Тема: Запись, счет, сравнение полных десятков.
Цели: Формирование представлений о способах образования полных десятков.
Задачи: Научить читать, графически записывать, сравнивать полные десятки в пределах 100.
Развивать навык устных и письменных вычислений, логическое мышление, внимание, память, математическую речь.
Осуществлять межпредметные связи с познанием мира.
Воспитывать интерес к предмету, взаимопомощь, уважение к профессии «космонавт».
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично –поисковый.
Форма работы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.
Ресурсы: портрет Ю.А.Гагарина, ракета из геометрических фигура, карточки для индивидуальной работы, изображ. планет, звезды с примерами, ряд десятков от10 до 100, счетные палочки, карточки для парной работы, звездочки, ребусы, плакат для рефлексии(темное небо), слова: двадцать, тридцать.
Ход
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
- Сегодня мы станем космонавтами и совершим космическое путешествие.
-А почему именно сегодня? ( 12 апреля отмечают День Космонавтики)
- Кто был первым космонавтом?(Ю.А.Гагарин)
Опережающее задание (справка о Гагарине).
- Какими качествами должен обладать космонавт?
- А нужны ли ему математические знания?
II. Постановка цели и задач урока.
- Во время нашего полета мы познакомимся с названием полных десятков, научимся их читать, записывать и сравнивать. После правильно выполненного задания на нашем небосклоне будет загораться новая звезда.
III. Устные упражнения.
1) Работа с геометрическим материалом.
-Чтобы узнать, на чем мы полетим, отгадайте загадку:
Хвост ярким пламенем горит
Она по воздуху летит.
Прощай любимая планета
На Марс меня везёт …ракета.
- Сейчас я проверю, готовы ли в вы к полету.
Показ ракеты, составленной из геометрических фигур.
- Ваша задача запомнить, из каких геометрических фигур состоит ракета, назвать их количество.
- Наша ракета готова к полету. Но чтобы она взлетела, мы должны выполнить первое задание.
2) Индивидуальная работа по карточкам(3 ряд: вычислительные навыки, решение уравнений).
3) Индивидуальная работа у доски.
а) Реши задачу (1реб) б) Сравни: (1реб)
Было -8 звезд 5 + 5 * 9 3 + 4 * 10 - 2
Упало – 5 звезд 6 * 8 – 4 7 + 2 * 6 + 1
Осталось - ? звезд 9 – 3 * 7 - 7
Проверка. Оценивание.
4. Фронтальная работа
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Какие еще планеты знаете?
А) Логическое задание
Планета Юпитер больше Земли, Земля больше Венеры. Что больше: Венера или Юпитер? (Юпитер больше) (показ на доске)
Доп. сведения – Юпитер – самая большая планета СС
Земля – единственная планета СС, на которой есть жизнь
Венера – самая близкая планета к Земле, высокая температура
Б) Игра «Зажги звезду»
6 -4 9 +1 5 + 4 7 – 2 8 + 2 10 - 2
- Как называются записи?(числовые выражения)
- На какие группы можно разделить? (суммы, разности)
- Вам нужно прочитать выражения математически и найти их значения.
Вывод: Что повторили? (Виды выражений, компоненты действий)
-Наша ракета набрала скорость и вышла в космическое пространство.
IV. Графическая минутка
Во время полета космонавты обязательно свои наблюдения записывают в бортовой журнал.
- Откройте свои бортовые журналы.
-Запишите число.
-Чтобы узнать, какое число будем писать в графической минутке, проанализируйте строчку чисел и назовите лишнее.
5 9 1 10 6 7 2 (лишнее число 10, потому что оно двузначное, а остальные однозначные)
10 - хар-ка числа
Взаимопроверка.
Физминутка зрительная «Полет ракеты»
V. Подготовка к восприятию нового материала.
-Наша ракета подлетает к неизвестной планете, на которой живут интересные жители. Чтобы узнать ее название, мы должны вспомнить….
- С какой единицей счета познакомились на прошлом уроке?
- Сколько единиц в 1 десятке? Каким числом обозначаем?
- Возьмите счетные палочки и отсчитайте 1десяток?
VI. Открытие нового знания.
1) Знакомство со способ образования полных десятков, чтение чисел.
Практическая работа со счетными палочками.
- А сейчас я прошу вас показать мне 2 десятка палочек?
- Как вы это можете сделать?(отсчитать еще один десяток или соединить свой десяток с соседним)
-Как называют число, обозначающее 2 десятка?(двадцать -20)
-Какие цифры использовали для записи числа 20? (запись в тетрадь)
-Что обозначает цифра 2, цифра 0?
- А если я возьму 3 десятка палочек, что за число получу?(тридцать- 30)
-Запишите его в тетрадь.
- Что общего услышали в названии чисел? (дцать)
На доске слова: двадцать, тридцать
- Как думаете, что оно может обозначать?
- В древности на Руси число 10 называли «дцать». Мы уже давно так не говорим, но в нумерации чисел это древнее слово сохранилось.
- Можете ли назвать остальные числа? (работа с числами)
- Что общего в этих числах? Как их можно назвать?
- Так на какую планету мы попали?(Круглые, полные десятки)
2) Работа по учебнику стр. 182 № 2
Запомни! Хором
- Название каких чисел отличается от остальных?
- Где в жизни мы используем счет десятками?
Физминутка динамическая
Один, два, три, четыре, пять. (ходьба)
В космос мы летим опять. (соед. руки над головой)
Отрываясь от Земли, (подпрыгивают)
Долетаем до Луны. (руки в стороны, покружились)
На орбите повисим, (покачать руки вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба)
VII. Закрепление
1)Восстановление числового ряда.
- Наш полет продолжается. На пути нам встретились астероиды.
- Кто знает, что это такое? ( Астероиды - это летающие в космосе большие каменные или железные глыбы)
-Мы сможем их облететь, если выполним следующее задание.
стр.183№3
-Прочитайте числа в 1 строчке.
-Как они записаны?
-Прочитайте числа во второй строчке.
- Что можете сказать об этой строчке?
Задание
-Восстановите эти ряды, вписав недостающие числа.
Мальчики –по возрастанию, девочки по убыванию.
Фронтальная проверка.
-Что помогло справиться с этим заданием?(умение читать числа, знание последовательности круглых десятков при счете )
2) Сравнение круглых десятков.
- Какие действия мы можем выполнять с круглыми десятками?(складывать, вычитать, сравнивать)
-Что значит «сравнить число»?
- Давайте сравним числа 60 и 40.
-Объясните, как это сделать?(дальше при счете от нуля, сравнение количества десятков)
-Что вам напоминает сравнение десятков?(сравнение однозначных чисел)
Работа в парах.
50*80 30*30
60*10 70*90
100*20 80*40
Проверка по эталону
Д/З стр.183№4
3) Лог. задание. Ребусы
Работа по группам.
Сви100ток ко100чка и100рия
40а 100л
VIII. Решение задачи
- Наше путешествие подходит к концу. И чтобы мы удачно приземлились, нам нужно решить задачу.
- Из каких частей состоит задача?
-Что такое «условие», «вопрос»?
- Что значит «решить задачу»?
Анализ задачи.
Для полета в космос готовились 6 космонавтов. Полетел 1 космонавт. Сколько космонавтов осталось на Земле?
Запись решения в тетрадь.
IX. Итог
- Посмотрите на наше небо. Сколько звезд вы зажгли.
- Что вам помогло?
- Что нового вы узнали?
- Где можете применить эти знания?
X. Рефлексия
- Если считаете, что вы поработали на уроке отлично, приобрели новые знания, можете ими поделиться с другими, то прикрепите ракету вверху.
-Если считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой –ракета остается на Земле.