Данные об авторе
Автор(ы):
Надеина Елена Николаевна-учитель математики
Место работы, должность:
Школа-гимназия № 22город Астана
Класс(ы):
6 класс
Предмет(ы):
Математика
Тема. Решение задач с помощью уравнений
Цель: расширить знания о видах задач, которые решаются составлением уравнений, расширить спектр умений по составлению математической модели текстовых задач, в которых речь идет об изменениях величин, и задач на движение.
Тип урока: усвоение знаний, применение умений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
№864
1600-65х = 1215 +45х
-110х = - 375
х =
№869
34+х = 2·(х+11)
х=12
№ 872
х=18 км/ч
II. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений
1. Пусть а и b значения некоторых величин. Какой смысл имеют равенства:
1) а + b =2; 2) а - b = 2; 3) = 2; 4) а =2b; 5) а - 2 = b +2?
2. Упростите выражения:
7а - 3а + 6; 7(а - b) + b; (а - b) - (2а + b); 2(а - b)-3(а + b).
3. Решите уравнение: 2х + 5 = 7-х; 2(х – 1) = 3( х-2); 1 - х = -1; 0,1 х - 1 = 0.
III. Расширение знаний
Предлагаем учащимся ознакомиться с условием задач № 1 и 2 и осуществить сравнение этих задач с развязанными на предыдущем уроке и в домашнем задании.
Задача 1. В одном шкафу было в 4 раза меньше книг, чем во второй. Когда в первую шкаф поставить 17 книг, а со второй взять 25, то в обоих шкафах книг станет поровну. Сколько книг было в каждом шкафу сначала?
Было
Изменили
Стало
1-шашафа
x
+ 17
х + 17
поровну*
2-га шкаф
4х
- 25
4х - 25
Задача 2. От села до города легковой автомобиль доехал за 2 часа, а грузовик - за 5 часов. Найдите скорость движения каждой машины, если скорость грузовика на 48 км/ч меньше скорости легкового автомобиля.
Решения. Сначала составим таблицу.
v (км/ч)
t (час.)
S (км)
Легковой автомобиль
х + 48
2
2(х + 48)
поровну
Грузовик
x
5
5х
IV. Усвоение умений
Выполнение письменных упражнений
1. У Васи и Маши было денег поровну. Когда Василий купил книгу за 14 грн., а Маша куклу за 6 грн., то у девушки осталось денег в 3 раза больше, чем у парня. Сколько денег было у каждого из них сначала?
2. В одном ящике было в 7 раз больше апельсинов, чем во втором. Когда из первого ящика взяли 38 апельсинов, а из второго - 14 апельсинов, то во втором осталось на 78 апельсинов меньше, чем в первом. Сколько апельсинов было в каждом ящике сначала?
3. Первый велосипедист преодолевает путь между двумя селами за 36 мин., а второй - за 45 мин. Скорость первого велосипедиста больше скорости второго на 4 км/ч. Найдите скорость каждого велосипедиста и расстояние между селами.
4*. Из города А в город В одновременно выехали автомобилист и мотоциклист. Когда через 2,5 часа автомобиль прибыл в город В, мотоциклисту до этого города осталось проехать еще 75 км. Найдите расстояние между городами, если скорость автомобиля в 1,6 раза больше скорости мотоцикла.
V. Итог урока. Рефлексия
На доске (за откидной доской) записано таблицу и уравнения. Ученикам предлагаем составить задачу за этими записями:
v (км/ч)
t (час.)
S (км)
И
х + 2
2
2(х + 2)
3х = 2(х + 2)
II
x
3
3х
VI. Домашнее задание
№ 1. Решите уравнение:
1) 0,6(2x - 3) - 1,5(х + 4) = -4,2 х;
2) ;
№ 880, № 884