Этапы урока | Учитель | Ученики |
Оргмомент -обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению. | Приветствие. | Приветствие. На столах учащихся учебники, дневники, простые карандаши, линейки Учащиеся записывают дату в тетрадь. |
Актуализация знаний Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, Создание проблемной ситуации Использует приём -выполнение задания, не сходное с предыдущим. | Задание №1 Обращает внимание учеников на запись числовых выражений на доске: -3 ;5 ;-7; 6,08;-3,5 ;2 ; 8 ; 5/3; 15/5 Учитель просит самостоятельно сформулировать к ним задание(я).
Учитель наблюдает за ходом выполнения работы. Что мы знаем? Просит детей выполнить задание: Найти модуль числа ∣5| ; Найти модуль числа │7│. | Рассматривают числовые выражения. Обучающиеся поочередно придумывают задания: из представленных числовых выражений можно выбрать: - натуральные, - положительные, - отрицательные, -целые, - дробные, - можно представить их на координатной прямой. Выполняют задания в паре и контролируют полученный результат. В ходе выполнения каждого задания вслух формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий. В конце выполнения работы учащиеся дают оценку как самим формулировкам, так и качеству выполнения задания. Мы знаем: -положительные -отрицательные -целые -дробные, -умеем строить координатную прямую. Выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить среди них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, так как не знают, что такое «Модуль числа». |
Формулирование учебной проблемы 1–2 минуты | Что у вас вызвало затруднение? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? Запись темы урока на доске: Модуль числа Что желаете узнать по этой теме? Так, есть ещё версии решения вопроса? Запись на доске. - Значение слова - Математическое понятие - Где используются - Как найти - Откуда появилось | Мы не можем найти модули чисел -∣5| ; │7│. Мы видим две вертикальные палочки внутри которых число – положительное, натуральное. Что такое модуль числа? Модуль числа Запись темы урока в тетради Хочу узнать (обучающиеся выдвигают свои предложения): - Значение слова - Математическое понятие - Где используются - Как найти - Откуда появилось Нет. |
Открытие нового знания 3–5 минут | И так, мы хотим узнать ,что такое модуль. Давайте обратимся к значению этого слова ,откуда оно произошло (обратимся к словарю иностранных слов. Означает «мера». Мера, измеряют. С помощью чего ? Какая шкала есть для чисел ?- верно. Построим координатную прямую; Что нужно, чтобы такая прямая существовала? Отметим на координатной прямой точки М(5), В(2), С(-6), К(-4). Найдем расстояние от начала отсчета до каждой из точки. точка | координата | отрезок | расстояние (в единичных отрезках) | М | 5 | ОМ | | В | 2 | ОВ | | С | - 6 | ОС | | А | а | ОА | | Расстояние и мера это понятия которые мы можем сопоставить. Чему равно расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точек М , В, С и А? А как вы думайте, хотелось ли писать чернилами такое предложение? Наверное нет ,так вот и предложили для этого использовать слово "модуль" в Англии в 19 веке ,а чуть позже придумали для него символ две вертикальные палочки. А кто? Узнайте самостоятельно. | Самостоятельно находят в словаре иностранных слов - МОДУЛЬ Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Линейка ,весы, часы, у нас везде есть шкалы. Координатная прямая Начало отсчета, положительное направление, единичный отрезок. Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную: Модуль числа а – расстояние от начала координат до точки а. |
Формулирование нового знания 1–2 минуты | Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно. Определение: Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). │ а │ = а | Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную, воспроизводя ее в удобных и понятных для себя терминах: Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). │ а │ = а |
Первичное при- менение нового знания 2–3 минут | Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание: Как найти модуль следующих чисел: │5│=? │7│=? │-4│= ? Чему равен модуль положительного числа? Приведите пример. Чему равен модуль отрицательного числа? Приведите пример Каким числом не может быть модуль числа? Чему равен модуль 0? | Самостоятельно читают учебник, объясняют задание, формулируя при этом вслух необходимый алгоритм действия. Сверяют полученные результаты и определяют ошибки. │5│=5 │7│=7 │-4│= 4 |
Самостоятельная работа 3–5 минут | Просит детей самостоятельно выполнить задание на карточке, основанное на применении нового знания, при этом дети работают в парах, помогая друг другу. Даны числа: 4 и - 4; 94 и - 94; - 42 и 42 Найдите модуль каждого из чисел. Сравните эти модули. Какой вывод можно сделать? Запишите в тетрадь: |-а |=|a | | Самостоятельно выполняют задание, затем решение одной или двух пар учащихся выносится на доску и обсуждается всем классом, при этом анализируются допущенные ошибки. |4|=4 и |-4|=4 |94|=94 и |-94|=94 |-42|=42 и |42|=42 Они равны. |-а | =а |а |=а Запись в тетрадь: |-а | =а |а |=а |
Повторение и за- крепление изученного ранее До 15 минут | (1,3 ряды) Выполните самостоятельно №950 из учебника, а затем проверьте ответы: |81|=81 |-2|=2 |1,3|=1,3 |-52|=52 |-5,2|=5,2 |0|=0 |8/9 |= 8/9 |-5/7 |= 5/7 (один из ребят выполняет задание на откидной доске) (2,4 ряды)Выполните самостоятельно №952 из учебника, а затем проверьте ответы: |3,7|=3,7 |315,6|=315,6 |-7,8|=7,8 |0|=0 |-200|=200 |-½|=½ |4¾|=4¾ Весь класс: |-8|-|-5| |-10|*|-5| |240|:|-80| |-710|+|-290| |-8|-|-5| |-10|*|-5| |240|:|-80| |-710|+|-290| (два ученика работают на переносных досках) | Работают по заданию учителя. Работают по заданию учителя. |
Итог урока 1–2 минуты | Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они. | Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей. |
Домашнее задание 1–2 минуты | Задание № 967 - обязательное (инвариант) Задание на карточках, историю термина «Модуль числа» - на выбор (вариантная часть). | Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания. |