kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики «Решение текстовых задач по теме «Натуральные числа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение текстовых задач вызывает затруднение у большинства учащихся. Задача научить решать эти задачи пятиклассников различными способами, рассуждать! - важная задача учителя математики. Предлагается разработка урока по решению текстовых задач по теме "Натуральные числа".

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков решения текстовых задач арифметическим способом и при помощи уравнений по теме «Натуральные числа».

Цели урока:

  • закрепление умений решения текстовых задач по теме «Натуральные числа» арифметическим способом и при помощи уравнений, (обнаружить связь между этими двумя способами, показать преимущество арифметического способа перед алгебраическим);

  • формирование с помощью задач важных общеучебных умений, связанных с анализом текста, выделением условий задачи и главного вопроса;

  • развитие логического, образного мышления, развитие естественного языка;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование умения групповой деятельности;

  • привитие аккуратности, математической грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Решение текстовых задач по теме «Натуральные числа» »


Урок математики «Решение текстовых задач по теме «Натуральные числа»

Наименование УО: МБОУ Шалоболинская СОШ №18

Учитель: Ованесян Инна Эдуардовна

Предмет: индивидуальные и групповые занятия по математике (ИГЗ)

Класс: 5

Профиль: естественно- математический

Тема урока: «Решение текстовых задач по теме «Натуральные числа»»

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков решения текстовых задач арифметическим способом и при помощи уравнений по теме «Натуральные числа».

Форма урока: Открытый урок

Цели урока:

  • закрепление умений решения текстовых задач по теме «Натуральные числа» арифметическим способом и при помощи уравнений, (обнаружить связь между этими двумя способами, показать преимущество арифметического способа перед алгебраическим);

  • формирование с помощью задач важных общеучебных умений, связанных с анализом текста, выделением условий задачи и главного вопроса;

  • развитие логического, образного мышления, развитие естественного языка;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование умения групповой деятельности;

  • привитие аккуратности, математической грамотности.

План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация полученных знаний (устный счет).

    3. Систематизация знаний учащихся.

    4. Поисковая деятельность учащихся.

    5. Подведение итогов урока (рефлексия).

Рабочий материал для урока:

На рабочем столе у каждого находятся рабочие материалы для урока.

Карточки для устного счета (по системе теста).

Листы с заданиями (текстовыми задачами) для части урока «Систематизация знаний» и «Поисковая деятельность». Задания с текстом домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 минуты)

Сообщение учащимся целей урока, ознакомление с материалами, приготовленными для них на рабочем столе.


  1. Актуализация полученных знаний (устный счет) (5 минут)


На рабочем столе приготовлены карточки с вариантами ответов для устного счета в форме теста. В конце решения учащиеся обмениваются карточками друг с другом.

Задачи нацелены на повторение связи отношений «на...больше», «на ...меньше», «больше в...» и «меньше в...», на умение понять суть и вопрос задачи, увидеть из представленных вариантов ответов необходимый вариант. С целью проверки внимания, собранности текст задачи зачитывается учителем.

Задача №1. Ученик токаря обточил 120 деталей за смену, а токарь на 30 деталей больше. Сколько деталей обточили токарь и его ученик вместе?Выбрать варианты решения.

Варианты ответов (выбираются учащимися):

А.(120+30)+120 В.(120-30)+120 С.120+(120+30) Д.120+30

Ответ: варианты А и С.


Задача №2. В коллекции имеется 130 марок. Из них 90 — российские, остальные иностранные. На сколько в коллекции российских марок больше, чем иностранных?Выбрать вариант решения.

А. 130-90 В.130-(130-90) С.90-(130-90)

Ответ: вариант С.

Задача №3. Число 48 увеличьте на 3, полученный результат увеличьте в 3 раза. Выбрать вариант решения.

А.(48+3)*3 В.48+3*3 С.48*3+3

Ответ: вариант А.


Задача №4. В первый день туристы прошли 18 км, во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние туристы преодолели за два дня?Выбрать вариант ответа.

А. 18:2+18 В.18:2 С.18*2+18 Д. 18+18:2

Ответ: варианты А и Д.

Учащиеся обмениваются решениями, решение обсуждается по парам.

Результаты обсуждаются, если есть ошибки и вопросы.

  1. Систематизация знаний (решение текстовых задач арифметическим способом и при помощи уравнений) (25 минут)

Для данном части урока на рабочих столах приготовлены листы с текстами задач. Предлагается решить задачи двумя способами, записывая решения в два столбика. Проанализировать решения и проследить связь между двумя способами решения. Обозначить ее стрелками.

Задача № 1

К классе 24 ученика. Известно, что девочек в 2 раза меньше, чем мальчиков. Сколько девочек и сколько мальчиков в классе?

Мальчики - ?

Девочки - ? в 2 раза меньше, чем мальчиков

Арифметический способ решения

Алгебраический (с помощью уравнения)

Девочек в два раза меньше, чем мальчиков. Отсюда, одна часть учащихся – девочки, а еще две такие части приходится на мальчиков.

  1. 1 + 2 = 3 (части) – приходится на всех учеников класса;

  2. 24 : 3 = 8 (уч.) – девочки;

  3. 24 – 8 = 16(уч.) –мальчики.



Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.



Пусть х девочек в классе,
тогда 2х – мальчиков.
Зная, что всего в классе 24 ученика, имеем уравнение:

2х + х = 24;
3х = 24;
х = 24:3;
х = 8.
8 девочек в классе;

24 – 8 = 16 мальчиков.

Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.





Задача № 2

(Задачу решать с демонстрацией – 2 пачки тетрадей.)

В двух пачках было 54 тетради. Когда из первой пачки убрали 10 тетрадей, а из второй – 14 тетрадей, то в обеих пачках стало тетрадей поровну. Сколько было тетрадей в каждой пачке первоначально?

Было

Убрали

Стало

1 пачка - ?

2 пачка - ?

10 тет.
14 тет.

поровну



Арифметический способ решения

Алгебраический способ решения

1) Сколько всего тетрадей убрали из обеих пачек?
10 + 14 = 24 (тет.);





2) Сколько стало тетрадей в двух пачках?
54 – 24 = 30 (тет.);





3) Сколько стало в каждой пачке тетрадей?
30 : 2 = 15 (тет.);





4) Сколько было тетрадей в 1 пачке первоначально ?
15 + 10 = 25 (тет.);

5) Сколько было тетрадей во 2 пачке первоначально?
54 – 25 = 29 (тет.).

Ответ : 25 тетрадей, 29 тетрадей.

Обозначим через х количество тетрадей в 1 или во 2 пачке после перекладывания?

Пусть х тетрадей стало в 1-ой (или во 2-ой) пачке после перекладывания, тогда (х + 10) тетрадей было первоначально в 1 пачке, (х + 14) тетрадей было первоначально во 2 пачке. Зная, что в двух пачках было 54 тетради, имеем уравнение:
х + 10 + х + 14 = 54;
2х + 24 = 54;
2х = 54 – 24;
2х = 30;
х = 30:2;
х = 15.


15 + 10 = 25 (тет.) – в 1 пачке было первоначально;
15 + 14 = 29 (тет.) – было во 2 пачке первоначально.

Ответ : 25тетрадей, 29 тетрадей.





- Какой можно сделать вывод ?

(Для решения всех этих задач можно составить уравнение или решить задачи по действиям . При решении уравнения прослеживаются действия, которые были использованы при арифметическом способе решения задачи).



Задача №3. Марина сделала в диктанте несколько ошибок. Игорь у нее все списал, да еще допустил 5 ошибок. Сколько ошибок допустил каждый, если учитель обнаружил в двух диктантах 35 ошибок).

Предлагается решить задачу арифметическим способом (при помощи действий, с пояснением каждого действия)

Решение можно оформить следующим образом:

35 – 5 = 30 (ошибок) без учета Игоревых сделали ребята

30 : 2 = 15 (ошибок) сделала Марина

15 + 5 = 20 (ошибок) сделал Игорь

Ответ: Игорь сделал 20 ошибок, Марина 15 ошибок.


IV. Поисковая деятельность учащихся (7 минут)

1.Самостоятельная работа учащихся по решению задачи.

Учащимся предлагается старинная китайская задача: В клетке находятся фазаны и кролики. Всего 6 голов и 20 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке?

С учащимися разбирается текст задачи, выясняется понимание и правильность постановки цели. Предлагается решить детям задачу несколькими способами, работая в группах.

2. Обсуждение способов решения задачи.

Способ 1. Метод подбора: 2 фазана, 4 кролика.

Проверка: 2 + 4 = 6 (голов); 4*4 +2*2 = 20 (ног).

Итоги обсуждения: метод подбора удобен при действиях с маленькими числами, при увеличении величин он становится нерациональным и трудоемким.


Способ 2. Метод предположения.

Учащиеся могут и не додуматься до этого метода, тогда их надо направить. Это можно сделать в ходе следующей беседы:

Ребята, представим, что сверху на клетку, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле?

12 (6*2 = 12)

Но в условии задачи даны 20 ног, где же остальные?

Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов. Значит, у кроликов 8 передних ног (20 – 12 = 8), а самих кроликов 2 (8 : 2 = 4). Тогда фазанов 4 (6 – 4 = 2).

Назовем этот метод методом предположения по недостатку

Затем перед учащимися ставится следующая проблема: решить эту задачу методом предположения по избытку, решение задачи этим методом оформляется в тетрадях:

4 * 6 = 24 (ноги) были бы в клетке, если бы у всех было по 4 ноги

24 –20 = 4 (ноги) лишние, ноги фазанов

4 : 2 = 2 (фазана) в клетке

6 – 2 = 4 (кролика) в клетке

Ответ: 2 фазана, 4 кролика.

Итоги обсуждения: метод предположения имеет два варианта – по недостатку и по избытку, по сравнению с предыдущим методом он удобнее, так как менее трудоемок.

V. Подведение итогов урока — рефлексия(6 минут).


1. Какой способ решения задачи вам больше понравился?

2. При каком способе решения задачи приходится больше рассуждать ? (Арифметический способ требует рассуждений, он развивает логическое мышление, умение построить образ, развивает интерес к поиску решения и т.д.)

3. Что интересного вы заметили в ходе решения задач арифметическим и алгебраическим способами? Какие можно сделать выводы ?

1) Задачу можно решать по действиям (арифметический способ) или составляя уравнение (алгебраический способ);

2)В уравнении прослеживаются все действия, которые выполняются при арифметическом способе решения задачи.

2. Подведение итогов.

«Учиться нелегко, но интересно» - Эти слова Ян Амоса Коменского как нельзя, кстати, подходят для окончания нашего урока.

Каждому ученику предлагается за работу на уроке оценить себя самостоятельно. Попробовать порассуждать, что было сложно и проблематично при решении задач. Сделать самостоятельно выводы.

3. Задание на дом

Решить задачи разными способами (тексты задач представлены на карточках на рабочем столе), составляя таблицу и показывая связь между двумя способами решения:

Задача №1

Мама раздала детям по четыре конфеты, и три конфеты остались лишними. А чтобы дать детям по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей?

Первый способ:

- Представим, что мама раздала детям по четыре конфеты. Сколько осталось? - 3 конфеты

- Если она продолжит раздавать, то по сколько конфет она даст каждому?

  • по одной (5-4=1)

  • Скольким детям хватит еще по одной конфете?

  • Троим

  • А скольким не хватит?

  • Двоим

  • Сколько же было детей?

  • Пять (3+2=5)

Второй способ решения:

  • Пусть было х детей, тогда

5х-2=4х+3

х=5

Задача №2

На солнышке грелось несколько кошек. У них лап на 10 больше, чем ушей. Сколько кошек грелось на солнышке?

Арифметически:

4-2=2 (лапы) — разница в количестве лап и ушей у кошки

10:2=5 (кошек)


С помощью уравнения:

Пусть х — было кошек, тогда у них 4х лап и 2х ушей. Лап на 10 больше, чем ушей.

Составим уравнение: 4х-2х=10

2х=10

х=5

Ответ: 5 кошек

Задача №3 — составить свою задачу на решение арифметическим способом.



Используемая литература:

  1. Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики», Лекции 1-4, - М.:Педагогический университет», 2010, 88л.

  2. Бабич В.В. Методическая разработка урока «Текстовые задачи в 5 классе. // festival.1september.ru

3. Кондакова Л.В. Урок математики в 5 классе «Решение текстовых задач

различными способами. // festival.1september.ru










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики «Решение текстовых задач по теме «Натуральные числа»

Автор: Ованесян Инна Эдуардовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок математики в 4 классе Тема: «Многозначные числа»"
    ["seo_title"] => string(57) "urok_matiematiki_v_4_klassie_tiema_mnoghoznachnyie_chisla"
    ["file_id"] => string(6) "403233"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490464931"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по математике в 5 классе "Натуральные числа" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-5-klassie-natural-nyie-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "246936"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446477915"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415283395"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по математике. 2 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-2-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "121575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413996838"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по математике 5 класс.ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-fgos-4"
    ["file_id"] => string(6) "276700"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452777737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства