В одной цистерне было в 3 раза больше бензина, чем в другой. Когда в первую долили 54л, а во вторую-26л, то в двух цистернах стало 200л бензина. Сколько литров бензина было в каждой цистерне первоначально?
Решение.
54+26=80(л) бензина долили всего
200-80=120(л) бензина было в двух цистернах
3+1=4(части) составляет весь бензин
120:4=30(л) бензина составляет одна часть или было во второй цистерне
30·3=90(л) бензина было в первой цистерне
Ответ: 90л, 30л.
(Проверка с помощью диапроектора)
2. Ребята! Мы с вами учились правильно записывать натуральные числа, выполнять действия с ними, учили свойства действий с натуральными числами.
А сегодня у нас обобщающий урок.
Цель урока:
закрепить умение правильно записывать и выполнять действия с натуральными
числами, использовать свойства действий при вычислениях, решать задачи на
части и на уравнивание.
Вспомним, какие числа называются натуральными?
Натуральные числа-числа 1,2,3,4,…употребляемые при счете предметов.
(Показ слайда).
А как появились натуральные числа, кто их придумал?
Доклад «История о натуральных числах».
3. Вспомним свойства действий с натуральными числами.
Какие свойства вам известны?
Переместительное, сочетательное и распределительное.
В одной цистерне было в 3 раза больше бензина, чем в другой. Когда в первую долили 54л, а во вторую-26л, то в двух цистернах стало 200л бензина. Сколько литров бензина было в каждой цистерне первоначально?
Решение.
54+26=80(л) бензина долили всего
200-80=120(л) бензина было в двух цистернах
3+1=4(части) составляет весь бензин
120:4=30(л) бензина составляет одна часть или было во второй цистерне
30·3=90(л) бензина было в первой цистерне
Ответ: 90л, 30л.
(Проверка с помощью диапроектора)
2. Ребята! Мы с вами учились правильно записывать натуральные числа, выполнять действия с ними, учили свойства действий с натуральными числами.
А сегодня у нас обобщающий урок.
Цель урока:
закрепить умение правильно записывать и выполнять действия с натуральными
числами, использовать свойства действий при вычислениях, решать задачи на
части и на уравнивание.
Вспомним, какие числа называются натуральными?
Натуральные числа-числа 1,2,3,4,…употребляемые при счете предметов.
(Показ слайда).
А как появились натуральные числа, кто их придумал?
Доклад «История о натуральных числах».
3. Вспомним свойства действий с натуральными числами.
Какие свойства вам известны?
Переместительное, сочетательное и распределительное.
Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения.
(а+в)· с=а·с + в·с
Чтобы умножить разность двух чисел на третье число, можно уменьшаемое и вычитаемое умножить на это число и из первого результата вычесть второй.
(а-в)·с=а·с - в·с
4. А сейчас выполним устно следующие примеры.
Устный счет.
Выполните действия:
23+11+47+29= 110
276+118+324= 718
2·9·5·5·4= 1800
8·4·125·25= 100000
90·25+10·25= 2500
123·27-23·27= 2700
(200+7)·12= 2484
(100-3)·11= 1067
21+22+23+…+29+30= 255
93+83+…+23+13+3= 480
5. Ребята! Вы все знаете, что в жизни без натуральных чисел не обойтись, хотя существуют и другие числа.
А нужны ли числа в окружающей нас природе, например, в экологии?
Да, нужны.
А сейчас мы с вами приступим к решению экологических задач.
Задача 1.
За всю историю человечества на сжигание всех видов топлива было израсходовано 290 млрд. тонн кислорода. При этом углекислого газа, отравляющего воздух, образовалось 330 млрд. тонн.
В последние 50 лет масса израсходованного кислорода в среднем в 9 раз больше, чем масса кислорода, израсходованного за все предыдущие годы и в 9 раз больше образованного углекислого газа.
Сколько в среднем расходуется кислорода и образуется углекислого газа в воздухе в последние 50 лет?
Решение.
1+9=10(частей) вся масса
290:10=29(млрд. т) 1часть
29·9=261(млрд. т) кислорода расходуется
330:10=33(млрд. т) 1 часть
33·9=297(млрд. т) углекислого газа образуется
Ответ: 261млрд.т, 297млрд.т.
Ребята! Сейчас у нас хорошо развита техника, работают фабрики, заводы, и каждый день расходуется много кислорода и образовывается отравляющего газа.
А как решить проблему, чтобы было больше необходимого для жизни кислорода и меньше отравляющего газа?
Сажать деревья. Почему? Потому что деревья, когда растут питаются углекислотой и выделяют кислород.
Решим следующую задачу.
Задача №2.
Для прироста 500г сухой массы сосны (без учета воды) дерево поглощает 920г углекислоты из воздуха и выделяет в атмосферу 720г кислорода.
Сколько будет взято углекислоты и будет выделено кислорода, если прирост сухой массы сосны составит 3кг 500г?
Решение.
3кг 500г=3500г
3500:500=7(раз) больше стала масса
920·7=6440(г) углекислоты
720·7=5040(г) кислорода
Ответ: 6кг 440г, 5кг 40г.
Ребята! Вы знаете, что город Саратов – город « Столица Поволжья». А как вы думаете, много в нашем городе деревьев?
Да, много.
Сколько человек проживает в нашем городе?
Об этом узнаем, решив задачу.
Задача №3.
В городах Саратов и Балаково проживает 908600 человек. В Саратове на 649000 человек больше, чем в Балаково.
Сколько человек проживает в городе Саратове и сколько человек в Балаково?
Решение.
908600- 649000 =259600 (чел.) всего после уравнивания
259600:2=129800 (чел.) проживает в г.Балаково.
908600 -129600 =679000 (чел) проживает в г.Саратове.
Ответ: 129800 человек, 679000 человек
А теперь решим следующую задачу.
Задача №4.
Город Балаково с населением свыше 125тыс. человек занимает площадь около 50 км2. За 1 год такая территория при хорошем озеленении производит в среднем 50тыс.тонн кислорода. Однако для обеспечения здоровья горожан требуется не менее 3млн.тонн кислорода.
Во сколько раз нужно увеличить площадь зеленых насаждений, чтобы получить для города необходимый объем кислорода?
Решение.
3000000:50000=300:5=60(раз) увеличить площадь зеленых насаждений.
Ответ: в 60 раз.
Следующую экологическую задачу вы решите дома.
Задача №5.
Подсчитайте общее потребление кислорода в мире за один год черной металлургией, химической промышленностью и реактивной техникой.
Известно, что черная металлургия потребляет кислорода в 3 раза больше, чем химическая промышленность и в 6 раз больше, чем реактивная техника, которая потребляет кислорода на 6 млрд. м3 меньше, чем химическая промышленность.
Эту задачу вы решите дома. Открыли дневники, запишем задание на дом.
Физкультминутка.
Встали, подтянулись.
Правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 2-3 раза.
А сейчас выполним самостоятельную работу.
6. Самостоятельная работа.
Заполните таблицу «Сумма и разность двух чисел».
1 вариант.
а
213
189
312
в
85
93
45
а + в
310
252
а - в
67
105
2 вариант.
а
174
134
357
в
97
87
48
а + в
300
211
а - в
57
188
2. Заполните таблицу «Произведение и частное двух чисел».
1 вариант.
а
84
85
135
в
3
4
3
а · в
384
425
а : в
36
27
2 вариант.
а
123
244
96
в
3
5
2
а · в
425
976
а : в
32
3
3. Определите, какой цифрой заканчивается результат вычисления.
1 вариант.
4+24+43+25+57+69+18
5·6·2·4·13·15·21·32·11
22·23+23·24+24·25+25·26+26·27+27·28+28·29
2 вариант.
2+13+25+36+47+58+69
2·4·5·8·12·14·16·18·22
12·13+13·14+14·15+15·16+16·17+17·18+18·19
7.Подведение итогов урока.
Итак, ребята, мы с вами повторили материал о натуральных числах. Узнали, что натуральные числа нам нужны в окружающей нас жизни, в экологии.
Этот урок я хочу закончить словами:
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе-
Но со знаньем и умом.
Литература
Виленкин Н.Я и др. Учебник: Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2007.
Виленкин Н.Я. и др. Поурочные планы по математике 5 класс. – Волгоград.: Учитель, 2005.