Учитель – Читаева Наталья Николаевна.
Предмет: окружающий мир, математика.
Тема урока: « Решение задач »
Класс: 3.
УМК «Школа 2100»
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66», г. Рязань
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира во 2 классе.
Тема урока: « Решение задач. Зимние изменения в природе»
Тип урока: интегрированный урок, урок изучения нового учебного материала.
Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Метод обучения: диалогический, эвристический
Методическое обоснование урока:
Цель как деятельность учеников по линиям развития:
а) Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе;
систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом;
дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса);
показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;
закрепить умение решать задачи рассмотренных видов (простые и составные).
б) Воспитательные:
прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру;
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность.
в) Развивающие:
Развивать познавательные УУД;
Коммуникативные УУД;
Регулятивные УУД.
Задачи урока:
• Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
• Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
• Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
• Повышать мотивацию детей к познанию природы своего края.
• Воспитание культуры общения на уроке.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
провести наблюдения за зимними изменениями в природе;
систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом;
дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса);
показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;
закрепить умение решать задачи рассмотренных видов
Метапредметные результаты:
Личностные:
умение определять своё отношение к миру
Регулятивные:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Личностные результаты:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения.
Оборудование:
Картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных своего региона;
Схема «Зима», счетный материал, запись П. И. Чайковского «Времена года», картина Д. Я. Александрова «Зимняя сказка».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме: "Решение задач" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66»
Методическая разработка интегрированного урока окружающий мир и математика
« Решение задач »
Читаева Н. Н.,
учитель первой
квалификационной категории
Рязань
2014г.
Ход урока
Актуализация знаний, постановка проблемы
Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?
Весна-4 Зима-2 Осень-1 Лето-3
Чтобы проверить свой ответ, решите цепочку примеров ( 18-4+6-8-10=2)
- Какие вопросы у нас возникают?
( Какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы, как животные, птицы, рыбы приспособились к суровым зимним условиям. Как помочь животным…)
2. Совместное « открытие знаний».
- Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).
- Положите головы на парты и закройте глаза. Зима... Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Беззвучно летят они в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут, покачиваются, отыскивая себе дорогу на землю, так как им мешает невидимый воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел раздалбливает шишку, да снег скрипит под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип! Как вы думаете, отчего мы слышим такие звуки?
- Зима — самое холодное время года. Почему?( Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе.) Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. В суровые зимы морозы в Рязанской области достигают 45 градусов! Земля покрывается снежным покровом.
Зимой толщина снежного покрова в среднем на севере области достигает 50 см, а на юге-35 см. На сколько больше толщина снежного покрова на севере области, чем на юге?
Вы знаете, что зимних месяцев три: …назовите их (декабрь, январь, февраль.)
Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.
- Знаете ли вы, почему в морозные зимние дни у нас на оконных стеклах появляются узоры изо льда?
( Пар, который мы выдыхаем, соприкасаясь с холодной поверхностью стекла, превращается в лед. Из мельчайших ледяных кристаллов и образуются узоры.)
- Какие поговорки о декабре вам известны? ( Декабрь год кончает, зиму начинает.)
Январь — «студень». Как вы думаете, почему? ( Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь — году начало, зиме — середина.)
Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели».
Зима на Рязанщине отличается непостоянством погоды. Часто в нашей местности устанавливается морозная, безветренная и ясная погода. Иногда более теплая, пасмурная, с дождями и мокрым снегом. Но зимние оттепели продолжаются недолго. В конце ноября или в первых числах декабря — начало постоянного снегового покрова. Земля получает мало тепла: косые лучи солнца лишь скользят по ее поверхности. Зимний день короток. Не успеет солнце подняться над горизонтом, а уже клонится к западу. Снег укрыл сильно промерзшую землю. Мороз заковал льдом стоячие водоемы. Лишь кое-где у плотин вода остается незамерзшей. Под ногами человека слышится сухой наждачный хруст.- Какие месяцы самые холодные? Какие явления в неживой природе происходят зимой? ( Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель, вьюга, пурга…) А как вы думаете, как зима отразилась на жизни растений и животных? Продолжим наше путешествие в зимний лес.Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.
-А знаете ли вы, почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки?
(Ветки ели растут наклонно вниз и легко пружинят. Поэтому при маленьком ветре от чрезмерной тяжести мокрого снега, случайного толчка снег соскальзывает с ветвей.)
-Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые. Как зимуют кустарники и травы? Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.
- Как вы думаете, почему они не замерзают? ( Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой. А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам.)
3. Самостоятельное применение знаний
-Определи дерево (показываю шишки, изображения деревьев)
Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений наблюдать рост?( В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.)
- Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно видеть в нем: то хитрая лисица пробежит, вынюхивая след, то белка покажется из дупла, щелкая орешки.
- Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите какие красивые деревья, а на снегу видны чьи-то следы. Чьи же это следы? (Зайца.)
Летом заяц был серым, а теперь посмотрите. Что случилось?
— Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? Чем он питается?
Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Вот, как выглядит след зайца.
- Лежку заяц-беляк устраивает на открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ямку в снегу и забирается в нее по шею.
- Что помогает зайцу спасаться от врагов?
- Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают молодые деревья.
- Существует поговорка «Труслив, как заяц».
- Как вы понимаете? Но зайцы не трусливы, а осторожны. Заяц способен дать отпор.
-Как? (Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.)
—Итак, что же вы узнали нового о зайце? Какие изменения в его жизни происходят зимой?
Но вот наш зайчик встрепенулся, поджал уши и бросился наутек. Он почувствовал, что кто-то приближается. Угадайте, кто это?
Хвост пушистый, В лесу живет,
Мех золотистый В деревне кур крадет ( Лиса)
— Какого цвета была у лисицы шерсть? (Рыжая). Посмотрите, и зимой она осталась рыжей (не меняет окраску). К зиме у лисиц отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. Тело у лисицы очень подвижное, оно может выгибаться и стлаться по земле, вытягиваясь во время бега. Ноги гибкие и тонкие. Лапы лисицы обрастают шерстью, наружу торчат только коготки. Животное как будто обувает валенки, и лапки его не мерзнут в большие морозы. След лисицы выглядит так. (Картинка со следом лисицы).
Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты во время преследования, убегая от волка. Лиса по писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает кур, домашних птиц.
— Почему лиса не запасает корм ни летом, ни зимой? Итак, что же нового узнали о лисе?
4. Самостоятельное применение знаний
-Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса заметила след и медленно начала двигаться по следу. Внимание, задача:
Когда заяц пробежал 90 м, лиса прошла всего 15 м. На сколько больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, то поможем зайцу убежать от лисы.
- Мы помогли зайцу убежать от лисы.
—А вот на полянке появился другой зверек. Угадайте, кто он.
Хожу в пушистой шубе В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу Орешки я грызу ( Белка)
— Какого цвета была белка летом? (Рыжая). Посмотрите на рисунок. Зимой белка серебристо-серая. Серая белка зимой не видна среди комков потемневшего снега, лежащего на сучьях деревьев. Что запасла осенью белка?
- К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок — пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
К зиме белка утеплила свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. По деревьям белка передвигается так же свободно, как мы по земле. Хвост у белки служит рулем и парашютом. Что же нового вы узнали о белке?
-Итак, вы знаете, что белка очень любит орехи. Внимание, задача:
У белки в дупле были орехи. Когда она съела 6 орехов, то у нее осталось на 9 орехов больше, чем она съела. Сколько всего орехов было в дупле?
-Белка орешки грызла, а скорлупки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рев. Белка испугалась и спряталась. Как вы думаете, кто же это так страшно ревет? Кого разбудила белка? (Медведя) Он очень рассердился. Послушайте! Кажется, он снова уснул. Где же спит медведь? (В берлоге). Что вам известно о медведе?
(Долгую зиму медведь проводит в берлоге. В это время он не употребляет пищу, а живет за счет накопленного жира летом и осенью).
—Чем питается осенью медведь?
-Берлогу медведь устраивает под ветками деревьев, в расщелинах скал. Зимой у него появляются медвежата. Говорят: «Медведь зимой лапу сосет». - Почему?
(Оказывается, в феврале со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Медведь сосет лапу, согревая ногу губами и языком.) Напрасно искать зимой следы медведя на снегу. Медведь залегает в берлогу еще до появления снега. Для него было бы намного опаснее, если бы он делал это позже. Ведь по следам легко отыскать его берлогу.
- Бурый медведь- это самый крупный наземный хищник. Его вес достигает 750 кг! ( Сколько это десятков? 75)
- Знаете ли вы, что лося называют лесным великаном? Как думаете, почему?
- Вес его достигает 400 кг, за сутки лось может съесть более 1700 веточек.
В снежную зиму трудно приходится и волкам. Почему?
- Они собираются в стаю и организуют охоту на кабанов.
- Чем питаются белки, мыши, бобры? (используют запасы или достают корм из-под снега).
- Чем питаются лоси, кабаны, зайцы? (питаются ветками и корой деревьев).
- Чем питаются волки, лисы? ( Хищные звери охотятся на мышей, зайцев).
А что делают те звери, которым трудно найти себе корм?
(Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку.)
Зима — трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.
5. Самостоятельная работа
- А чем подкармливать диких животных зимой, вы узнаете, если внимательно прочитаете и решите задачу.
Лесники разложили для подкормки зверей 8 кг моркови, а капусты — на 12 кг больше. Сколько всего капусты и моркови разложили лесники для подкормки зверей?
— Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы? Какую помощь могут оказать им люди?
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.
Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны.
Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.
Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем. Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?
- А знаете ли вы, какая птица выводит птенцов зимой? ( Ответы детей)
- А теперь давайте проверим
Дятел — 7. Клест — 8. Аист — 6.
( для проверки нужно решить цепочку примеров: 18 – 5+ 4 – 10 + 8+ 6 – 13 = 8)
-Какие еще птицы зимуют в наших краях?( Сороки, вороны,воробьи.)
-Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели.)
- А знаете ли вы, где зимуют лягушки? ( Они забираются в камни и ямы, закапываются в ил под водой).
- Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и присыпают снегом.
Оказывается, в наших водоемах водится рыба, у которой нет чешуи. Что это за рыба?
Щука – 4 Сом – 5 Карась - 6 (Число 5, соответствует слову сом)
- Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи,сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
- Какие птицы прилетают к нам на зимовку из северных районов? (снегири и свиристели.) Ягоды рябины для них — лучшее лакомство. Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время?
6. Игротека
1) Выбери животных, которых можно встретить зимой: Муравей, лягушка, медведь, еж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
-2)Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка — по домикам ( работа в группах)
Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 — животные, которые зимой ищут корм в природе.
Отгадай загадки
Летом по лесу гуляет, Шуба серая для лета,
А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Для зимы другого цвета ( Заяц)
Какая птица зимой птенцов выводит? (Клест)
У какого зверя зимой рождаются детеныши? (У медведицы)
Домашнее задание.
- Прочитайте рассказ, найдите в нем ошибки (работа в парах)
7. Итог работы
-Что нового вы узнали сегодня на уроке ?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в « открытии» знаний? Как работал ты?
Приложение
Зимний день
В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр за окном — 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброды положить в рюкзак — и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в девять.
Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было нетяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверное, следы ежа», — сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», — возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега.
Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», — сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» — ответил ей Петрик. Где-то сверху доносился равномерный стук — это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя и это знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой.
Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», — сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.