kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики по теме Решение задач путем составления уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА:     Решение задач путем составления уравнений

 

Цели урока:

  • закрепление вычислительных навыков;
  • закрепление умений решения уравнений;
  • формирование умений решения текстовых задач путем выделения трех этапов математического моделирования;
  • формирование умений записи обоснования уравнения, получаемого в ходе решения задачи.

Тип урока: Комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме Решение задач путем составления уравнений »







Разработка урока

по математике

(для 5 класса)






ТЕМА:

«Решение задач путем

составления

уравнений »



Учитель: Аманова Лейла Джабраиловна















Предмет: математика

ТЕМА УРОКА: Решение задач путем составления уравнений


Цели урока:

  • закрепление вычислительных навыков;

  • закрепление умений решения уравнений;

  • формирование умений решения текстовых задач путем выделения трех этапов математического моделирования;

  • формирование умений записи обоснования уравнения, получаемого в ходе решения задачи.

Тип урока: Комбинированный.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


  1. Разминка (устные упражнения)

С учащимися проводится разминка – решение уравнений (слайд 1). На экране появляется условие. Учащиеся проводят вычисления устно и записывают результат на заранее подготовленные карточки, которые затем показывают по команде учителя. Повторяется алгоритм решения уравнений. Кроме того, в ходе решения вспоминаем, что существуют уравнения, не имеющие решений.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Изучение нового материала

В двух больших и пяти маленьких бидонах 130 л молока. Сколько молока входит в маленький бидон, если его вместимость в четыре раза меньше вместимости большего?


Учитель последовательно задает вопросы, учащиеся отвечают.

- О каких величинах идет речь в задаче?

- Что известно об этих величинах?

- Что происходило, какие действия были выполнены?

- Что в итоге получилось?

Учитель. Рассмотрим графическую модель ситуации, описанной в задаче, и составим ее аналитическую модель.

(Демонстрируется слайд 3. В ходе демонстрации обсуждается, какую величину удобно принять за х, каким образом через х выражаются остальные величины, на основании чего можно составить уравнение.)

Теперь, когда мы все обсудили, давайте посмотрим, как можно записать решение этой задачи.

(Начинается демонстрация слайда 4.)

Сначала вы записываете, что принимаете за х.

(Появляется соответствующий текст слайда, учитель его читает.)

Затем записываете, как через х выражаются остальные величины.

(Появляется и читается текст до уравнения.)

Теперь нужно записать, на основании чего составляется уравнение, а затем само уравнение.

(Появляется соответствующий текст.)

Этот этап решения задачи называется «Составление математической модели».

(На экране появляется название этого этапа.)

А что нужно сделать дальше?

Ученики. Решить уравнение.

Учитель. Прежде чем решать уравнение, запишем первый этап в тетради. Вначале запишите его название.

(Учащиеся записывают.)

Теперь переходим к следующему этапу: «Работа с математической моделью» , то есть к решению уравнения.

(Начинается демонстрация слайда 5.)

Запишите этот этап решения в тетради самостоятельно.

(Учащиеся записывают, а затем по просьбе учителя проговаривают решение уравнения по шагам алгоритма. В ходе этого уравнение появляется на экране.)

Уравнение решено. Какую величину мы нашли? Мы ответили на вопрос задачи?

Ученики. Да.

Учитель. Запишите название третьего этапа: «Ответ на вопрос задачи».

(Решение сначала проговаривается учащимися устно, затем появляется на экране.)

Можете записать ответ?

(Появляется ответ.)

Учитель. А можем ли мы узнать, сколько молока в таком случае было в большом бидоне?

Ученики. Да.

(Решение сначала проговаривается учащимися устно, затем появляется на экране.)

Учитель. Можете записать ответ?


Учитель. Итак, мы сейчас решили задачу, выделяя три этапа математического моделирования. Назовите, пожалуйста, еще раз эти этапы.

(Учащиеся называют.)

На запись первого этапа у нас ушло довольно много времени. Сейчас мы решим еще одну задачу и разберем как первый этап можно записать короче. Но сначала рассмотри такую ситуацию.

(Демонстрируется слайд 6. По ходу появления выражений учащиеся с места предлагают свои варианты расшифровки.)

А теперь прочитайте задачу на карточках, которые лежат у вас на столах.

(Учащиеся молча читают задачу.)


Задача. На первой автостоянке в 3 раза меньше машин, чем на второй. Когда со второй стоянки забрали 7 машин, а на первую привезли еще 10 автомобилей, машин на стоянке стало 99. Сколько машин было на каждой стоянке первоначально?

Учитель последовательно задает вопросы, учащиеся отвечают.

- О каких величинах идет речь в задаче?

- Что известно об этих величинах?

- Что происходило, какие действия были выполнены?

- Что в итоге получилось?

(Демонстрируется слайд 7. Учитель задает вопросы и комментирует появляющиеся записи.)

- Какую величину удобно принять за х?

- Как и каким образом через х выражаются остальные величин?

- На основании чего можно составить уравнение?

В ходе работы со слайдом внимание учащихся обращается на то, что ситуация в задаче состоит из двух временных периодов: из того, что было и из того, что стало. Используя это, первый этап решения можно оформить в виде таблицы (без линеек).

Учащимся предлагается записать эту «таблицу» в тетрадь и завершить решение задачи самостоятельно. Учитель, проходя между рядами, наблюдает за деятельностью учащихся и, при необходимости, корректирует их. Проверка осуществляется устно.


  1. Задание на дом

  2. Итоги урока

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Что мы научились сегодня делать?

































ПРИЛОЖЕНИЕ


СЛАЙД 4


  1. Составление математической модели


Пусть х л - количество молока в одном маленьком бидоне. Тогда:

4х л – количество молока в одном большом бидоне;

5х л - количество молока в пяти маленьких бидонах;

8х л - количество молока в двух больших бидонах.

По условию задачи всего в бидонах 130 л молока.

Составим уравнение:

5х + 8х = 130.




СЛАЙД 5


  1. Работа с математической моделью


5х + 8х = 130,

13х = 130,

х = 130 : 13,

х = 10.



  1. Ответ на вопрос задачи

10 л – столько молока было в маленьком бидоне.

(л) - столько молока было во втором бидоне.

Ответ: 15л, 5л.



СЛАЙД 6


1-ая стоянка

х автомобилей



Расшифруйте выражения:

а) х + у; б) х + 4; в) у – 5; г) х : у.



2-ая стоянка

y автомобилей



Расшифруйте равенства:

а) х + у = 45; б) х + 6 = у; в) 4х = у;

г) х – 3 = у + 2.



СЛАЙД 7


  1. Составление математической модели

одна стоянка другая стоянка

Было машин х 3 х

Стало машин х + 10 3 х – 7


Зная, что всего стало 99 машин, составим уравнение:


(х + 10) + (3х - 7) = 99.


  1. Работа с математической моделью (самостоятельно)

  2. Ответ на вопрос задачи (самостоятельно).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики по теме Решение задач путем составления уравнений

Автор: Аманова Лейла Джабраиловна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок математики тема. Решение задач с помощью уравнений"
    ["seo_title"] => string(58) "urokmatiematikitiemarieshieniiezadachspomoshchiuuravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "285902"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256499"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок математики тема. Решение задач с помощью уравнений"
    ["seo_title"] => string(59) "urokmatiematikitiemarieshieniiezadachspomoshchiuuravnienii1"
    ["file_id"] => string(6) "285903"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Решение задач с помощью уравнения "
    ["seo_title"] => string(44) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172928"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423900933"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока Решение задач с помощью систем уравнений второй степени"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_rieshieniie_zadach_s_pomoshch_iu_sistiem_uravnienii_vtoroi_stiep"
    ["file_id"] => string(6) "362049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479930487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ". "
    ["seo_title"] => string(45) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii-3"
    ["file_id"] => string(6) "209738"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431276684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства