Тема урока: Модуль числа.
Класс: 6
Цели урока:
Образовательные: ввести определение модуля числа. Провести первичную проверку усвоения данного материала, усвоение соответствующей терминологии и символики.
Развивающие: развитие навыков правильного построения координатной прямой, точек на координатной прямой. Развитие математической речи учащихся и грамотности в написании специальных терминов, умение связывать абстрактные математические понятия с фрагментами реальной жизни.
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к урокам математики,воспитание целеустремленности, усидчивости, внимательности, умения работать в группе.
Тип рока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Вид деятельности на уроке: самостоятельная работа, работа в группах, фронтальный опрос, беседа.
Оборудование: задание по готовым чертежам, лист№1,лист№2, презентация «Координатная прямая», «Модуль числа», интерактивная доска, инструменты интерактивной доски.
Прогнозируемый результат: в ходе урока учащиеся расширят свои знания об отрицательных и положительных числах, координатном луче, о смысле числа нуль, научатся находить модули, как отрицательных, так и положительных чисел, нуля.
Ход урока:
І.Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
1.Устный опрос.
- С каким знаком пишутся отрицательные числа?
-Как записываются положительные числа?
-Какое число не относится ни к положительным, ни к отрицательным?
-Сформулируйте определение координатной прямой.
Задание 1.Лист №1.
У каждого из вас лежит лист №1, на котором начерчены координатные прямые, отмечены и пронумерованы точки. Внизу даны буквы с соответствующими координатами. Ваша задача подписать на координатной прямой названия каждой точки и вписать в таблицу по порядку следования буквы, прочитать получившуюся фразу.Сначала работаете самостоятельно, далее в группе обсудите, что означает эта фраза(слайд№1)
Поступок - намеренное действие человека (из толкового словаря русского языка)
-Что означает эта фраза?
Давайте поразмышляем о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации.
Назовите в математике антоним слова положительно. Ответ: отрицательно. Приведите примеры положительных и отрицательных поступков человека.
Вы привели примеры, а теперь сделайте сами вывод: какие поступки надо совершать в жизни, положительные или отрицательные?
ІІІ.Изучение нового материала.
- А сейчас я расскажу вам сказку, вы послушайте и постарайтесь услышать слово, еще незнакомое вам.
На числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и Нуль. Председателем единогласно был избран Нуль. Он встал и стал держать речь: «Уважаемые числа! Мы собрались здесь для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отметить, хотя, может быть, это не скромно, что от меня идет счет, поэтому я и буду давать всем оценку.
Справа от меня находятся положительные числа, ничего отрицательного о них не скажешь.
Слева - числа отрицательные. В жизни часто плохо быть отрицательным, но нам, в математике, часто не получить без них положительный ответ. О добрения заслуживает МОДУЛЬ, который всегда неотрицательный.
Сидят числа и раздумывают, как понимать оценку Нуля.
-Какое слово вы услышали? Ответ: МОДУЛЬ.
Давайте разберёмся с этим словом.
Запишите тему урока: «Модуль числа».
Начертите координатную прямую. Отметьте на ней точку А(5) и точку В, имеющую противоположную координату.
-Какую координату имеет точка В?
Измерьте расстояние ОА и ОВ
- Что можно о них сказать? Ответ: эти расстояния равны.
- Итак, расстояние от точки, изображающей расстояние на координатной прямой до нуля- начала отчета-называется МОДУЛЕМ числа, который записывается так:|а|.
Значит, если ОА=5 см, то |5|=5, а если ОВ= 5 см, то |-5|=5, то есть |5|=|-5|=5
-Как это записать в общем виде? |а| = |-а|
- Как можно назвать числа а и –а? Ответ: противоположные.
-Какой можно сделать вывод? Ответ: модули противоположных чисел равны.
-А чему же равен модуль числа О? Ответ: О.
-Почему? Ответ: противоположен сам себе.
ІV.Закрепление. Задание 2.
Через запятую запишите в тетрадь, чему равен модуль данного числа:
|8|=…;|1,3|=…;|-5,2|=…;|- |=…; |- |=…; |-42|=…;|0|=…
Ответы учащихся: 8; 1,3; 5,2; ; ; 42; 0. Что общего в них? (нет отрицательных).
Итак, какой вывод можно сделать?
Вывод: модуль любого числа неотрицательный, а модуль нуля равен нулю.
Физкультурная минутка: У каждого из вас есть карточка с числом:
-12; 12; -66; 66; -15; 15; 0; -7; 7;-19; 19.
Закрепите на доске только те числа, модуль которых равен: 12;66;15;17;19(карточки на доску вывешиваются парами).
Какие числа остались без пары?
Ответ: 0
Задание 3. Лист №2.
Впишите вместо точек соответствующие числа: |3|=…;| |=…;|0|=…; |- |=…;|-14|=…;
|-0,1|=…;|3 |=…;|-0,4|=…; |2,5|=…;|-9|=…
На это вам дается 2 минуты, обсудите свои результаты в группе и подготовьте общий ответ.
VІІ.Самостоятельная работа. Лист №3.
1.Вычислите модули следующих чисел:
|-12|=…; |-17|=…; |-|-4|=…;|+|-2||=…; |-|+26||=…; |0|=…
2.Найдите значение выражения:
|-4,2|+3=
|-90|:15=
|- |*|- |=
VІІІ. Итоги урока. Обобщение знаний.
О чем вы сегодня узнали на уроке? (О модуле числа и как он обозначается)
Что называется модулем числа?
(Расстояние от данной точки на координатной прямой до нуля)
Каким будет модуль положительного числа? (положительным)
А модуль отрицательного числа? (положительным)
Какие числа имеют отрицательный модуль?(никакие)
Чему равен модуль числа 0? (0)
Выставление оценок.
Рефлексия.
Я:
- Повторил
- Узнал
- Научился
- Могу применять
Домашнее задание: §2, № 339,344.