Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Благовещенск
Амурская область
Конспект урока по математике
в 1 классе
ТЕМА: «Счет десятками и единицами»
подготовила
учитель начальных классов
Донская Марьяна Владимировна
г. Благовещенск
2015 г.
Тема: Счет десятками и единицами
Цели:
Научить сравнивать, складывать и вычитать числа, выраженные в единицах и десятках, и длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах; закрепить умения выполнять действия с круглыми числами; текстовые задачи.
Развивать речь, память, внимание, аналитические способности, логическое мышление, интерес к предмету.
Воспитывать взаимоуважение, ответственность, коммуникативные навыки.
Оборудование: схемы задач, графические модели десятков и единиц, презентация, цветные полоски для рефлексии, учебник “ Математика”, 1 класс (Л.Г.Петерсон). УМК «Перспектива»
Ход урока.
I. Организация класса к уроку.
-Все спешим скорее в школу
В наш любимый класс. (Хором)
Много дел больших и новых
Ожидает нас. (хором)
Ребята, а я вам хочу пожелать успехов, чтобы все трудности вы смогли преодолеть.
II.Сообщение девиза урока
-На свете есть много разных тайн. Я хочу, чтобы вы сегодня на уроке открыли для себя новую тайну чисел. Девизом нашего урока я предлагаю взять слова. Прочитайте их. (слайд 1)
«Всё тайное становится явным».
-Как вы понимаете слово «явным»?
-Правильно. За дело!
III. Устный счет
-Ребята, у вас у каждого на партах лежат карточки с заданиями. Под первым номером - все задания для разминки, в которых вы будете записывать решения.
1) -Посмотрите на экран, здесь записаны числа, которые вы должны расположить в вагончики, в порядке возрастания.
17, 10, 5, 15, 2, 20, 1
2)- В следующем задании мы с вами вспомним материал прошлого урока, величины длины. Вы самостоятельно должны выполнить задание: сравнить величины.
3дм___10 см
8 см __8 дм
4 дм __ 40 см
6 дм ___60 дм
- Давайте теперь проверим ваши ответы. (слайд-эталон.)
- И в последнем задании нашей разминки вы вычислите выражения с величинами:
.
1 дм + 4 см = ___ см 3 дм + 4 дм + 2 см =
1 дм + 4 дм = ___см 9 дм - 8 дм - 1 см =
4 дм + 1 см = ___см 4 см - 2 см + 2 дм =
- Проверим ответы (Слайд эталон)
- Оцените свою работу, у вас у каждого на парте находятся по 2 полоски красного и зеленого цвета. Если были затруднения, поднимите красные полоски, кто выполнил все задания без ошибок – зеленые.
- Молодцы, вы хорошо потрудились, давайте теперь двигаться дальше. Вы готовы?
III. Актуализация новых знаний
Следующее задание на карточках, из которых вам нужно выполнить - это найти значения выражений:
20+30 80+10 10+10
50-10 70+10 20+1
60-30 90-20 40+40
- А теперь скажите, какое выражение, по вашему мнению, здесь оказалось лишним? (20+1)
- Почему, вы так решили?
- Ребята, опираясь на это задание, кто мне может сформулировать тему нашего урока? (счет десятками и единицами)
- А каких целей мы должны достигнуть? ( Научиться сравнивать, складывать и вычитать числа, выраженные в единицах и десятках)
- А давайте проверим все выражения на карточках. (Слайд с ответами выражений)
- Оцените свою работу цветными полосками.
- Теперь давайте поработаем над выражением, где у вас возникли трудности (ребята сами отвечают, пытаются объяснить решение) Слайд.
- Молодцы, все верно, 20 –это у нас десятки, а 1- это единицы. И мы должны в этом случае складывать только единицы.
Физминутка.
«Под дождем». (ученики стоя повторяют движения за учителем)
Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем.(кисти рук встряхнули)
От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (сесть за парту)
Слайд: 1 задание с.54
- Посмотрите, как это мы можем записать на модели с помощью треугольников и точек. Где треугольники это десятки, а точки – единицы.
- Но перед нами возникает следующая проблема: мы должны выполнить действия с десятками и единицами.
- В помощь у вас на партах лежат карточки со знаками +, -, =, треугольники – десятки, точки – единицы.
_ Я вас хочу попросить с их помощью в работе парой найти сумму выражения: (СЛАЙД)
3д5е + 1д2е
(учащиеся на партах выкладывают карточки, после выполнения слайд с верным ответом)
- Сравните ваше решение, у кого получилось так же, поднимите зеленые полоски, у кого были допущены ошибки – красные.
Итак, анализируя, попробуйте вывести правило сложения десятков и единиц. Чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы. (Слайд) хором
- Сумму мы с вами нашли, научились находить, а как же нам найти разность вот этого выражения:
(слайд)
5д4е + 2д3е
(учащиеся на партах выкладывают карточки, после выполнения слайд с верным ответом)
- Сравните ваше решение, у кого получилось так же, поднимите зеленые полоски, у кого были допущены ошибки – красные.
-Давайте опять попробуем вывести правило вычитания десятков и единиц.
Чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы. (Слайд) хором
IV. Тренировка
- Вот теперь, опираясь на выведенные правила, попробуем с комментированием выполнить задание №2 с.54
(один ученик с комментированием выполняет задание под буквой а))
- Какое правило ты применишь для выполнения действия? Посмотри, пожалуйста, на экран, здесь находятся правила вам в помощь.
(то же самое выполняем с остальными буквами)
- У кого были затруднения? Кому работа показалась легкой?
- Давайте опять используем полоски для оценки своих знаний.
- Мы немного отдохнем, и опять за работу возьмемся.
Физминутка.
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
V. Самостоятельная работа
- Давайте вернемся к нашим карточкам с заданиями.
- Здесь вы видите третье задание, на закрепление новой темы урока. Ваша задача самостоятельно выполнить решение
- Все выполнили. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, и проверьте выражения.
- Поднимите глазки на экран, и по эталону проверьте себя, свою работу. (Оценивание себя полосками 2х цветов)
- Я думаю что вашим глазкам нужна маленькая разминка. Сядьте как вам удобно, и все внимание свое обратите на экран. Давайте проследим за движением героев всем известного мультфильма.
- Ребята, как вы думаете, при решении вот этого выражения
(слайд) 3дм2см + 1дм4см = 4дм6см
мы должны применить новые изученные правила?
- но только его немного поменяем, т.к. здесь присутствуют величины.
- Давайте попробуем вывести сами это правило.
Чтобы сложить величины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, надо к дециметрам прибавить дециметры, а к сантиметрам - сантиметры. (Слайд) хором
- А сейчас вы самостоятельно выполните остальные задания под номером 4 ваших карточек.
- Давайте опять проверим ваши результаты по эталону, а вы оцените свои успехи.
- На последок вам предлагаю решить задачу, А кто мне напомнит этапы разбора задач.
(разбираем условие задачи, находим вопрос задачи. После чего составляем схему задачи, затем записываем решение, вспоминая правила нахождения неизвестного. В конце записываем ответ задачи)
- Прочитайте задачу (слайд)
Игорь покупал альбом. Он дал в кассу две монеты по 20 руб. и 1 монету 50 руб. Сколько сдачи ему надо получить, если альбом стоит 80 руб.?
(Слайд схемы задачи, без данных. Дети самостоятельно расставляют)
(20 + 20 + 50) руб.
80 руб. ? руб.
(слайд с решением и ответом)
- Проверьте свои решения и оцените.
VI. Рефлексия
_Ребята, вот и подходит к концу наш с вами урок. Я очень довольна вами, вы все дружно работали, оживленно. А теперь я хочу узнать, как вы сами оцените те знания, которые получили на уроке.
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
Использованная литература:
Учебник «Математика», 1 класс Петерсон Л.Г. 2014г.
Методические рекомендации к учебнику «Математика», 1 класс, Москва, 2014 г.
Сайт Образовательной системы «Перспектива»