~~Урок математики в 4 классе
Тема урока: Таблица единиц площади
Цели:
общеобразовательные:
• учить преобразовывать единицы площади из мелких в крупные, из крупных в мелкие
• совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умения решать задачи по теме
развивающие:
• развивать мышление и элементы творческой деятельности
• развивать умения оперировать геометрическими образами, формулами
• развивать познавательную активность
воспитательные:
• воспитание нравственно-эмоциональных качеств, восхищение прекрасным и желание сохранить это прекрасное
• воспитание любви к родному краю, стремления к знаниям
Задачи: систематизировать знания о соотношениях между изученными единицами площади, сформировать умение преобразовывать единицы площади.
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; мультимедиа проектор; презентация, выполненная в программе PowerPoint; разноуровневые карточки для самостоятельной работы; опорные схемы для перевода единиц площади.
Ход урока:
I. Психологический настрой. (1мин)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с различными единицами площади. Впереди нас ждет увлекательная математическая прогулка по Кавказскому биосферному заповеднику.
II. Математическая разминка. (5-7 мн)
1) (Слайд 2)
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Чтобы площадь нам узнать
Величины надо знать!
- В каких единицах измеряются площади фигур?
- По какой формуле можно найти площадь прямоугольника?
- Как найти площадь квадрата?
2) (Слайд 3) Упражнение в нахождении площади прямоугольника и квадрата
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см
- Чему равна площадь квадрата со стороной 7 дм?
3) (Слайд 4) Заполнить таблицу
- Как найти сторону прямоугольника, если известны его площадь и другая сторона?
S 50 см² 48 км² 120 мм² 60 дм²
a 6 км 6 дм
b 25 см 2 см
4) (Слайд 5) (Логическая задача)
- Как найти площадь многоугольника? (выслушивается мнение учащихся, делается вывод. При затруднении учитель направляет деятельность учащихся)
Посмотрите внимательно на чертеж. Разобьем его на два прямоугольника.
-Попробуйте найти площадь каждого из них.
-Нам неизвестна длина второй полученной фигуры?
-Как найти длину? (От длины стороны в 9см отнимем стороны в 2см и 2 см, получим длину второй фигуры – 5см.)
-Что делаем дальше? (Находим площадь каждой полученной фигуры)
-Как теперь узнать площадь каждой фигуры? (Основная фигура состоит из двух прямоугольников, площади которых уже известны. Сложим их площади и найдем площадь основной фигуры)
5) (Слайд 6) Площадь треугольника
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 12 дм и 6 дм.
(Используются эффекты анимации, в результате которых прямоугольник делится на два треугольника)
- Как вы думаете, чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (36 дм²)
- Какую формулу можно составить для нахождения площади треугольников? (SΔ=(а•в): 2)
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. (2-3 мин)
1) (Слайд 7) Установить соответствие
квадрат со стороной 1 см
квадрат со стороной 1 м
квадрат со стороной 1000 м
квадрат со стороной 10 см
квадрат со стороной 100 м
квадрат со стороной 1 мм
квадрат со стороной 10 м
(после ответов детей учитель кликом мыши выводит на экран правильный ответ)
2) (Слайды 8-9)
Расположить единицы площади в порядке возрастания
- Во сколько раз последующая единица площади больше предыдущей? (в 100 раз)
IV. Усвоение новых знаний. Составление таблицы единиц площади. (5-7 мин)
(Слайд 10) Проблемный вопрос
- Сколько гектаров в 5 квадратных километрах? (500га)
- Сколько квадратных метров в 9 квадратных километрах? (Выслушиваются предполагаемые ответы)
- Легко вам ответить на этот вопрос?
- Сегодня на уроке мы с вами выведем алгоритм, помогающий легко решить этот вопрос
(Слайды 11-16)
- Давайте объединим единицы площади в единую таблицу. Начнём с крупных единиц.
1 км²= … га = … а = … м²
От квадратных километров к гектарам 1 переход, и мы знаем, что последующая единица площади больше предыдущей в 100раз, поэтому запишем: 1 км²= 100 га
От квадратных километров к арам 2 перехода, 100•100 10000, поэтому: 1 км²= 10000 а
От квадратных километров к квадратным метрам 3 перехода, 100•100•100=1000000, поэтому: 1 км²= 1000000 м²
(Настроенная анимация позволяет сопровождать соответствующими действиями объяснение учителя или ответы учеников)
По аналогии продолжается составление таблицы единиц площади.
(Слайд 17) (Возврат к проблемному вопросу)
- Сколько квадратных метров в 9 квадратных километрах? (9000000м²)
- Как узнали? Сколько переходов от кв.км до кв.м? Сколько раз умножали на 100?
- Давайте сделаем вывод, как перевести крупные единицы площади в более мелкие? (Нужно данную величину умножить на 100 столько раз, сколько переходов до нужных единиц)
(После вывода по щелчку на экране появляется опорная схема: ? • 100, подсказывающая, что при каждом переходе от крупных единиц к мелким надо умножать на 100)
- Сколько кв.м в 400000 кв.см? Как узнали?
- Что происходит с числом при переходе от мелких единиц площади к крупным?
- Сколько раз поделили на 100? Почему?
- Сделайте вывод, как выразить мелкие единицы площади в более крупных?
(Нужно данную величину разделить на 100 столько раз, сколько переходов до нужных единиц) Вывести на экран схему: ? : 100
V. Физминутка. (2 мин)
VI. Практическая работа по применению выведенного алгоритма.
Математический тренажер «Прогулка по Кавказскому биосферному заповеднику»
- Предлагаю вам совершить прогулку по Кавказскому биосферному заповеднику, познакомиться с некоторыми его достопримечательностями.
(Слайды 18-23)
1. Перевод единиц площади (на основе зрительного ряда «цепочки единиц площади», отображенных в верхней части каждого слайда) (6-7 мин)
• Кавказский биосферный заповедник один из старейших заповедников России. Его площадь 280335 га. Выразите площадь в арах.
• Самое большое озеро заповедника - озеро Безмолвия, с площадью водного зеркала 200000 кв. м Выразите площадь в гектарах.
• В Хостинском районе Сочи, расположен субтропический Хостинский отдел Кавказского заповедника — всемирно известная тисо-самшитовая роща, площадью 302 га. Выразите площадь в квадратных метрах.
• Пикниковая зона, разрешенная для посещения на территории Тисо-самшитовой рощи в районе каньона «Чертовых ворот», занимает площадь 1200 м² Какие единицы площади выражены верно?
• Самым большим ледником в Кавказском заповеднике и на территории Краснодарского края считается ледник Псеашхо площадью 180 га. Выразить площадь в квадратных метрах.
(Перевод единиц площади выполняется письменно в тетрадях с комментированием и объяснением. Учитель по ходу работы знакомит школьников с достопримечательностями Кавказского биосферного заповедника)
2. Самостоятельная работа по карточкам (3 уровня сложности) (5 мин)
(Учащиеся получают разноуровневые карточки)
- В самостоятельной работе необходимо выполнить первое задание. Второе задание дополнительное для тех, кто быстро выполнит работу. У вас на столах лежат опорные схемы, которые можно использовать при выполнении работы.(схемы подобны слайду 17)
Высокий уровень:
Средний уровень:
Легкий уровень:
3. Проверка самостоятельной работы. Самопроверка и самооценка. (3-4 мин)
(Слайды 24-27) Дублируют задания самостоятельной работы.
Фронтальная проверка выполненной работы сочетается с самопроверкой. По каждому слайду учитель продолжает знакомить учеников с достопримечательностями заповедника.
4. Работа по учебнику. (8-10 мин)
1) стр. 44 №205. Сравнить единицы длины и площади.
Работа выполняется в парах. Ученики могут посовещаться с соседом по парте при выполнении задания, провести взаимопроверку.
2) стр. 44 №207 (1 столбик) Решение примеров на порядок действий.
У доски работают трое учеников, остальные в тетрадях по вариантам. Проводится проверка после выполнения.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1-2 мин)
Задание по выбору:
1. Стр. 44 № 206, №207 (2, 3 столбик)
2. Используя материалы дополнительных источников составить 2 задачи на нахождение площади в разных единицах измерения.
VII. Итог урока. Оценка деятельности. (1-2 мин)
- Какое задание на уроке понравилось больше всего?
- Что было самым сложным?
- В какой профессии могут пригодиться знания, полученные по этой теме.
- Какое действие необходимо выполнять при переводе единиц площади в более крупные единицы измерения? В более мелкие?