Пояснительная записка
Класс: 6
Дисциплина: математика
Раздел: Положительные и отрицательные числа
Тема: Координатная плоскость.
Автор: Кудряшова Любовь Александровна, учитель математики второй категории,
МОУ СОШ № 9 г. Переславль – Залесский.
Авторы учебника, учебно-методического комплекса - А.Г. Мордкович Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер,
мультимедийный проектор, карточки с заданиями, презентация PowerPoint, интерактивная доска.
Цель создания и использования медиапродукта на занятии - экономия времени, быстрая смена заданий, интерес к уроку.
Как реализуется на уроке (время и место) – урок закрепления изученного материала.
Итоговый продукт: альбом « Рисунки на координатной плоскости».
Урок по теме «Рисуем в координатной плоскости»
Цели урока:
- Образовательная: повторить основные понятия по теме; закрепить умение построения точек на координатной плоскости и умение находить координаты точек, построенных на координатной плоскости;
- Развивающая: активизировать мыслительную деятельность обучающихся посредством участия каждого из них в познавательной деятельности, развивать фантазию и интерес к созданию рисунков по координатам;
- Воспитательная: формирование положительной мотивации и интереса к математике; воспитание активности, умения общаться, сотрудничать и работать в парах.
1.Орг. момент.
Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня у нас итоговый урок по теме: «Координатная плоскость». Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.
Фраза - «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока
2.Всесторонняя проверка знаний. Актуализация знаний учащихся
( устная работа). Заготовлены жетоны для оценки учащихся.
Урок у нас будет необычный, мы отправляемся с вами в путешествие в Африку. Но прежде чем отправиться в путешествие нам с вами надо размяться, и приготовится к путешествию.
Задание №1 Отвечаем на вопросы:
(Работа с интерактивной доской и функцией шторка)
- Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
Ответ: координатные прямые х и у пересекаются под прямым углом.
2. Как называют каждую из этих прямых?
Ответ: координатную прямую х называют осью абсцисс, а координатную прямую у – осью ординат.
3. Как называют точку пересечения этих прямых?
Ответ: точку пересечения этих прямых называют началом координат.
4. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
Ответ: эту пару чисел называют координатами точки.
5. Как называют первое число? Второе число?
Ответ: первое число – абсцисса точки, второе число – ордината точки.
Задание №2
На слайде изображены пары пересекающихся координатных прямых. Какие из этих пар не образуют координатную плоскость.
Задание №3. Назвать координаты точек, за единичный отрезок берется одна клетка (устно).
рис.1
рис.2
Ответ:
Рис. 1: A (5; 4), С(-3; 3), D(-3;-2), B(3; -3)
Рис.2: А (8; 3), С (-1; -5), D (-2;1), B (5;-1)
Все работают с сигнальными карточками. Каждый поочерёдно встаёт и называет координаты указанной точки. Тот, кто согласен с этими координатами, то поднимает зелёную карточку, а кто нет - красную. (Каждый правильно ответивший получает жетон).
3. Практическая работа в парах (для оценки)
( на столах лежат заготовки «листы с сеткой»)
И так мы отправляемся с вами в путешествие. До Африканского континента можно долететь на самолете или доплыть на корабле.
Каждый сейчас из вас построит вид транспорта, на котором отправится в путешествие. (У каждого заготовка на столе)
Задание «Самолет».
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
H(-7;1), G(-9;-1), M(-3;-1), N(1;-3), P(3,-3), K(1;-1), A(6;-1), S(7;4), B(4;1), С(-7;1)
Задание «Корабль».
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
A(-7;-2), B(-9;1), C(-3;1), D(-3;5), E(2;5), F(2;1), H(8;1), M(7;-2), N(-7;-2)
Меняются листами, и сосед по парте проверяет и ставит оценку
Оценка «3» - 3 -4 ошибки
«4» - 1, 2- ошибки
«5» - 0
После решения учащимся предлагается сравнить свое решение с решением на доске.
4. Обобщение умений и навыков построения точек в координатной плоскости.
И так мы уже в пути.… Ночь… . Наше путешествие озаряется «Млечным путем». Что же видим на небе? Нам поможет задание. Выполнение второго практического задания.
По одному ученику выходят к доске и строят точки по заданным координатам в координатной плоскости.
Постройте фигуру по точкам
A (6; 6); B (3; 7); Т (0; 8); D (-3; 5); E (-6; 3); F (-8; 5); И (-5; 7); D (-3, 5).
С (-15;-7); L (-10;-5); M ( -6;-5); N ( -3;-6); O ( -1;-10); P ( 5;- 10); R ( 6; -6): N (-3; -6)
Что за созвездия у нас получились? Хорошо, я вам подскажу: это созвездие Малой и Большой медведицы. Они состоят из очень ярких звезд. На экране выводится координатная плоскость с созвездиями.
5.Обобщение умений и навыков нахождения координат точек, построенных в координатной плоскости.
Ребята, а сейчас мы вернемся к предыдущему заданию. И узнаем, какое животное встречается в Африке. (Один ученик у доски, остальные на листочке записывают в строчку названия точек, которые были построены в предыдущем задании).
- Точка, которая находится в четвертом углу.
- Точка на оси ординат.
- Точка с абсциссой 3.
- Точка, лежащая на оси абсцисс.
- Точка из третьего координатного угла.
- Точка с ординатой -6.
А теперь прочитаем получившее слово.
Это страус, молодцы. Что вы знаете о страусе? (Птица, а не летает, быстро бегает, зарывает голову в песок).
6.Домашнее задание
Наше путешествие подошло к концу. В качестве домашнего задания у вас будет: Придумать и описать в координатах животное встречающееся в Африке.
7. Итог урока.
Ребятам предлагается подвести итог своей работы на уроке, изобразив мордашку, соответствующую их настроению. А я тоже оценю вашу работу. Учитель выставляет оценки отличившимся ученикам.