Урок математики в 1 классе на тему "Счет десятками" по учебнику Л.Г.Петерсон. Цель: Вести новую счетную единицу - десяток. Задачи:1) закрепить состав числа 10, счет в пределах 10, навыки решения задач.
2) Развивать умение самостоятельно проводить анализ задач.
3) Развивать аналитическое и логическое мышление, речь, математические способности.
Оборудование: счетные палочки, модели треугольников (у каждого учащегося), логические таблицы (для № 6, с. 47), модели фигур (для № 7, с.47), карточки для выполнения действий с десятками.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1) - Счет до 20 вперед и обратно.
- Счет двойками до 20.(По рядам.)
2) Веселые задачки
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
пять с кислинкой.
Сколько их? (5+5=10)
Подогрела чайка чайник,
Пригласила 8 чаек.
«Приходите все на чай!»
сколько чаек, отвечай! (9+1=10)
Все ли здесь цыплятки, детки,
Надо сосчитать наседке.
Семь на грядке, три во ржи.
Сколько их всего, скажи! (7+3=10)
3) – Сколько в данной фигуре треугольников?(Карточка)Покажите.
- Рассмотрите еще раз эту конструкцию. Есть ли здесь другие фигуры? Какие? Сколько их?(Четырехугольники – 2 вида по три, всего – 6.)
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
Введение в практику счета десятками.
- Уберем из этой конструкции внутренний треугольник. Что осталось? Напоминает ли вам что-нибудь этот большой треугольник? (Похоже на модель десятка.)
- Что обозначает один треугольник? (Это один десяток.)
- Сколько в одном десятке единиц? (Десять - показать)
- Добавим к нему другой треугольник. Что получилось? (Два десятка.)
- Какое действие совершили? (Сложение.)
- Какие единицы счета использовали? (Десятки.)
- Выполним действие вычитания.
- Какой можете сделать вывод?
- Итак, о чем будем сегодня говорить на уроке? (О десятках.) Что мы будем с ними делать? (Считать, производить действия.)
- Вспомните, что мы еще считаем десятками? Где вы встречались с этой единицей счета? (В магазине при покупке яиц, пуговиц, тетрадей и др.)
- Решите задачу, записав выражение графически.
Купили 8 десятков пуговиц. 6 десятков использовали при пошиве костюмов. Сколько пуговиц осталось?
- Удобно ли записывать решение с помощью графических моделей?
- Поэтому будем записывать так:
8д - 6д = 2д (п.)
Ответ: 2 д пуговиц.
IV. Физкультминутка.
Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
V. Первичное закрепление.
1. Действия с десятками.
№ 1, с. 46.
- Составьте задачи по рисункам.
- О чем будет задача? (О десятках карандашей.)
Было 2 десятка карандашей, купили еще 3 десятка карандашей. Сколько десятков карандашей стало?
- Что надо найти часть или целое? Каким действием находим целое? Прочитайте запись решения. Что получили в результате?
Было 5 десятков яиц. 3 десятка яиц съели. Сколько десятков яиц осталось?
№ 2, с. 46.
Решение примеров с комментированием.(1 столбик - дети выходят к доске, 2 столбик – с места, 3 столбик - самостоятельно.)
К 7 десяткам прибавить 2 десятка, получится 9 десятков.
Из 10 десятков вычесть 4 десятка, будет 6 десятков. И т.д.
2. Решение задач.
№ 3, с. 46.
а) б) Устно.
- Что известно? Что нужно найти? Каким действием? Какой получим ответ?
а) 3 д + 2 д = 5 д (тет.)
Ответ: всего 5 д тетрадей.
б) 5 д – 4 д = 1 д (ор.)
Ответ: на 1 д орехов меньше заготовила первая белочка, чем вторая.
Пальчиковая гимнастика
Идет по парте человек, переставляет ножки,
А если пальцы смотрят вверх, то получились рожки.
в) Письменное решение с комментированием у доски, в тетради в клетку.
- О чем задача? (О десятках тарелок.)
- Что известно в задаче? (На полке стояло 9 десятков тарелок.)
- Это часть или целое? (Целое.) Значит пишем над дугой.
- Что еще известно в задаче? (Одному классу раздали 2 дес. тарелок, а другому – 3 дес. это части, заполняем схему.)
- Что нужно найти? (Сколько тарелок осталось?)
- На сколько частей делим целый отрезок? (На три части.)
- Как назовем каждую часть? (I, II, осталось.)
- Итак, повторите вопрос задачи.(Сколько тарелок осталось?)
- Нужно найти часть или целое? (Часть.)
- Как найдем часть?
- Какое получим решение? (9д – 2д – 3д = 4 д (тар.))
- Какой запишем ответ? (4 д тарелок осталось.)
г) Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Сверка по образцу, выполненному одним учеником на доске.
3. Сравнение чисел и выражений. (№ 4, с. 47 – по цепочке.)
VI. Физкультминутка.
Солнце глянуло в кроватку,
Один, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
4. Групповая работа.
Детей разделить на четверки (по 2 парты) и раздать каждой группе задания: логические таблицы и моделирование фигур.
- Какую закономерность увидели в 1-ой таблице? (В каждом столбце одинаковые фигуры, а в каждой строчке одинаковый цвет.)
- А во второй таблице? (В каждой строчке – одинаковая форма, в каждом столбце – одинаковое количество.)
- Смоделируйте фигуры из частей квадрата.(Раздать карточки)
- с обратной стороны ваших карточек написаны буквы и один слог. Посмотрите, какое же здесь зашифровано слово? (Десяток)
VI. Итог.
- Значит, о чем мы с вами говорили на уроке? (О десятках)
- К какому выводу пришли? (Их можно складывать и вычитать.)
- Что означают рисунки в рамочке? О чем напоминает нам мудрая сова? (Десять единиц это один десяток.)
- Назовите количество десятков по рисунку. (2 д, 4 д.)