Тема: « Таблица единиц времени»
(4 класс, учебник М. И. Моро “Математика. 4 класс”)
Цель:
- Обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы времени»
Задачи:
- обобщить знания по теме «Единицы времени»;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи с единицами времени;
- развивать логическое мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к времени.
Оборудование:
учебник М. И. Моро «Математика. 4 класс», авиабилеты, таблица единиц времени, изображение 2 гномиков со знаками < и >, гномик со знаком =.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы отправляемся на самолёте в путешествие, во время которого повторим изученную тему. Какую тему мы изучали?
(Единицы времени)
- Какие цели поставим на уроке?
(Повторим таблицу единиц времени, их взаимосвязь, решение задач с единицами времени)
3. Проверка домашнего задания.
- Для полёта на самолёте нужно купить билеты. Билеты получит тот, кто сделал домашнее задание.
- Что было задано на дом?
( № 285 и № 287 (2))
- Что нужно было выполнить в номере 285?
(Начерти прямоугольник со сторонами 1дм и 1 см. Найди его площадь и периметр.)
- Как найти площадь прямоугольника?
- Чему равна площадь прямоугольника?
(10 квадратных сантиметров)
- Как найти периметр прямоугольника?
- Чему равен периметр прямоугольника?
(22 см)
- Что нужно было сделать в №287 (2)?
(Решить примеры)
14 800:100+300=480
(705487 – 5487): 1000*10= 7000
(563+213):8=97
614+774:9=700
- Назовите пример, в котором ответ не круглое число.
(563+213):8=97
- Назовите пример, в котором ответ 7 сотен.
614+774:9=700
- Назовите пример, ответ которого 4 сотни 8 десятков.
14 800:100+300=480
- Назовите пример, ответ которого в 10 раз больше, чем ответ последнего примера.
(705487 – 5487): 1000*10= 7000
- Хорошо, ребята. Получите свои билеты.
4.Устный счет.
- Билеты куплены, но они без мест. В самолёте есть места трёх уровней. Самые лучшие места в салоне 1 класса, далее в салоне бизнес-класса и в хвостовой части в салоне экономического класса. Какой салон вы займёте, зависит от вас. Какой ряд быстрей и правильнее преобразует единицы времени, тот ряд и сядет на лучшие места. Выполняем задание в тетрадях.
На доске:
3в = лет 9в = лет 12в = лет
2ч 7мин = мин 1ч40мин = мин 3ч2мин = мин
1мин12сек = сек 2мин 20сек = сек 1мин32сек = сек
1г7мес = мес 2г4мес = мес 2г2мес =мес
2сут = ч 1сут 6ч = ч 1сут 8ч = ч
320лет = в лет 1500лет = в лет 2300лет = в лет
- Проверяем первый ряд.
- Проверяем второй ряд.
- Проверяем третий ряд.
3в =300 лет 9в = 900лет 12в = 1200лет
2ч 7мин =127 мин 1ч 40мин = 100 мин 3ч2мин =182 мин
1мин 12сек = 72 сек 2мин 20сек = 140 сек 1мин 32сек = 92 сек
1г 7мес = 19 мес 2г 4мес =28 мес 2г 2мес = 26 мес
2сут = 48 ч 1сут 6ч = 30 ч 1сут 8ч = 32 ч
320лет = 3 в 20 лет 1500лет = 15в 0 лет 2300лет =23 в 00 лет
- Теперь мы знаем, какие места нам нужно занимать в салоне самолета. Но мы ещё не можем отправиться в полет. Вам необходимо пройти проверку! Ответьте на мои вопросы. В каком году мы живем?
( В 2011)
- Какой идет век?
(21)
- В каком году Вам было 5 лет?
(2004)
- В каком году вам исполнится 18 лет?
(2017)
- Четверть века. Сколько это лет?
(25)
- Саша выполняет домашнее задание за 40 минут, а его брат за 1 час 15 минут. На сколько минут меньше работает Саша, чем его брат?
(35)
5. Работа над темой урока.
- Назовите самую маленькую единицу времени.
(Секунда)
- Как она связана со следующей единицей времени.
(1мин = 60 сек)
- С какой единицей времени связана минута?
(Час)
- Как связаны минута и час?
(1 ч = 60 мин)
- С какой единицей времени связан час?
(Сутки)
- Как связаны час и сутки?
(1 сутки = 24 ч)
- Чему равен год?
(1 г. = 12 мес.)
- Назовите самую большую единицу времени.
(Век)
- Чему равен век?
(1 в.= 100 г.)
- Сколько в году суток?
(365 или 366. Високосный год, календарный год, содержащий 366 дней, т. е. на один день — в феврале — больше простого года)
- Сколько в месяце суток?
(30 или 31, в февраля 28 или 29)
- Проверим себя по учебнику. Стр. 56. Мы были правы?
(Да)
- Я вижу, вы готовы отправиться в путешествие. Нам нужно только заполнить билеты. Переверните их.
(Упражнение 288
Прочитай заполняя пропуски:
1) Я родился в … году, … числа, … месяца. Мне полных … лет. Через … месяцев мне исполниться … лет.
2) Сейчас идёт … год, … месяц. В этом месяце … суток. В этом году … суток.
3) Сейчас … часов, … минут. Следующий час наступит через … минут.
6. Работа над задачей.
- Билеты заполнены и мы отправляемся в путь. Чтобы не было скучно в полёте, решим задачу № 289 (1)
Часы показывают 8 ч утра. Во сколько раз оставшаяся часть суток больше прошедшей?
- Что значит 8 часов утра? Сколько часов от суток уже прошло?
(8)
- Сколько ещё осталось?
(24 – 8)
- Как узнать во сколько раз оставшаяся часть больше прошедшей?
(Делением)
- Работаем в тетрадях. У доски работает…
(1) 24-8 = 16 (ч) – осталось.
2) 16 : 8 = 2 (р.)
Ответ: в 2 раза оставшаяся часть больше прошедшей
- Прочитаем вторую задачу.
Мальчик делает в секунду два шага по 40 см. Какое расстояние он пройдет за 10 с?
- Сколько см мальчик проходит за секунду?
(2 шага по 40 см)
- Значит, сколько он проходит за 1 сек?
(40*2)
- Какое расстояние он проходит за 10 секунд? Каким действием узнаете?
(Умножением)
- Работаем в тетрадях. У доски работает…
( 1)40*2= 80 (см) – проходит мальчик за 1 сек
2) 80*10=800 (см) – проходит мальчик за 8 см)
7. Работа над пройденным материалом
- Итак, мы высаживаемся в математической стране. На острове Уравнений. Но жители не хотят посвящать всех в свои тайны. И выйдут они к нам, если мы решим их задание, которое находится на стр. 56 под номером 291.
Проверь, верны ли неравенства:
89*7 > 87*9 921:3<39*8 98*5<984:2
- Прочитаем задание.
- Что нужно сделать, чтобы доказать верны неравенства или нет?
(Вычислить)
Один человек у доски, остальные в тетради.
89*7=623
87*9= 783
89*7 > 87*9 – неверное неравенство.
921:3=307
39*8=312
921:3<39*8 - верное неравенство.
98*5=490
984:2= 492
98*5<984:2 - верное неравенство.
- Мы решили задание, и жители математической страны решили Вас поприветствовать. Но ребята очень грустны. Ведь у них пропал брат. Поможем им его найти?
(Да)
- А встретимся мы с ним в № 292. У доски работает…
90*6
900*6
9000*6
810:9
8100:9
81000:9
90*6=540
900*6=5400
9000*6=54000
810:9= 90
8100:9= 900
81000:9=9000
- Вы уже догадались кто же брат наших друзей?
(Да, =)
- За то, что Вы помогли братьям, они помогут Вам. Посмотрите задачу № 290.
Из самолета выгрузили часть груза и увезли на 3 машинах, по 6 т на каждой. После этого в самолете осталось ещё 62 т груза. Сколько тонн груза доставил самолет?
Составь и реши задачу, обратную данной.
- Это задача пойдет вам на дом. Прочитаем её.
- Но гномики решили упростить Вашу задачу. И дома Вам нужно решить задачу, которая дана в учебнике. Составлять и решать задачу обратную данной не надо. О чем говорится в задаче?
(О самолете с грузом)
- Что нам нужно найти?
(Сколько тонн груза доставил самолет)
- Что нам для этого надо знать?
(Сколько тонн груза увезли, и сколько тонн груза осталось в самолете)
- Что мы из этого знаем?
(Сколько тонн груза осталось в самолете)
- Мы знаем, сколько тонн груза увезли?
(Нет, не знаем)
- Каким действием мы будем находить, сколько тонн груза доставил самолет?
(Сложением)
- Мы можем узнать, сколько тонн груза увезли на машинах?
(Да, можем)
- Что сказано про груз, который увезли?
(Его увезли на 3 машинах по 6т на каждой)
- Как мы узнаем, сколько тонн груза увезли?
(6*3)
- Во сколько действий решается задача?
( в два действия)
- Какое действие будем выполнять первым?
(действие умножения)
- Какое действие будем выполнять вторым?
(действие сложения)
- Я думаю, Вы справитесь с задачей дома. А мы прощаемся с математической страной и отправляемся домой.
9. Домашнее задание
- Откройте дневники запишите домашнее задание. Задача № 290, № 292 (3, 4 столбик) стр. 56.
10. Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
(Единицы времени)
- Назовите самую большую единицу времени.
(Век)
- Назовите самую маленькую единицу времени.
(Секунда)
- Что Вам понравилось на уроке?