Технологическая карта урока математики во 2 классе
по теме: «Закрепление понятий периметр, площадь, объем».
(МБОУ «Гимназия N8» г. Энгельса Саратовской области
Учитель Смирнова Е.В.)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели: - закрепление первоначальных представлений о периметре, площади, объеме,
- развитие пространственных представлений.
Задачи:
предметный результат
-закрепление представлений о вычислении периметра, площади фигур, подсчета объема фигур
метапредметный результат
-формировать познавательные интересы, учебные мотивы,
-развивать умение самостоятельного создания способов решения проблем творческого характера,
-совершенствовать навыки работы в группе, самостоятельности, самоконтроля, самооценивания,
-закреплять умение выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения.
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: классно-коллективная, групповая, самостоятельная.
Cредства обучения:
-для учителя: учебник «Математика»( 2 класс), авторы М.И. Башмакова,М.Г.Нефедова; рабочая тетрадь N2;
-для обучающихся: лист бумаги (для записей), наборы(проволока, картонные квадратик,
кубики)
Этап Деятельность учителя Деятельность уч-ся Универсальные действия
1.Этап самоопределения к деятельности
(1-2 минуты) Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.Подготовка класса к работе.
Личностные(Л): cамоопределе
ние.
Регулятивные (Р):целеполагание.
Коммуникатив
ные (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности
(5-6 минут) В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить и дня,
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду,
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый (дом)
Учащиеся отгадывают загадку.
Коммуникативные (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Возьмите с парт свои математические домики «Подумай».Мы будем заходить в домик по лесенке «Я помню»( на экране -тест, дети ставят плюс или минус при ответе на вопрос)
(Задания теста приведены ниже) Отвечают на вопросы теста.
(Общеучеб)-постановка проблемы.
(К)-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
3.Постановка учебной задачи
(2-3 минуты)
Какие геометрические понятия мы будем вспоминать и продолжим учиться не путать их между собой?
Тема нашего урока… Называют основные геометрические понятия урока, формулируют тему урока.
(Р):целеполага
ние.
Познавательные (П):постановка вопросов.
Общеучебные (О): формирование познавательной цели.
Людям каких профессий нужно знать эти понятия?
Не все из вас,когда вырастут станут строителями, архитекторами или дизайнерами, но, я думаю, эти знания пригодятся вам всем уже сегодня.
Ведь мы на уроке будем строить Дом Дружбы, а дома девочки построят дворец принцессы, а мальчики - рыцарский замок.
Какие умения вам пригодятся при построении Дома Дружбы?
Какова цель и задачи нашей работы? Формулируют цель и задачи урока.
4.Построение проекта выхода
из затруднения
Как же будут называться наши мастерские во время постройки Дома Дружбы? Угадайте!
Если сложишь две длины,
Да еще 2 ширины,
Если есть в руках линейка-метр,
То у стола легко найду
( периметр)-1 группа.
(получают домик с названием группы)
Как ее нам вычислять?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда-
Вот длина, вот ширина (показ по схеме),
Чтоб ее нам узнать,
Надо их перемножать.(площадь)-2 группа.
(получают домик с названием группы)
-Кубик, кубик. Где ты был?
-Кое-что я находил!
-И нашел, сумел?
-Ура!
-Перемножил 3 ребра.
(объем)-3 группа
(получают домик с названием группы)
Выходят из-за парт, встают в 3 круга( по группам), угадывают название своей мастерской.
Логические(Лог): решение проблемы.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
5.Первичное закрепление во внешней речи
(4-5 минут)
Каждая из групп получает задания на карточках и уходит в свои рабочие зон
(3 рабочие зоны в разных углах класса,
они оборудованы ковриками)
Группы получают задания и приступают к выполнению своей части работы.
1 группа.
Используя картонную заготовку, сделайте по ней из проволоки рамку для фундамента дома. Измерьте периметр рамки.
Вспомните, как быстро найти периметр.
2 группа.
У вас есть 28 квадратов. Выложите из них фундамент дома в виде прямоугольника.Рассмотрите несколько вариантов.
Может ли быть так, что периметр одинаковый, а размеры фундаментов разные?
3 группа.
Из набора(28 кубиков) придумайте разные варианты построения дома.
Может ли быть так, что объем одинаковый, а размеры домов разные?
(Р)-планирование, контроль.
(П)-выбор наиболее эффективных способов решения задач,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера
(Р)-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
(К) -умение осознанно строить речевое высказывание.
(К) -управление поведением партнера-контроль, оценка действий.
1 группа, переносите свою рамочку на постройку.
2 группа, переносите свою заготовку на фундамент дома.
3 группа, переносите свою постройку из кубиков.
Сколько этажей в нашем доме?
Чего не хватает?
(кладут сверху заранее приготовленную крышу, доклеивают окна)
После выполнения своего задания, команды переносят свою часть дома в общую постройку – собирают Дом Дружбы.
(Л)- анализ объектов с целью выявления признаков,
составление целого из частей
Физминутка
Давайте посмотрим, какой замечательный дом получился у нас!
Почему его можно назвать Домом Дружбы?
А человеку нужен дом? Зачем?
Учащиеся исполняют танцевально-песенную физминутку «Всем на свете нужен дом»
(Л)-развитие доброжелательности,
готовности к сотрудничеству и дружбе
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(5-6 минут)
Приступайте к выполнению индивидуальной самостоятельной работы (самостоятельная работа у каждой группы).
Давайте проверим, как вы выполнили самостоятельную работу. На столе каждой группы прикреплен лист проверки заданий.
Берите листы со своей самостоятельной работой и вставайте в командные круги. Обмениваемся заданиями по кругу с другой командой.
Ребята1группы-со 2-й.
2 группа-с 3-й.
3 группа-с 1-й.
( проходит 2 круга проверки).
Если работа выполнена верно и совпадает с эталоном проверки, то на листе одноклассника вы ставите свою подпись.
Если ваш товарищ допустил ошибку, подпись не ставите. Подойдите и объясните другу, в чем заключалась его ошибка. Рассаживаются по группам, выполняют индивидуально задания самостоятельной работы.
Проверяют по эталону самостоятельную работу учащихся 2-х других групп.
(Р)-контроль,коррекция, осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению.
(Л)- самоопределение,
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
(Общеучеб)-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Оцените каждый свою работу.
Если на листе вашей работы 2 подписи-поставьте себе «5»,
1 подпись-«4».
Этот результат хорош для тебя?
Можешь лучше?
Напиши себе совет.
Самооценивание.
(Р)-умение адекватно воспринимать оценки и отметки,
саморегуляция
В командах вы сосчитали, что (запись на доске):
периметр Дома Дружбы-96 линейных единиц,
площадь-18 квадратных единиц,
объем-28 кубических единиц.
Что больше?
А можем мы сравнить 3 этих понятия?
Нет, они разные, отличные друг от друга.
Поэтому их нельзя путать между собой и сравнивать друг с другом. Пытаются ответить на проблемный вопрос. Доказывают свою точку зрения.
(Общеучеб)-постановка и формулирование проблемы
(Логич)-построение логической цепочки рассуждений
7.Этап включения в систему знаний и повторения
(15-20 минут)
Теперь мы сможем собрать математический домик на доске, ведь работали мы дружно и вдумчиво.
У каждой команды есть набор кирпичиков( 12 штук) с математическими определениями. Выберите те, которые подходят к понятиям:
1группа-площадь,
2 группа-объем,
3 группа-периметр.
( после выбора определений собираем сводную таблицу ).
Что мы знаем о периметре, площади, объеме? (хоровые ответы команд по таблице)
Из большого набора кирпичиков выбирают те, на которых написаны определения геометрического понятия, заданного группе.
1 группа-
1). площадь показывает, сколько квадратных единиц содержится внутри фигуры
2). единицы измерения-квадратные см, кв.дм, кв.м)
3).можем найти у плоских фигур (приведите пример, у каких?)
2 группа-
1). объем показывает, сколько кубических единиц содержится внутри фигуры
2). единицы измерения-кубические см, куб.дм, куб.м)
3). можем найти у объемных фигур
3 группа-
1). периметр-сумма длин сторон фигуры
2). единицы измерения-линейные см, лин. дм, лин. м.)
3). можем найти у плоских фигур (приведите пример, у каких?)
(К) - планирование сотрудничества с одноклассниками.(Л)-выдвижение гипотез и их обоснование.
(О) - умение осознанно строить речевое высказывание,
структурирова
ние знаний
8.Рефлексия деятельности
(5-6 минут)
Берем математические домики «Подумай», с которых мы начали урок.
Что мы сегодня создавали на уроке?
Какие геометрические понятия вспомнили и научились не путать друг с другом?
Будем выходить из дома по лесенке «Я знаю»( на экране-тест, которым начинался урок, дети ставят плюс или минус при ответе на вопрос).
Остались ли вопросы, при ответе на которые вы поставили минус?
Значит, наш урок прошел не зря? Осуществляют самооценку собственной деятельности.(К) - умение точно выражать свои мысли.
(П) - рефлексия.
(Л) -смыслообразование
9.Домашнее задание
(2-3 минуты)
Знания о периметре, площади и объеме пригодятся вам при выполнении домашнего задания.
Девочки построят дворец принцессы,
Мальчики -рыцарский замок. Строить будете в том же порядке, что и на уроке- рамочка фундамента, сам фундамент- из квадратиков, здание- из кубиков.
Сосчитайте и запишите, чему равны периметр, площадь и объем вашей постройки.
Я дарю вам творческие идеи для домашней работы (выставка построек разного вида) Запоминают инструкцию по выполнению домашнего задания.
Записывают задание в дневник.
Рассматривают выставку работ.
(Л) -самоопределение.
(П) - постановка вопросов.