kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач с помощью уравнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                       Телева Улжан Байроновна,

                                                                          учитель начальных классов,ІІ категория

 

Урок математики

по теме "Решение задач с помощью уравнений". 4-й класс

 

Цели урока:

  • Cовершенствовать умения учащихся решать задачи изученных видов; познакомить с новым приемом решения задач (составление уравнения); продолжить формировать вычислительные навыки учащихся.
  • Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому предмету.
  • Воспитывать чувство ответственности за свою работу, уважения к учебному труду, умение работать в коллективе, в паре. Показать некоторые пути решения по борьбе с простудными заболеваниями

Ход урока

I. Вводное слово, постановка задач урока

Учитель: Ребята, в жизни вы сейчас не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас знает цифры, умеет считать до тысячи и больше, знает таблицу умножения, владеет вычислительными навыками. А это, в первую очередь, структурирует наше мышление, развивает внимательность и трудолюбие. Наука, которая занимается счислением, называется арифметикой. А вот наука, которая помогает нам понимать пространственные формы окружающего мира, находить длину отрезка и площадь земельного участка, находить объем этой комнаты и других называется геометрией. Она расширяет наш кругозор, наше воображение и также способствует умственному развитию.

Как вы думаете, какой вид математических заданий позволяет в большей степени развивать логическое мышление, способствует развитию сообразительности, смекалки и так же позволяет ответить на многие жизненные вопросы?

Дети: Задачи.

У: Предлагаю вам решить несколько задач, применяя свою смекалку, логику, сообразительность. Чтобы легче думалось, играем в «День и ночь». (По сигналу «Ночь» дети закрывают глаза, можно положить голову на руки. По сигналу «День» – обсуждают ответ.)

У.: Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

Д.: 90км.

У.: На камине горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось?

Д.: 5 свечей, остальные сгорели.

У.: На перемене в класс забежало 7 человек. Это четвертая часть класса. Сколько всего в классе человек?

Д.: 28 человек.

У: Молодцы! У многих из вас хорошо развита смекалка, сообразительность.Вы провели математическую зарядку. Не случайно на доске видите запись высказывания М.Калинина «Математика – это гимнастика ума».

При решении многих задач в условии вы часто встречаете слова-подсказки, определяющие то или иное математическое действие. Обратим на них внимание.

 

 

 

№1 с 126.Выполняем письменно данное задание и вы узнаете скорость звука в воздухе, роста бамбука, движения Земли вокруг Солнца и транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Тема. Историческая справка

У: Вы знаете, что познавательные интересы человека очень велики. И человечество не ограничилось только рядом простых задач. Чтобы научиться решать сложные задачи, пришлось создать новую науку, позволяющую решать вопросы с неизвестными величинами АЛГЕБРУ. Истоки ее возникновения и развития уходят в далекое прошлое. Много труднейших задач решали ученые Шумера и Вавилона, Греции и Египта еще в 3 веке до нашей эры. Дошедшие до нас источники (глиняные таблички, папирусы) свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то особыми приемами решения. Однако ни в одном папирусе, ни в одной табличке не дано описания этих приемов. Авторы держали свои умения в большом секрете, лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел!». Так о каком же секрете при решении текстовых задач идет речь? Оказывается, как это и подтвердили исторические исследования, речь ведется о способе, который сейчас знает каждый уважающий себя школьник. Этот способ заключается в том, что обозначив неизвестную величину за X, составить по тексту задачи определенное уравнение. Умение его составить и было глубочайшей тайной. Первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого 9 века Мухаммеда Бен Мусы аль-Хорезми, Слово «аль-джебр» из арабского названия этого трактата - «Китаб аль-джебр валь-мукабола» ( «Книга о восстановлении и противопоставлении») - со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово «алгебра», а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений, а, следовательно, и задач, решаемых с помощью уравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У: Образец записи решения задачи, составляя уравнение, есть у каждого на столе (Приложение).

1.Как составляется условие для решения задачи уравнением?

2.Что неизвестно в задаче? Что возьмем за неизвестное Х?

3.Что будем уравнивать в левой и правой части уравнения?

 

№ 2 с 126-выполняем решение задач с помощью уравнения

 

Предлагаю работу в парах по решению задачи, условие которой поможет вам ответить на вопрос: Что поможет вылечить простуду?

«В состав витаминного чая от гриппа входит красная рябина и шиповник. Всего взяли 88г. Известно, что шиповника в 7 раз больше, чем рябины. Сколько граммов взяли рябины?»

(Учащиеся решают, советуясь друг с другом. Идёт работа в парах. Даётся 5 минут.)

 

У: Проверяем решение задачи по этапам (самопроверка) и оцениваем сами (самооценка) в баллах по образцу записи на доске: (створка доски открывается)

  • за краткое условие – 1 балл,
  • за составление уравнения – 1 балл,
  • за решение уравнения – 1 балл,
  • за написание ответа – 1 балл,
  • за аккуратность записи – 1 балл.

У: У кого получилось в сумме 5 баллов подняли руки, у кого – 4 балла, у кого – 3 балла, у кого – 2 балла, у кого – 1 балл? Количество баллов соответствует вашей оценке.

Замечательно, а теперь мы обратимся к №  3 с 127.Выполняем столбиком. Кто работает у доски комментирует.

ІІІ.Физкультминутка

На слайде (Мен ?аза?пын)

IV. Тема

Далее-№4 с 127.Работаем с величиной –время. Давайте вспомним: в минуте сколько секунд? В 1 часе сколько минут? В сутках- часы? Замечательно. Тогда приступаем к работе.

Следующее наше задание-№6 с 127.Ребята,скажите,пожалуйста,о каких величинах говорится в данном задании?

V. Итоговая рефлексия

У: С каким новым приёмом решения задач вы познакомились?

Д.: Решение задач путём составления уравнения.

У.:Что вам понравилось на уроке?

VІ. Домашнее задание

У: Дома попробуйте решить задачу № 5 и №7 на с.127 , Обратите внимание на решение задачи.Решаем без составления уравнения.А в № 5 необходимо пробразить величины.

 

В заключение урока учитель средней школы предлагает разгадать математический фокус: (звучит тихая музыка)

Задумайте число, прибавьте к нему 5, умножьте на 3, из результата отнимите 9, теперь 6. Если вы скажите свой результат, то я вам скажу ваше задуманное число.

{ (Х+5) х 3-9-6 }

Ученики называют шепотом учителю ответы. Учитель делит полученный результат на 3 и говорит задуманное число. Предлагает  разгадать секрет.

Урок закончен.Всем спасибо

 

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью уравнения »

Телева Улжан Байроновна,

учитель начальных классов,ІІ категория


Урок математики

по теме "Решение текстовых задач. Решение задач с помощью уравнений". 4-й класс



Цели урока:

  • Cовершенствовать умения учащихся решать задачи изученных видов; познакомить с новым приемом решения задач (составление уравнения); продолжить формировать вычислительные навыки учащихся.

  • Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому предмету.

  • Воспитывать чувство ответственности за свою работу, уважения к учебному труду, умение работать в коллективе, в паре. Показать некоторые пути решения по борьбе с простудными заболеваниями

Ход урока

I. Вводное слово, постановка задач урока

Учитель: Ребята, в жизни вы сейчас не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас знает цифры, умеет считать до тысячи и больше, знает таблицу умножения, владеет вычислительными навыками. А это, в первую очередь, структурирует наше мышление, развивает внимательность и трудолюбие. Наука, которая занимается счислением, называется арифметикой. А вот наука, которая помогает нам понимать пространственные формы окружающего мира, находить длину отрезка и площадь земельного участка, находить объем этой комнаты и других называется геометрией. Она расширяет наш кругозор, наше воображение и также способствует умственному развитию.

Как вы думаете, какой вид математических заданий позволяет в большей степени развивать логическое мышление, способствует развитию сообразительности, смекалки и так же позволяет ответить на многие жизненные вопросы?

Дети: Задачи.

У: Предлагаю вам решить несколько задач, применяя свою смекалку, логику, сообразительность. Чтобы легче думалось, играем в «День и ночь». (По сигналу «Ночь» дети закрывают глаза, можно положить голову на руки. По сигналу «День» – обсуждают ответ.)

У.: Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

Д.: 90км.

У.: На камине горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось?

Д.: 5 свечей, остальные сгорели.

У.: На перемене в класс забежало 7 человек. Это четвертая часть класса. Сколько всего в классе человек?

Д.: 28 человек.

У: Молодцы! У многих из вас хорошо развита смекалка, сообразительность.Вы провели математическую зарядку. Не случайно на доске видите запись высказывания М.Калинина «Математика – это гимнастика ума».

При решении многих задач в условии вы часто встречаете слова-подсказки, определяющие то или иное математическое действие. Обратим на них внимание.


1 с 126.Выполняем письменно данное задание и вы узнаете скорость звука в воздухе, роста бамбука, движения Земли вокруг Солнца и транспорта.















II.Тема. Историческая справка

У: Вы знаете, что познавательные интересы человека очень велики. И человечество не ограничилось только рядом простых задач. Чтобы научиться решать сложные задачи, пришлось создать новую науку, позволяющую решать вопросы с неизвестными величинами АЛГЕБРУ. Истоки ее возникновения и развития уходят в далекое прошлое. Много труднейших задач решали ученые Шумера и Вавилона, Греции и Египта еще в 3 веке до нашей эры. Дошедшие до нас источники (глиняные таблички, папирусы) свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то особыми приемами решения. Однако ни в одном папирусе, ни в одной табличке не дано описания этих приемов. Авторы держали свои умения в большом секрете, лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел!». Так о каком же секрете при решении текстовых задач идет речь? Оказывается, как это и подтвердили исторические исследования, речь ведется о способе, который сейчас знает каждый уважающий себя школьник. Этот способ заключается в том, что обозначив неизвестную величину за X, составить по тексту задачи определенное уравнение. Умение его составить и было глубочайшей тайной. Первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого 9 века Мухаммеда Бен Мусы аль-Хорезми, Слово «аль-джебр» из арабского названия этого трактата - «Китаб аль-джебр валь-мукабола» ( «Книга о восстановлении и противопоставлении») - со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово «алгебра», а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений, а, следовательно, и задач, решаемых с помощью уравнений.





















У: Образец записи решения задачи, составляя уравнение, есть у каждого на столе (Приложение).

1.Как составляется условие для решения задачи уравнением?

2.Что неизвестно в задаче? Что возьмем за неизвестное Х?

3.Что будем уравнивать в левой и правой части уравнения?



2 с 126-выполняем решение задач с помощью уравнения



Предлагаю работу в парах по решению задачи, условие которой поможет вам ответить на вопрос: Что поможет вылечить простуду?

«В состав витаминного чая от гриппа входит красная рябина и шиповник. Всего взяли 88г. Известно, что шиповника в 7 раз больше, чем рябины. Сколько граммов взяли рябины?»

(Учащиеся решают, советуясь друг с другом. Идёт работа в парах. Даётся 5 минут.)



У: Проверяем решение задачи по этапам (самопроверка) и оцениваем сами (самооценка) в баллах по образцу записи на доске: (створка доски открывается)

  • за краткое условие – 1 балл,

  • за составление уравнения – 1 балл,

  • за решение уравнения – 1 балл,

  • за написание ответа – 1 балл,

  • за аккуратность записи – 1 балл.

У: У кого получилось в сумме 5 баллов подняли руки, у кого – 4 балла, у кого – 3 балла, у кого – 2 балла, у кого – 1 балл? Количество баллов соответствует вашей оценке.

Замечательно, а теперь мы обратимся к № 3 с 127.Выполняем столбиком. Кто работает у доски комментирует.

ІІІ.Физкультминутка

На слайде (Мен қазақпын)

IV. Тема

Далее-№4 с 127.Работаем с величиной –время. Давайте вспомним: в минуте сколько секунд? В 1 часе сколько минут? В сутках- часы? Замечательно. Тогда приступаем к работе.

Следующее наше задание-№6 с 127.Ребята,скажите,пожалуйста,о каких величинах говорится в данном задании?

V. Итоговая рефлексия

У: С каким новым приёмом решения задач вы познакомились?

Д.: Решение задач путём составления уравнения.

У.:Что вам понравилось на уроке?

VІ. Домашнее задание

У: Дома попробуйте решить задачу № 5 и №7 на с.127 , Обратите внимание на решение задачи.Решаем без составления уравнения.А в № 5 необходимо пробразить величины.



В заключение урока учитель средней школы предлагает разгадать математический фокус: (звучит тихая музыка)

Задумайте число, прибавьте к нему 5, умножьте на 3, из результата отнимите 9, теперь 6. Если вы скажите свой результат, то я вам скажу ваше задуманное число.

{ (Х+5) х 3-9-6 }

Ученики называют шепотом учителю ответы. Учитель делит полученный результат на 3 и говорит задуманное число. Предлагает разгадать секрет.

Урок закончен.Всем спасибо




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение задач с помощью уравнения

Автор: Телева Улжан Байроновна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 172928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Решение задач тригонометрических уравнений "
    ["seo_title"] => string(53) "rieshieniie-zadach-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "162794"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422404999"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Решение задач составылением уравнения."
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-zadach-sostavylieniiem-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256658"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448195016"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по математике "Решение задач арифметическим и алгебраическим путем". "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-arifmietichieskim-i-alghiebraichieskim-putiem"
    ["file_id"] => string(6) "125776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415042688"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ". "
    ["seo_title"] => string(45) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii-3"
    ["file_id"] => string(6) "209738"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431276684"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Конспект интегрированного урока по алгебре (математика и история) 7 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_uroka_po_alghiebrie_matiematika_i_istoriia_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "451396"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516535525"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства