Телева Улжан Байроновна,
учитель начальных классов,ІІ категория
Урок математики
по теме "Решение задач с помощью уравнений". 4-й класс
Цели урока:
- Cовершенствовать умения учащихся решать задачи изученных видов; познакомить с новым приемом решения задач (составление уравнения); продолжить формировать вычислительные навыки учащихся.
- Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому предмету.
- Воспитывать чувство ответственности за свою работу, уважения к учебному труду, умение работать в коллективе, в паре. Показать некоторые пути решения по борьбе с простудными заболеваниями
Ход урока
I. Вводное слово, постановка задач урока
Учитель: Ребята, в жизни вы сейчас не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас знает цифры, умеет считать до тысячи и больше, знает таблицу умножения, владеет вычислительными навыками. А это, в первую очередь, структурирует наше мышление, развивает внимательность и трудолюбие. Наука, которая занимается счислением, называется арифметикой. А вот наука, которая помогает нам понимать пространственные формы окружающего мира, находить длину отрезка и площадь земельного участка, находить объем этой комнаты и других называется геометрией. Она расширяет наш кругозор, наше воображение и также способствует умственному развитию.
Как вы думаете, какой вид математических заданий позволяет в большей степени развивать логическое мышление, способствует развитию сообразительности, смекалки и так же позволяет ответить на многие жизненные вопросы?
Дети: Задачи.
У: Предлагаю вам решить несколько задач, применяя свою смекалку, логику, сообразительность. Чтобы легче думалось, играем в «День и ночь». (По сигналу «Ночь» дети закрывают глаза, можно положить голову на руки. По сигналу «День» – обсуждают ответ.)
У.: Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
Д.: 90км.
У.: На камине горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось?
Д.: 5 свечей, остальные сгорели.
У.: На перемене в класс забежало 7 человек. Это четвертая часть класса. Сколько всего в классе человек?
Д.: 28 человек.
У: Молодцы! У многих из вас хорошо развита смекалка, сообразительность.Вы провели математическую зарядку. Не случайно на доске видите запись высказывания М.Калинина «Математика – это гимнастика ума».
При решении многих задач в условии вы часто встречаете слова-подсказки, определяющие то или иное математическое действие. Обратим на них внимание.
№1 с 126.Выполняем письменно данное задание и вы узнаете скорость звука в воздухе, роста бамбука, движения Земли вокруг Солнца и транспорта.
II.Тема. Историческая справка
У: Вы знаете, что познавательные интересы человека очень велики. И человечество не ограничилось только рядом простых задач. Чтобы научиться решать сложные задачи, пришлось создать новую науку, позволяющую решать вопросы с неизвестными величинами АЛГЕБРУ. Истоки ее возникновения и развития уходят в далекое прошлое. Много труднейших задач решали ученые Шумера и Вавилона, Греции и Египта еще в 3 веке до нашей эры. Дошедшие до нас источники (глиняные таблички, папирусы) свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то особыми приемами решения. Однако ни в одном папирусе, ни в одной табличке не дано описания этих приемов. Авторы держали свои умения в большом секрете, лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел!». Так о каком же секрете при решении текстовых задач идет речь? Оказывается, как это и подтвердили исторические исследования, речь ведется о способе, который сейчас знает каждый уважающий себя школьник. Этот способ заключается в том, что обозначив неизвестную величину за X, составить по тексту задачи определенное уравнение. Умение его составить и было глубочайшей тайной. Первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого 9 века Мухаммеда Бен Мусы аль-Хорезми, Слово «аль-джебр» из арабского названия этого трактата - «Китаб аль-джебр валь-мукабола» ( «Книга о восстановлении и противопоставлении») - со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово «алгебра», а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений, а, следовательно, и задач, решаемых с помощью уравнений.
У: Образец записи решения задачи, составляя уравнение, есть у каждого на столе (Приложение).
1.Как составляется условие для решения задачи уравнением?
2.Что неизвестно в задаче? Что возьмем за неизвестное Х?
3.Что будем уравнивать в левой и правой части уравнения?
№ 2 с 126-выполняем решение задач с помощью уравнения
Предлагаю работу в парах по решению задачи, условие которой поможет вам ответить на вопрос: Что поможет вылечить простуду?
«В состав витаминного чая от гриппа входит красная рябина и шиповник. Всего взяли 88г. Известно, что шиповника в 7 раз больше, чем рябины. Сколько граммов взяли рябины?»
(Учащиеся решают, советуясь друг с другом. Идёт работа в парах. Даётся 5 минут.)
У: Проверяем решение задачи по этапам (самопроверка) и оцениваем сами (самооценка) в баллах по образцу записи на доске: (створка доски открывается)
- за краткое условие – 1 балл,
- за составление уравнения – 1 балл,
- за решение уравнения – 1 балл,
- за написание ответа – 1 балл,
- за аккуратность записи – 1 балл.
У: У кого получилось в сумме 5 баллов подняли руки, у кого – 4 балла, у кого – 3 балла, у кого – 2 балла, у кого – 1 балл? Количество баллов соответствует вашей оценке.
Замечательно, а теперь мы обратимся к № 3 с 127.Выполняем столбиком. Кто работает у доски комментирует.
ІІІ.Физкультминутка
На слайде (Мен ?аза?пын)
IV. Тема
Далее-№4 с 127.Работаем с величиной –время. Давайте вспомним: в минуте сколько секунд? В 1 часе сколько минут? В сутках- часы? Замечательно. Тогда приступаем к работе.
Следующее наше задание-№6 с 127.Ребята,скажите,пожалуйста,о каких величинах говорится в данном задании?
V. Итоговая рефлексия
У: С каким новым приёмом решения задач вы познакомились?
Д.: Решение задач путём составления уравнения.
У.:Что вам понравилось на уроке?
VІ. Домашнее задание
У: Дома попробуйте решить задачу № 5 и №7 на с.127 , Обратите внимание на решение задачи.Решаем без составления уравнения.А в № 5 необходимо пробразить величины.
В заключение урока учитель средней школы предлагает разгадать математический фокус: (звучит тихая музыка)
Задумайте число, прибавьте к нему 5, умножьте на 3, из результата отнимите 9, теперь 6. Если вы скажите свой результат, то я вам скажу ваше задуманное число.
{ (Х+5) х 3-9-6 }
Ученики называют шепотом учителю ответы. Учитель делит полученный результат на 3 и говорит задуманное число. Предлагает разгадать секрет.
Урок закончен.Всем спасибо