

11

21

19

5

1

21

16

19

7

5

24

16

2

8

12

8

1

2

1

2

1

9

30

18

67

99

51

12

56

60

105










1. Сегодня я узнал на уроке

2. Было интересно

3. Было трудно

4. Теперь я могу

5. У меня получилось



1. Сегодня я узнал на уроке

2. Было интересно

3. Было трудно

4. Теперь я могу

5. У меня получилось



1. Сегодня я узнал на уроке

2. Было интересно

3. Было трудно

4. Теперь я могу

5. У меня получилось



1. Сегодня я узнал на уроке

2. Было интересно

3. Было трудно

4. Теперь я могу

5. У меня получилось



1. Сегодня я узнал на уроке

2. Было интересно

3. Было трудно

4. Теперь я могу

5. У меня получилось




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 5 классе на тему: «Действия над обыкновенными дробями»

Автор: Лозович Наталья Юрьевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Обобщающий урок по теме «Действия с обыкновенными дробями» "
    ["seo_title"] => string(71) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-1"
    ["file_id"] => string(6) "131289"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416134930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок математики в 5 классе по теме: Арифметические действия над обыкновенными дробями и смешанными числами. "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-arifmietichieskiie-dieistviia-nad-obyknoviennymi-drobiami-i-smieshannymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "213424"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432053126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект метапредметного урока по теме: "Действия с обыкновенными дробями.70-летию Победы посвящается".". "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-po-tiemie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-70-lietiiu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "238596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444589419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок математики "Действия с обыкновенными дробями, нулем, натуральными и смешанными числами" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(105) "urok-matiematiki-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-nuliem-natural-nymi-i-smieshannymi-chislami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294262"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455627983"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "арифметические действи с обыкновенными дробями и смешанными числами."
    ["seo_title"] => string(77) "arifmietichieskiie-dieistvi-s-obyknoviennymi-drobiami-i-smieshannymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "308344"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458568125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства