Урок предполагает обобщение теорепических знаний, полученных на предыдущих уроках, применение их для решения задач практической направленности. На уроке при решении задач используется компьютер, а точнее программа обработки графической информации Paint. Заниматься математикой и частично информатикой возможно потому, что между этими двумя предметами существует много связей, на уроках информатики мы решаем зачастую те же задачи, что и на уроках математики. Однако на них мы смотрим иногда по-разному, выделяя в каждой задаче то, что существенно при изучении данного предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Координатная плоскость" »
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 27 г. Могилева»
Урок математики в 6 классе
Координатная плоскость
Учитель математики и
информатики
Челочева Ольга Дмитриевна
г. Могилев, 2015 г.
Координатная плоскость
Цели урока:
Обобщать теоретические знания, полученные на предыдущих уроках по теме "Координатная плоскость", применять их при решении задач, отрабатывать практические навыки;
Рассмотреть возможность практического применения темы «Координатная плоскость»;
Развивать представления учеников о возможностях компьютерной техники, ее роли в жизни человека, связи с другими отраслями знаний;
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство национальной гордости.
Оборудование:
Компьютеры
Графический редактор Paint
Файл-заготовка РБ.bmp
Компьютерная презентация к уроку
Математика: Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский
Раздаточный материал
Цветные карандаши, фломастеры
Ход урока:
1. Вводно–подготовительный этап
Проверка готовности к уроку, организация рабочих мест
Вступительное слово, сообщение темы и формулирование целей урока
Сегодня у нас с вами урок проходит в кабинете информатики. На уроке мы с вами будем при решении задач использовать компьютеры, а точнее программу обработки графической информации Paint. Заниматься математикой и частично информатикой возможно потому, что между этими двумя предметами существует много связей, на уроках информатики мы с вами решаем зачастую те же задачи, что и на уроках математики. Однако на них мы смотрим иногда по-разному, выделяя в каждой задаче то, что существенно при изучении данного предмета.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Координатная плоскость»
Давайте вспомним, с какими понятиями по этой теме мы уже познакомились, и какие типы заданий мы учились выполнять?
Ученики должны перечислить основные понятия темы и типовые задания, а именно «координатные оси», «координаты», «начало координат», «координатная плоскость», «абсцисса», «ордината», «нахождение координаты точки на плоскости», «построение точки по ее координатам». На основании их ответов формулируется цель урока.
Цель урока:
Обобщать теоретические знания, полученные на предыдущих уроках по теме "Координатная плоскость", применять их при решении задач, отрабатывать практические навыки
Слайды 1-2
2. Актуализация опорных знаний
Вы перечислили основные понятия темы «Координатная плоскость». Давайте вспомним, что именно они означают.
Фронтальный опрос:
Что такое координатная прямая? Постройте координатную прямую.
Слайд 3
Чем определяется положение точки на координатной прямой?
Слайд 4
Отметьте на координатной прямой точки А(4), В(-3), О(0), К(1,5).
Слайд 5
Что такое координатные оси? Постройте их.
Слайд 6
Как называют точку пересечения координатных осей? Какие у нее координаты?
Слайд 7
Что называют координатной плоскостью?
Слайд 8
С помощью скольких чисел можно определить положение точки на плоскости? Как называют эти числа?
Слайд 9
Как записывают координаты точки?
Слайд 10
Как найти абсциссу и ординату точки?
Слайд 11
Выполните задание № 1 из раздаточного материала.
Слайд 12
Как построить точку по ее координате?
Слайд 13
Выполните задание № 2 из раздаточного материала.
Слайд 14
Задание № 1
Используя заданную координатную плоскость определите координаты точек А, В, С и D.
4
у
3
В
А
2
1
х
-5
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
С
-1
-2
D
-3
Задание № 2
Постройте точки Х(2;); Z(0;-4); Q(-1,3;0); W(;3)
3. Ознакомление с содержанием работы и требованиями предъявляемым к результатам работы
На уроках информатики мы с вами изучали на протяжении довольно длительного периода времени раздел «Применение компьютера в деятельности человека», в рамках которого рассматривали возможности компьютерной программы Paint при создании графических изображений. Сегодня мы воспользуемся полученными знаниями на уроке математики.
Сначала мы обсудим порядок выполнения части заданий, а затем приступим к самостоятельной работе.
Задание № 3
I
Загрузите графический редактор Paint.
Откройте файл РБ.bmp (D:\6 класс\). Обратите внимание на то, что изображено на рисунке. Приложение1 Слайд 15
Сколько областей в Республике Беларусь?
Назовите областные центры Республики Беларусь.
Назовите столицу Беларуси.
Вторую часть заданий вы будете выполнять самостоятельно. Мы с вами уже повторили, как определять координаты точки на координатной плоскости и как построить точку, зная ее координаты. При построении точек, линий будьте аккуратны, старайтесь работать самостоятельно, выполнять задания как можно точнее. Для построения точек удобно использовать инструмент «Кисть», а для построения отрезков, прямых – инструмент «Линия».
4. Самостоятельная работа учащихся
Задание № 3
II
Используя заданную на плоскости систему координат, определите координаты точек: B; V; G; М, R; N, показывающих расположение областных центров Республики Беларусь. Результат запишите в тетради.
Постройте прямую, проходящую через точки А(2,8;1,8) и С(3,6;6,5). Отметьте на ней точку Е с абсциссой 3,2. Определите и запишите ее ординату. Точка Е показывает расположение одного из крупнейших районных центров Могилевской области - Бобруйска.
Постройте прямую, проходящую через точки В и С. Отметьте на ней точку Р с ординатой -6,2. Определите и запишите ее абсциссу. Точка Р показывает расположение одного из крупнейших районных центров Брестской области - Пинска.
Постройте точки с координатами F(-1;5), K(3,5;5), J(3,5;3), L(3,5;2), S(-1;2), T(-1;3).
Постройте закрашенный прямоугольник красного цвета с вершинами в точках F, K, J, T и закрашенный прямоугольник зеленого цвета с вершинами в точках T, J, S, L. Обратите внимание на полученное изображение. Что именно является результатом проделанной работы?
Постройте и последовательно соедините линиями точки:
Ответы и результаты, выполнения заданий приводятся в Приложении 2
Примечание:
Так как за одним компьютером недопустимо работать нескольким ученикам одновременно, а количество учащихся превышает количество компьютеров, то часть учеников выполняют задание без использования компьютера. Они выполняют задания в тетрадях, сидя за партами на своих местах, используя подготовленный раздаточный материал (приложение 3). Один из учеников работает за партой, используя раздаточный материал, подготовленный на бумаге большого формата. Результат его работы, после проверки учителем, закрепляется на доске для проведения проверки правильности выполнения заданий каждым учащимся (самопроверка) с осуществлением контроля со стороны учителя.
Во время выполнения самостоятельной работы учитель дифференцированно оказывает необходимую помощь, индивидуально консультирует учеников.
5. Подведение итогов
Анализ работ учащихся, самооценка учащимися своей работы, выставление отметок.
Слайд 16
Обращаем внимание на возможность применения компьютерных технологий при решении математических задач. Сравниваем результаты работы на компьютере и в тетрадях, выделяем преимущества и недостатки каждого вида работы.
Домашнее задание
Повторить п.20 (Математика: Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский)
Задание № 953
Задание № 955а (на повторение) Слайд 17
Изобразите на координатной плоскости фрагмент белорусского орнамента (геометрического или растительного) и запишите координаты характерных точек.
Примером орнамента могут быть:
Слайд 18
7. Рефлексия
Ученикам предлагается оценить прошедший урок. Им нужно выбрать один из вариантов:
Урок понравился, все было понятно.
Почти все было понятно, осталось несколько вопросов.
Все не понятно.
После этого ученики должны поместить свой флажок
в ту часть координатной плоскости, в которой координаты точек х и у положительны, если выбран первый вариант ответа;
в часть, где абсцисса и ордината точек разных знаков, если выбран второй вариант ответа;
в часть, где абсцисса и ордината точек отрицательны, если выбран третий вариант ответа.
Используя заданную координатную плоскость определите координаты точек А, В, С и D.
4
у
3
В
А
2
1
х
-5
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
С
-1
-2
D
-3
Задание № 2
Постройте точки Х(2;); Z(0;-4); Q(-1,3;0); W(;3)
Задание № 3
I
Загрузите графический редактор Paint.
Откройте файл РБ.bmp (D:\6 класс\). Обратите внимание на то, что изображено на рисунке.
Сколько областей в Республике Беларусь?
Назовите областные центры Республики Беларусь.
Назовите столицу Беларуси.
II
Используя заданную на плоскости систему координат, определите координаты точек: B; V; G; М, R; N, показывающих расположение областных центров Республики Беларусь. Результат запишите в тетради.
Постройте прямую, проходящую через точки А(2,8;1,8) и С(3,6;6,5). Отметьте на ней точку Е с абсциссой 3,2. Определите и запишите ее ординату. Точка Е показывает расположение одного из крупнейших районных центров Могилевской области - Бобруйска.
Постройте прямую, проходящую через точки В и С. Отметьте на ней точку Р с ординатой -6,2. Определите и запишите ее абсциссу. Точка Р показывает расположение одного из крупнейших районных центров Брестской области - Пинска.
Постройте точки с координатами F(-1;5), K(3,5;5), J(3,5;3), L(3,5;2), S(-1;2), T(-1;3).
Постройте закрашенный прямоугольник красного цвета с вершинами в точках F, K, J, T и закрашенный прямоугольник зеленого цвета с вершинами в точках T, J, S, L. Обратите внимание на полученное изображение. Что именно является результатом проделанной работы?
Постройте и последовательно соедините линиями точки: