Обобщающий урок по теме: «Степень.» 11-й класс
Тип урока: Обобщение и систематизация.
Цели урока:
Образовательная
систематизировать знания учащихся по пройденной теме;
проверить уровень изученного материала;
применить теоретический материал для решения задач.
Воспитательная
воспитывать чувство ответственности за выполненную работу;
воспитывать культуру речи, аккуратность, внимание.
Развивающая
Ход урока
1. Оргмомент.
Перед вашими глазами высказывание английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра (1814–1897) “Математика – это музыка разума”.
“Музыка – это математика чувств”.
К чувствам мы можем отнести различного рода переживания. В этом году одной из причин ваших и моих переживаний является успешная сдача ЕГЭ и, как следствие, поступление в ВУЗ. Очень хочется, чтобы преобладали положительные эмоции. Должна быть уверенность, а это наши знания и навыки. Сегодня на уроке мы повторим определения и формулы по теме «Степень»; рассмотрим преобразование выражений, содержащих степени и решение иррациональных уравнений.
2.Актуализация опорных знаний.
(2 человека у доски дописывают основные свойства корней и степеней)
Повторим теорию.
1) Дайте определение корня n-ой степени из числа.
(Корнем n-ой степени из числа a называется такое число х, n-я степень которого равна a.)
2) Что такое арифметический корень n –ой степени?
(Арифметическим корнем n-ой степени из числа а называют такое неотрицательное число b, n-ая степень которого равна а.)
3) Найдите значение выражения
4) Сформулируйте основные свойства корней.
корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению корней из этих множителей.
корень из дроби, числитель которой неотрицателен, а знаменатель положителен, равен корню из числителя, деленному на корень из знаменателя.
Извлечение корня из корня
показатель степени подкоренного выражения можно вынести за знак корня
Показатель корня и показатель степени подкоренного выражения можно разделить на одно и то же натуральное число.
Вопрос:
Как можно записать степень с рациональным показателем в виде выражения, содержащего корень
5) сформулируйте основные свойства степеней
Для любых а 0, b0 и любых рациональных r и s :
В картах самоконтроля(записать только ответ)
1) Найдите значение выражения:
В картах самоконтроля(записать только ответ)
2) Представьте степень с дробным показателем в виде корня:
1)= 2)- 81,5= 3) 4) =
Дополнительно
Решите уравнение х3=125 х4=64 х5=- х4=-16
Повторим теорию
6) Какие уравнения называются иррациональными?
(Уравнение, в котором под знака радикала содержится переменная, называется иррациональным)
В картах самоконтроля(записать только ответ)
3) Из предложенных уравнений запишите номера тех, которые являются иррациональными:
2) 2х2-5х+9=0 7) 2сos х-1=0
8)=
4)у2-3 у=4 9)х=1+х
5)7х-8=11
№1,3,6,8
Повторим теорию
7)Какими основными способами решаются иррациональные уравнения?
Расскажите алгоритм решения иррационального уравнения.
1) Возвести обе части уравнения в степень, равную показателю корня.
2) Решить полученное уравнение.
3) Сделать проверку.
Всегда ли нужно делать проверку? (нет, при возведении в нечетную степень посторонние корни не появляются)
В картах самоконтроля(записать только ответ)
4)Решите уравнение:
= 5 3) (х- 4) =0 = - 2 | х=21 ответы х = - 1 х = 4, х =- 1 Арифметический корень не может быть отрицательным числом, поэтому уравнение не имеет решений. |
Подведите итог по баллам.
Физминутка для глаз.
3. Формирование навыков.
Работа проводится по двум направлениям в зависимости от уровня ЗУН.
1 направление. (Те учащиеся, которые хорошо владеют навыками применения свойств, решают самостоятельно упражнения.)
1) Найдите значение числового выражения
А) =15
Б) 6 15/16
2) Упростите выражение
=4аb2c3
2) Решите уравнение
-9+х=0 х=12-пост , х=7
Х-1= х=2
2 направление.
Остальные учащиеся работают с учителем у доски. Выполнение упражнений:
1) Упростить выражение
=15 =7 =1,5 =9
2) Решить уравнение
Х=31 х=35 х=-8,х=-9
4. Домашнее задание.(дифференцированное)
1) стр 273 №2,3(2), №13(2а,б) (на «3») преобразование выражений, иррациональные уравнения
2) №439,440,стр223, №147(а,б)стр 297(на «4и5»)
.
5. Проверка ЗУН. Проверочная работа из заданий ЕГЭ.
Вариант 1. Вычислить 1) . 2) 3) Решить уравнение 4) =3 5)Дополнительно | Вариант 2. Вычислить 1) 2) 3) Решить уравнение 4)=5 5) Дополнительно |
В то время, пока учащиеся выполняют проверочную работу, учитель проверяет работы сильных учеников и выставляет оценки.
6. Подведение итогов.
Сообщаются оценки, полученные на этом уроке. Ответить на вопросы: Чем занимались на уроке? Для чего? В конце листа самоконтроля нарисуйте смайлик.
Карта самоконтроля ученика…………………………………………………………………………………..
Задание 1) Найдите значение выражения: (1мин) Задание 2 Представьте степень с дробным показателем в виде корня(1мин) 1)= 2)- 81,5= 3) 4) Дополнительно Решите уравнение х3=125 х= х4=64 х= х5=- х= х4=-16 х=? Задание 3) Из предложенных уравнений запишите номера тех, которые являются иррациональными (1мин) 2) 2х2-5х+9=0 7) 2сos х-1=0 8)= 4)у2-3 у=4 9)х=1+х 5)7х-8=11 Ответ: №……………………. Задание 4)Решите уравнения(3мин) = 5 Ответ: Ответ: 3) (х- 4) =0 Ответ: = - 2 Ответ: Проверочная работа (10мин) Вариант 1. Вычислить 1) 2) 3) Решить уравнение 4) =3 5)Дополнительно | Вариант 2. Вычислить 1) 2) 3) Решить уравнение 4)=5 5) Дополнительно | Нарисуйте смайлик: | Оцени себя: 1б 2б 3б 4б Оцени себя: 1б 2б 3б 4б Проверит учитель Оцени себя: 1б 2б 3б 4б Оцени себя: 1б 2б 3б 4б Итог 16-15б-«5» 14-12б-«4» 8-11б-«3» Ответы на проверочную работу |
Для сильных учеников
1) Найдите значение числового выражения А) = Б) 2) Упростите выражение =4аb2c3 2) Решите уравнение А) -9+х=0 Б) Х-1= |
1) Найдите значение числового выражения А) = Б) 2) Упростите выражение =4аb2c3 2) Решите уравнение А) -9+х=0 Б) Х-1= |
1) Найдите значение числового выражения А) = Б) 2) Упростите выражение =4аb2c3 2) Решите уравнение А) -9+х=0 Б) Х-1= |
1) Найдите значение числового выражения А) = Б) 2) Упростите выражение =4аb2c3 2) Решите уравнение А) -9+х=0 Б) Х-1= |
1) Найдите значение числового выражения А) = Б) 2) Упростите выражение =4аb2c3 2) Решите уравнение А) -9+х=0 Б) Х-1= |