с. Афанасово, 2015 г.
Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: урок-практикум |
Педагогические задачи: показать, что для измерения вместимости используется единица вместимости "литр"; способствовать формированию умений определять вместимость разных емкостей с помощью мерного сосуда. Цель урока: создать организационные и содержательные условия для открытия знаний и способов деятельности по теме: «Вместимость. Литр» |
Планируемые результаты |
Предметные: познакомятся: с единицей вместимости "литр"; научатся: применять данные знания на практике; моделировать содержащиеся в задаче зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения; прогнозировать результат решения. | Метапредметные Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осущест-вляют поиск и выделение необходимой инфор-мации для выполнения учебных заданий с исполь-зованием учебной литературы; осуществляют анализ; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Технологии: проблемно-поисковый, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в паре, работа в группе, практическая работа (проведение исследования и сравнений), работа по учебнику, презентация (ИКТ). Оборудование: учебник "Математика: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013", рабочие тетради, печатные тетради "Математика", "Дидактический материал по математике" ; карточки с надписями; сосуды разной емкости: стаканы, банки 1л, кастрюля 3л, ведро 3л, банки 3л., бутылка, пакет из под сока; ноутбук, экран, проектор, мультимедийное сопровождение (презентация). |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося ( осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
I. Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учитель начинает урок со стихотворения. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Ну и внимательно считать…. - Ребята, какое у вас настроение? - Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. (улыбнулись, хлопнули в ладони друг другу и присели на места) | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Выполняют движения, которые просит учитель. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. |
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет | Организует устный счет с целью актуализации знаний. 1. Выполни сложение устно: 15 + 37 = 35 + 58 = 84 + 66 = 59 + 25 = 29 + 63 = 74 + 12 = 48 + 33 = 26 + 43 = 2. -Какое задание можно выполнить с данными числами? 698 * 798 458 *456 712 * 721 534 * 367 | 3. Интеллектуальная разминка - Найдите значения данных выражений. Расположите выражения в порядке убывания их значений и прочитайте "спрятанное" слово. 5х5 5х7 9х6 9х7 7х8 6х6 7х4 Ы Д Л М О О Ц | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Сравнивают трехзначные числа Ответ: 698 456 712 367 Ответ: 63 56 54 36 35 28 25 М О Л О Д Ц Ы | Познавательные: допол-няют и расширяют имеющи-еся знания; работают по пла-ну; ориентируются в своей системе знаний. Личностные: владеют зна-ниями основных моральных норм поведения; Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклас-сников, учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; определяют, что уже усвоено ранее, а что подлежит усвоить. |
III. Сообщение темы урока. Постановка целей урока. Цель –планирование деятельности на уроке | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащи-мися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Учитель берёт в руки стакан с водой. – Что у меня в стакане? – Какая она? Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает: - Что произошло с водой? – Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? – Приведите примеры ёмкостей. (на экране появляются картинки разных ёмкостей) - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бутылка. - Для чего мы используем эти предметы в жизни. - Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в данные емкости? - Можно сказать, что вы правильно измерили количество жидкости в банке? - Как быть? - Что для этого нужно знать? - Кто знает такую величину? - Прочтите на доске тему нашего урока. - Правильно, ребята, емкость можно измерять общепринятой величиной – литром. В математике литр обозначают буквой – л. - Где в жизни вы видели ёмкости в 1 л? Учитель помогает правильно сформулировать цель урока. | Формулируют тему урока, ставят учеб-ную задачу в сотрудничестве с учите-лем. Обсуждают тему урока. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предполо-жения. Участвуют в коллективной беседе. -Вода. -Жидкая. -Она растеклась, потому что жидкая. -Ёмкости. -Стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр. -Чтобы наливать в них разные жидкости – чай, молоко, воду. -Нет. -Нет. -Нужно перемерить. -Чтобы правильно измерить количество жидкости в ёмкости, необходимо знать единицу величины. Высказывают свои предположения. Читают дети тему урока. -1 л сока, молока, кефира… - Сегодня на уроке мы познакомимся с величиной измерения жидкости и едини-цей её измерения. Будем наблюдать за тем, как можно правильно измерить количество жидкости в разных ёмкостях. | Познавательные: перераба-тывают полученную инфор-мацию; правильно ориенти-руются в задании. Личностные: имеют жела-ние работать, знают правила поведения на уроке; с ориен-тированы на участие в делах школьника. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с поставлен-ными задачами и условиями коммуникациями. Регулятивные: формули-руют цели урока после пред-варительного обсуждения. |
Физминутка (электронная) Цель: сохранение здоровья учащихся. | Организует минутку отдыха. | Выполняют движения под музыку, которые видят на экране. | Личностные: положительно относятся к занятиям двига-тельной деятельностью; в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения. |
IV.Открытие нового знания, способа действия. Цель – познакомить учащихся с единицей измерения объема – литр | - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бутылка. - Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? - Давайте проверим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. - Как это сделать? | Дети отвечают на вопросы. Участвуют в коллективной беседе. - Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Можно выяснить, где больше всего воды, а где меньше? - Переливанием. | Познавательные: извле-кают необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассников и делают самостоятельно выводы Личностные: осознают свои возможности в учении. Коммуникативные: умеют слушать учителя, одноклас-сников; с достаточной пол-нотой и точностью выра-жают свои мысли. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную зада-чу; определяют, что уже усвоено ранее, а что подле-жит усвоить. |
V. Первичное закрепление новых знаний. Цель -тренировать навыки использо-вания нового содержания совместно с изученным ранее. | Опыт № 1( работа в парах) - Мы с вами выяснили, что единицей вместимости является ЛИТР. - А как вы думаете, сколько стаканов жидкости войдет в один литр? - Давайте проверим. - Сколько стаканов для этого потребовалось? -Какой можно сделать вывод? - А ещё какой? Опыт № 2 (работа в группах) - Следующее задание такое: - Определите, куда больше поместится жидкости в кастрюлю или банку. Емкости одинаковой вместимости? - Как это сделать? - А какой следующий шаг? - Что еще нужно сделать? ( учитель просит одну группу наполнить банку водой стаканами, а вторую группу наполнить кастрюлю водой с помощью литровой банки) Возникновение проблемной ситуации - Дети, у вас получились одинаковой вместимости емкости? - А что у вас получилось? Объясните? - Но в задании было сказано, что емкости одинаковые и вдруг оказалось, что в банку с кастрюлей вмещается разное количество мерок. - Что же мы делали не так? -Верно. Что нужно поменять? - Сколько теперь банок вошло в кастрюлю? - Сколько банок вошло в банку? - А сколько это литров? - Какие выводы мы сделаем выполнив данный опыт? - А ещё какой вывод нужно сделать? - Чем лучше измерить банку и кастрюлю стаканом или литровой банкой? - А как удобнее измерить вместимость литровой банки ? -А бидон чем лучше измерить стаканом, банкой или мерным ведром? (показ бидона на экране) - Какой вывод сделаем из этого? -А теперь сделайте общий вывод? - Скажите, в жизни пригодятся ли вам данные знания? Как? | Ответы детей Переливают воду из литровой банки в стаканы. Ответ Вывод: -В один литр жидкости поме-щается 5 стаканов воды. Вывод: - Чтобы измерить емкость, т.е. узнать сколько жидкости вмещается в данную емкость, нужно выбрать какую-то мерку. - Нужно измерить вместимость кастрюли и банки. - Выбрать мерку. - Измерить. Наполняют доверху водой кастрюлю и банку. Написано на доске: Кастрюля банка _______банок _____стаканов Нет - Объясняют, что в банку вошло ___стаканов, а в кастрюлю ___ банки. - Выбрали разные мерки. - Мерные емкости. (дети берут литровые банки и измеряют кастрюлю и 3-литровую банку литровой меркой) - Три. - Три. - Три литра. Вывод: Эти ёмкости, банка и кастрюля, вмещают одинаковое количество жидкости- 3 литра. Вывод: вместимость нескольких емкос-тей нужно определять одинаковой меркой. - Литровой банкой. Стаканами. - Ведром. Вывод: к каждой емкости нужно подбирать свою мерку. Вывод: Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров жидкости поместилось в посуде. - Пригодятся. Ответы детей. | Познавательные: осознанно используют полученную информацию; формулируют ответы на вопросы по содер-жанию произведения; строят рассуждения; осуществляю анализ, сравнение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную за-дачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникациями. Личностные: проявляют эмоциональную отзывчи-вость на прочитанное произведение; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника. |
VI. Закрепление нового. Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 1. Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. - Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем руку, не согласны – руку не поднимаете. 1) Единица вместимости - литр. 2) В банку в 1 литр вмещается 1 сантиметр жидкости. 3)Массу арбуза нельзя измерить в литрах. 4) Единица измерения объема жидкости называется литр. 5) Масса одного литра чистой воды равна 1 кг. 6) Чтобы измерить вместимость любой емкости нужно подобрать к ней мерку. | Выполняют действия по правилам игры. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усво-ено и что еще подлежит усво-ению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхож-дения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание уча-щимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвое-нию, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: личностное, профессиональное, жизнен-ное самоопределение и пост-роение жизненных планов во временной перспективе. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать применение нового знания. | Организовать работу, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение заданий. Работа с учебником. Задание 2 ( с. 54) Задание 3 (с. 54) Работа в тетрадях: "Математика" Организует самостоятельную работу с проверкой и самооценкой. Самостоятельная работа "Дидактический материал по математике" ( 1 ч.) с.57 № 10 | Работать с информацией, представлен-ной в заданиях. Участвовать в обсужде-нии проблемных вопросов, формулиро-вать собственное мнение и аргументи-ровать его. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: действуют с учетом выделенных ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке . Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фик-сация нового знания, постановка дальнейших целей | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию. - Какая тема урока была? - С какой единицей ёмкости мы сегодня познакомились? - Как можно определить вместимость жидкости разных ёмкостей? - Какую цель ставили? Оцените свою работу выбрав предложение: Я узнал… Я научился… Я запомнил… | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка. Личностные: установление учащимся значения резуль-татов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
IX. Домашнее задание. | РТ стр. 24 № 75 - 77 Спасибо за работу. Урок окончен. | Слушают учителя. Осмысливают информацию учителя. | |
1. Рудницкая, В.Н. Программа «Математика». 1-4 классы/В.Н. Рудницкая.- 2-е изд., испр.- М.: Вентана – Граф, 2012
2.Рудницкая, В.Н. Математика. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч. 1/В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 3-е изд., перераб.- М.: Вентана -Граф, 2013
3. Лободина, Н.В. Математика. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачёвой/ авт.- сост. Н.В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2015
4. Рудницкая, В.Н. Математика: дидактические материалы: 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций: 2 ч. Ч.1/ В.Н. Рудницкая.- 2-е изд.,перераб.- М.: Вентана -Граф, 2015
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www. festival. lseplcmber.ru
6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468].