Конспект урока «МОДУЛЬ ЧИСЛА»
Класс: 6.
УМК: Н.Я Виленкин, ВИ. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург (Изд. «Мнемозина»).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
- Предметные: сформировать понятия модуля числа, учить находить значения выражени с модулем.
- Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения; развитие умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; развитие инициативности и активности при решении математических задач; умение отличать гипотезу от фактов.
- Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий, умений самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Планируемые результаты:
Основные понятия: модуль числа
Ход урока
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Учитель. Приветствует обучающихся. Проверяется готовность обучающихся к уроку (наличие учебника, тетради, т.п.).
Учитель.
«Лень, конечно, наибольшая помеха к развитию наших способностей» Фердинанд Делакруа
-Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что то новое?
Этап актуализации знаний:
Практическая деятельность учащихся:
Дан ряд чисел: -15; 23; 7/8; -6,5; 8; 0;15; -7/8; -23; 0,005; 6,5
Назовите: отрицательные числа, положительные числа, натуральные числа, целые числа, противоположные числа.
Подготовка к работе на основном этапе:
Учащимся предлагается задание:
На координатной прямой с единичным отрезком 1 клетка, отметить точки с координатами: А (4),
В (-2), С (-5), D (7) Найти расстояние от начала координат до каждой точки.
После того, как учащиеся нашли данные расстояния, сообщаем о том, что данное расстояние и есть модуль числа.
И сообщаем тему урока: «МОДУЛЬ ЧИСЛА».
Предлагаем учащимся сформулировать определение самостоятельно и потом сравнить его с определением в учебнике. Записать определение в тетради: Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до очки А(а).
Вводим обозначение модуля числа: |a|
|4|=4
|-2|=2
|-5|=5
|7|=7
Чему равен модуль числа 0? Почему? (Модуль числа 0 равен 0, так как точка с координатой 0 совпадает с началом координат, то есть удалена от начала координат на 0 единичных отрезков).
Пишут |0|=0
Каким число не может быть модуль? Почему? (Модуль числа не может быть отрицательным. Так как это расстояние).
Для положительного числа и нуля модуль равен самому числу, а для отрицательного – противоположному ему числу.
Даны числа: 7 и -7, 14,1 и -14, 1; 8/19 и -8/19. Найдите их модули и сравните их.
|7|= 7 и |-7|= 7
|14,1|=14,1 и |-14,1|=14,1
|8/9|=8/9 и |-8/9|=8/9
Противоположные числа имеют равные модули.
Это можно записать так: |а|=|-а|.
Динамическая пауза.
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Предлагается учащимся прочесть текст в учебнике на с. 160 в рубрике «Говори правильно».
Выполнить задания № 950 (учащиеся, работающие у доски, каждый раз проговаривают, почему модуль конкретного числа равен положительному числу).
№ 951, 952, 953.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Задания № 961, № 964.
Рефлексия учебной деятельности.
Что нужно сделать в конце урока? (Подвести итог.)
Что такое модуль числа?
Как обозначают модуль числа?
Верно ли, что для любого числа а справедливо равенство |а|=|-а|?
Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
Домашнее задание. Параграф 28, ответить на вопросы устно, выполнить № 967, 9688 (а-г), 969.